Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка






Карен сделала из чулка и ткани марионетку размером 12 дюй­мов. Для изображения одежды персонажа она использовала тем­ную ткань, а для изображения волос — черную шерсть. Затем она смастерила из картона тоннель, разрезав его вдоль на две половины, чтобы можно было помещать внутрь марионетку что тут же и сделала. После этого Карен вместе с психотерапевт том репетировала сцену с участием Марии, подбирая различные подходящие для этого персонажа движения и интонации. Между сессиями Карен также записывала сочиненные ею истории в красивый блокнот, дополняя свои рассказы иллюст­рациями. Она сказала психотерапевту, что ей удалось сконцентрироваться на этом задании, и создание рассказов и рисунков к ним ей очень понравилось. После этого она была готова к рабо­те с марионетками.

 

Драматическая сцена № 1

Марионетка, изображающая Дейлу, была помещена в тоннель, а тоннель, в свою очередь, поставлен под стол (наиболее тем­ная часть комнаты). Затем Карен, скрестив ноги, села на пол, пытаясь войти в образ семилетней Марии. Некоторое время она имитировала дыхание и голос Марии и подбирала позу, для того чтобы можно было держать блокнот. После этого, пред­ставляя себя Марией, она прочитала Дейле два сочиненных ею рассказа.

Прочитав их, Карен вышла из роли, и психотерапевт пред­ложил ей прокомментировать положительные черты образа Марии. Карен сказала, что ей особенно помогли:

• дыхание, позволившее ощущать легкость в теле;

• поза, которая помогла “высвободить свежую энергию”;

• собственно чтение рассказа, от которого она получила боль­шое удовольствие.

Далее предполагалась работа с марионеткой, изображаю­щей Дейлу. Карен залезла под стол, взяла в руки марионетку и начала поглаживать ее по волосам и одежде. Когда психотера­певт предложил прокомментировать, что она делает, Карен ска­зала, что пытается утешить марионетку, поскольку та выглядит очень грустной. После этого, подержав марионетку в правой руке, Карен положила ее обратно в тоннель. Некоторое время она продолжала ее гладить.

Затем Карен и психотерапевт некоторое время работали над образом Дейлы, стараясь передать манеру речи и движений это­го персонажа. Кроме того, они придумывают, чем может зани­маться Дейла, сидя в тоннеле. Карен говорит, что Дейла слы­шала чтение Марии, но с трудом могла поверить в то, что ей может кто-то читать.

В течение последующих сессий психотерапевтический эф­фект работы был усилен за счет проекции переживаний Карен на оба персонажа.

Прежде всего, Карен, продолжив сочинение историй, попы­талась более подробно представить, что может происходить в тоннеле. При этом психотерапевт напомнил ей о рисунке, со­зданном Карен в начале работы. Также специалист попытался привлечь внимание Карен к тому, что, находясь в тоннеле, Дейла может ощущать присутствие за его пределами корней трав и цветов, земли и воды. Карен сообщила, что, по ее мнению, Maрия сказала обо всем этом Дейле.

Затем Карен вновь вошла в образ Марии; показывая ей рисунок, она пояснила, что на нем изображено. После этого она вышла из образа Марии и представила себя в роли Дейлы, вспомнив о том, что той раньше казалось, будто она ощущает, как вокруг “течет жизнь”. Она попыталась представить, каким образом она снова может почувствовать с ней связь. Карен ска­зала психотерапевту, что Дейла хочет сочинить историю.

 

История Дейлы (сокращена)

Это был зимний день. Падавший снег покрыл толстым слоем землю. Он падал до тех пор, пока все не стало окутано его толстым покрывалом. Все водоемы покрылись слоем льда, и журчание ручья уже не было слышно. Находящиеся же в толще земли корни продолжали впитывать влагу. Более крупные старались помогать. более мелким и согревать их, чтобы те могли выжить во время зимних холодов. Почва вокруг корней оставалась влажной и удержи- вала тепло. Благодаря этому корни благополучно дожили до лета. Корни проникали в глубь земли и также ее согревали. Из-за этого снег таял, и земля наполнялась влагой, что давало корням еще больше пищи. Даже зимой корни продолжали расти, благодаря чему растения были готовы к встрече с весной и цветению. Корни росли и в конце концов достигли стен тоннеля. Они окружили его со всех сторон, пытаясь найти какую-нибудь щель, чтобы проникнуть через нее внутрь тоннеля. Все это время корни вбирали в себя влагу и несмотря на то, что росли в кромешной тьме, знали о том, что растение, которому они принадлежат, когда-нибудь расцветет и его цветы будут купаться в солнечных лучах.

