Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наполнение образов
Психотерапевт предложил Карен перечислить изображенные на рисунке образы. Та составила следующий список: корни, цветы, земля, вода, толстые стены, пространство. Под этими словами она записывала ряд связанных с ними ассоциаций.
Все эти слова используются для написания сценария. Карен показывает на один из перечисленных ею предметов, а затем говорит от его лица. Она произносит слова медленно, делая паузы, полузакрыв глаза. В один из моментов Карен останавливается и говорит, что чувствует себя неловко. Однако психотерапевт предлагает ей вновь сконцентрироваться на образах, объясняя, что в произносимом Карен нет ни правильных, ни неправильных фраз, что это — лишь иной способ выражения ею своих чувств. На основе сказанного Карен был составлен следующий текст:
Корни: Мы сильные, мы поддерживаем растения. Мы растем медленно, но уверенно. Мы соединяем землю с воздухом и дождем. Мы растем равномерно и стараемся удержать цветы и травы. Мы скрыты под землей, но без нас растения не смогли бы выжить. Корни трав должны быть более длинными, чем корни цветов, потому что трава растет везде, ее не особенно жалеют и вытаптывают. (Длинная пауза.) Мы очень важны. Нас не видно, но мы сильны и упорны. Цветы: Мы похожи на солнце, потому что открыты для всех и ярки. Мы нравимся людям, наше появление говорит о наступлении лета - о времени, когда все живое купается в солнечных лучах. Земля: Я влажная и питательная; во мне содержатся самые разные вещества. Я впитываю в себя дождевую влагу и отдаю ее растениям. Я плотная и служу надежной основой для всего, что находится на мне. Вода: Иногда я доставляю людям неприятности, когда, например, выпадаю в виде дождя, но без меня нет жизни. Я скрепляю корни, цветы и землю друг с другом и поддерживаю жизнь растений. Я податливая, легко меняю форму и отдаю себя всем, кто во мне нуждается. Толстые стены: Мы защищаем и никого сквозь себя не пропускаем. Мы очень сильные и плотные. Мы находились здесь многие годы, сквозь нас невозможно проникнуть, и нас нельзя разрушить. Мы не позволяем встретится тем, кто находится по обе стороны от нас. Пространство: Я сопротивляюсь, стараясь сохранить себя ничем незаполненным. Я не хочу, чтобы в меня что-либо проникало. Я противлюсь любым попыткам меня чем-то наполнить. Я — сама пустота, стремящаяся держаться дальше от всего живого, одинокая и желающая сама собой распоряжаться. Я не хочу ни с кем общаться до тех пор, пока не буду к этому готовым.
Цель данной работы заключалась в том, чтобы дать возможность Карен раскрыть содержание каждого образа и лучше определить, какое место перечисленные образы занимают во всей сцене, тем самым обо- значив основную роль метафорического образа тоннеля и луга.
Создание персонажей Психотерапевт предложил Карен придумать к нарисованной ею сцене каких-либо персонажей. Хотя персонажами могли быть люди, животные, фантастические существа и неодушевленные предметы, Карен выбрала людей. После обсуждения с психотерапевтом возникших у нее образов она остановилась на двух персонажах. Один из них находится в тоннеле, другой - на лугу. Затем Карен описала их (от первого лица).
Мария (персонаж, находящийся на лугу): Мне 78 лет, я всю жизнь прожила в деревне. Мне нравится дышать свежим воздухом и бродить по полям и лесам. Я живу в маленьком домике на окраине небольшого поселка. Мне нравится моя жизнь, и я заполняю ее, занимаясь простыми, на приносящими мне глубокое удовлетворение делами. Я всегда жила в деревне. Будучи ребенком, я разгуливала по окрестностям, и моими друзьями были животные Особенно мне нравились кролики и другие мелкие зверюшки, живущие в полях и вблизи ручьев. Когда я подросла, то поняла, что не хочу переезжать в город. В детстве я играла с ребятами из сельской школы, но все же предпочитала проводить время в одиночестве, сочиняя разные истории про животных и лесную жизнь. Став подростком, я стала еще более независимой и держала в стороне от сверстников. В это время у меня усилился интерес к традиционным ремеслам, я освоила гончарное дело и роспись горшков в кельтском стиле. В дальнейшем это стало основным источником моего существования. Открыв свою мастерскую, я жила за счет этого и была вполне довольна такой жизнью. Вспоминая о прошлом, я прихожу к выводу о том, что сделала правильный выбор. Дейла (находящийся в тоннеле персонаж): Мне 22 года (по крайней мере, я так думаю). Мне трудно вспомнить, что было со мной до того, как я попала в тоннель. Он мне отвратителен, я лишь могу сидеть в нем в неудобной позе. Все мое тело от этого ноет. Моя спина и конечности согнуты, я не могу пошевелиться. Звуки падающих капель сводят меня с ума. Они эхом разносятся по тоннелю, и как только эхо затихает, я жду падения следующей капли. Здесь сыро и темно. Я сижу в полном оцепенении, совершенно не в силах пошевелиться. Я даже не знаю, как я здесь очутилась. Мне известно, что на поверхности течет жизнь, но она не имеет ко мне никакого отношения. В моей голове крутятся одни и те же мысли. Из-за полной темноты я не знаю, что сейчас — день или ночь. Я потеряла ощущение времени. Я нахожусь в заточении, для меня не существует ни прошлого, ни будущего. Я не знаю, откуда я пришла и куда приду. Я ощущаю себя в западне, окруженной тьмой и сыростью. У меня даже нет сил закричать и позвать на помощь.
|