В один прекрасный день корни достигли конца тоннеля. Вход в него, однако, был закрыт толстым слоем паутины, сотканной паками за многие годы. Корни с удивлением обнаружили, что удалось проделать столь долгий путь, продвигаясь вдоль стенок тоннеля. Они разорвали паутину, и в тоннель проник свет. Корни там же порадовались тому, что им удается прочно удерживать цветы травы, и тому, что на них тоже попали лучи солнца. Они проникли в тоннель и осветили его своим мягким светом. Однако должно было пройти еще немало времени, прежде чем они высушили внутреннее пространство.

 

Психотерапевт помогал Карен сочинить эту историю, напо­миная об ассоциациях, вызванных у нее разными элементами ранее созданного рисунка. Когда же Карен испытывала затруд­нения, психотерапевт подсказывал ей некоторые ассоциации. Цель данной работы заключалась в том, чтобы помочь клиенту выразить свои депрессивные переживания и осознать контраст между понятиями “света” и “тьмы”.

 

Драматическая сцена № 2

Карен и психотерапевт вновь использовали марионетку. Они воспроизвели сцену с сидящей в тоннеле Дейлой, и Карен от ее лица попыталась описать, как солнечный свет проникает в тон­нель. “Я ощущаю тепло, это хорошо, — сказала она. — Я чув­ствую, как солнечные лучи падают на мое лицо и плечи. Мне хочется двигаться. Мои суставы почти потеряли подвиж­ность — ведь я находилась здесь так долго. Я хочу выбраться наружу”. В течение последующих сессий Карен использовала марионетку. Она показывала, что Дейла, сидя в тоннеле, с боль­шим трудом начинает шевелиться. В конце концов ей удается лечь на живот, подняв к свету голову, и поползти к выходу из тоннеля. Однако, достигнув конца тоннеля, она сказала, что боится ползти дальше.

Тем самым марионетка выразила страх, который пережива­ла сама Карен. Она явно хотела добиться изменений в своем состоянии, но все еще ощущала себя слишком скованной.

При этом психотерапевт сказал Карен, что Мария может помочь Дейле преодолеть страх. Карен с этим согласилась и, войдя в роль Марии, села на подушку возле “выхода из тонне­ля”. Затем от лица Марии она сказала: “Здесь одиноко, и солн­це светит далеко не всегда. Иногда даже идет дождь или дует ветер. Свет здесь не такой уж яркий. Ночью мы отдыхаем, для того чтобы восстановить свои силы для следующего дня”.

Психотерапевт обратила внимание Карен на то, что во вре­мя исполнения роли Марии ее голос звучит по-новому, — он становится более сильным и звонким. В ответ Карен заметила, что это происходит потому, что Мария растет. Психотерапевт добавил, что Карен могла бы сыграть и повзрослевшую Марию.

Некоторое время было потрачено на создание образа взрос­лой Марии. Теперь Карен располагалась уже не на подушке,

После этого Карен попросила психотерапевта положить Дейлу на колени “Марии” и обсудила с ней, каким образом можно было бы включить в действие Дейлу, а также то, что она может чувствовать, находясь на коленях у Марии. Карен сказала, что Дейла чувствует там себя уютно. После этого психотерапевт предложил Карен представить, во что может быть одета Мария, и подыскать определенную ткань для ее платья. Вы­брав ткань, Карен покрыла ею лежащую на стуле подушку, после чего Дейла начала медленно выбираться из тоннеля на эту ткань.

Очень важно, что Карен сама показывала, как марионетка, “символизирующая ее саму в состоянии депрессии”, выполза­ет из тоннеля и перемещается на колени Марии (тот аспект личности Карен, который обладает исцеляющими возможностями). Задача психотерапевта заключалась в поиске драмати­ческой формы, которая позволила бы Карен это сделать, и способствовании процессу дальнейшей интеграции ее переживании.

После этого Карен, изображая взрослую Марию, подошла к стулу. Она покрыла свои ноги тканью и положила марионетку на колени. Затем около пятнадцати минут она гладила ее, массировала ей плечи и всячески утешала.

На последующих сессиях подобная сцена повторялась несколько раз.

Психотерапевт спросил Карен о том, что теперь будет с тоннелем, на что та ответила, что тоннель надо перестроить. Eго следует сделать прочным и безопасным, а у его входа должны расти цветы. Карен добавила, что тоннель может быть превращен в место отдыха. В случае необходимости люди могли бы забираться в него и выходить, когда им захочется. Когда они находятся внутри тоннеля, его стенки надежно их защищают. С этими словами Карен положила Дейлу на ткань, чтобы та наблюдала за перестройкой тоннеля.

В ходе последних сессий тоннель уже выступал в качестве метафоры безопасного пространства.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал