Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Когда слова наполняются жизнью
Драматерапевтическая работа с текстами
В этой главе речь пойдет о богатстве, заключенном в разного рода текстах. Поэмы, рассказы и, естественно, пьесы аккумулируют в себе многообразие форм человеческого опыта. В поэмах, например, запечатлен опыт их авторов. Еще более весомо он представлен в литературной прозе, где авторские идеи вплетаются в повествование (что, конечно, имеет место и в поэзии). Пьесы же позволяют облечь истории в плоть, за счет чего они приобретают особую силу воздействия. Некоторые пьесы, такие как “Макбет”, “Три сестры”, “В ожидании Годо”, напоминают поэмы, разыгрываемые на сцене. Поэмы могут быть любого рода. Различным может быть и их размер — от очень большого до размера японских хокку. Прозаические литературные произведения обычно более крупные, однако они содержат в себе описания таких ситуаций и отношений, которые вполне могут быть разыграны на сцене. Существует огромное разнообразие пригодных для постановки литературных источников. Они даже не обязательно должны иметь драматический характер, а становятся драмами в процессе постановки. Исполнение ролей и изображение героев в различных ситуациях всегда придает действию драматический оттенок. Даже тогда, когда в основе пьесы лежит довольно банальная идея и пьеса при чтении вызывает лишь скуку, исполнение наполняет ее жизнью. Любая знакомая ситуация, постольку поскольку в ней действуют люди, предполагает их игру и вызывает интерес, стоит только вам поверить в то, что данная ситуация действительно могла бы иметь место и что это могло произойти с вами. Используя свое воображение и играя что-то, что могло произойти на самом деле, мы становимся похожими на волшебников. Однако нет никаких препятствий к тому, чтобы поступать как вы считаете нужным и интересным. Хотелось бы подчеркнуть, что существует огромное разнообразие способов исполнения драмы, и единственным критерием, позволяющим отделить то, что является ею, от того, что ею не является, выступает то, насколько мы позволяем себе включиться в игру, используя наше воображение. Наилучшие результаты получаются, конечно, в том случае, когда все участники действия проявляют к игре тот или иной интерес. Лишь тогда она получается особенно яркой, поскольку когда люди так или иначе работают с текстом, они забывают о том, что их беспокоит и целиком отдаются постановке. В определенном смысле игра для них сопряжена с определенными преимуществами. Существует, по крайней мере, две причины, почему, используя литературные тексты для драматической постановки, люди чувствуют себя более уверенно, чем тогда, когда, скажем, им предлагают самим сочинить сценарий драматической постановки, показать на сцене какой-то эпизод из своей жизни либо скопировать увиденное по телевизору. Во-первых, используя готовый текст, вам нет необходимости его сочинять — вы можете его просто прочесть. Если же вы обладаете смелостью или талантом, вы даже можете прочесть его вслух. Если к вам при этом присоединятся другие — получится настоящая постановка. То же самое справедливо и в том случае, если вы будете читать готовую пьесу. Сидя и читая пьесу либо даже стоя и держа текст в руках, вы одновременно играете пьесу и как бы не играете, или играете ее — и как бы наблюдаете за собой со стороны. Словно слова читаемого вами текста позволяют вам включиться в действие и одновременно защищают вас от слишком эмоционального ее восприятия. Вы действительно нуждаетесь в защите — не только от собственных чувств, но и от воздействия фантазий автора пьесы. Некоторые поэмы, пьесы и проза связаны с очень сильными чувствами — причем не только с чувствами авторов, но и с нашими собственными. Воздействие литературных произведений часто основано на архетипических переживаниях и моделировании неких символических характеров и ситуаций, отражающих многообразие форм человеческого опыта и даже выходящих за его пределы. Литературные творения словно говорят нам: “Смотри, такова жизнь, в том числе, и твоя собственная. Это — история твоей жизни и жизней других людей”. Иногда, когда персонажи и ситуации выглядят символично, вы испытываете радость от того, что вам попался такой текст. У вас возникает сильное желание сохранить в себе ощущение от прочитанного текста — точнее, от той игры, в которую пытается вас вовлечь автор, и в которой вам самому хотелось бы принять участие при условии, что у вас хватит на это смелости. Находящаяся в ваших руках книга или лежащий перед вами текст придают вам такую смелость. Как мы уже отмечали, то, что представляется наиболее значимым и вызывает наиболее сильные чувства, обычно бывает особенно сложно изобразить. Текст же является чем-то вроде маски, за которой мы можем спрятаться. Это один из возможных способов объяснения необычного воздействия, связанного с использованием готовых текстов. Можно также сказать, что тексты выступают в качестве своеобразного моста, средств коммуникации и передачи некой особенно важной информации. Как и театр, они способны нечто открыть и одновременно защитить нас от этого. Дональд Вин-никотт (Winnicott, 1971) пишет, что произведения искусства могут выступать в качестве созданных нами или кем-то другим “транзитных объектов”. Таковым в данном случае является текст, который мы держим в своих руках и читаем — либо про себя, если мы находимся одни, либо вслух, если речь идет о групповой работе. Транзитные объекты позволяют нам пережить и выразить то, что в иных обстоятельствах пережить и выразить очень сложно. Они выступают в качестве средств, облегчающих процесс коммуникации — чего-то знакомого и внушающего нам уверенность в своих силах, сообщающего нечто особенно важное. Если речь идет, например, об известных литературных произведениях, они представляют значимость практически для всех людей. Написанные тексты обретают независимое существование и служат разным людям. Они не прекращают существовать в момент завершения действия. Они могут быть подвергнуты анализу и глубокому изучению. Если у вас есть время, вы даже можете прочесть их несколько раз подряд. Вы можете сделать один или вместе с другими людьми. Если вы решите читать вслух, то можете распределить роли. Разумеется, вы можете идентифицировать себя с разными персонажами — так, как это бывает в любой драме. Обычно идентификация происходила с теми персонажами, от лица которых читается текст, однако мы можем испытывать особую симпатию и к другим персонажам. Очевидно, что совместное чтение пьес создает особую атмосферу. Люди получают глубокое удовлетворение от того, что читают общий текст вместе. Создается впечатление, пьесca начинает оживать непосредственно в момент чтения текста; мы ощущаем себя сопричастными реальности, создан автором пьесы и запечатленной на печатных страницах. В любой момент она может ожить благодаря воображению читающих текст людей. Существует большая разница между тем, когда люди “на глазах” пытаются разыграть какую-либо сцену и когда они заучивают свои роли заранее. Заучивание текста позволяет им чувствовать себя более уверенно. Есть также различие между простым чтением текста пьесы и ее исполнением. Всякий, кто когда-либо принимал участие в сценической игре либо выступал в качестве зрителя, знает, что происходящее на сцене воспринимается как реальное событие, поскольку актеры, предлагая себя в той или иной роли, проживают ситуации, созданные воображением автора; актерам кажется, что они и есть те самые люди, которые находятся в этих ситуациях. В этом случае чувства и вовлеченность в процесс игры передаются зрителю. Поэтому, как в любом театре, в процессе драматерапии является очень важным, что исполнение предполагает активную работу воображения и актеров, и зрителей. Участвуя в игре, изображая сцену или просто читая текст, люди участвуют в драме. Все зависит от того, насколько удастся преодолеть барьер между исполнителями и зрителями и создать ситуацию, при которой их бы ничего не разделяло. То, что представлялось недавно барьером, зачастую оказывается мельничным жерновом драматического воображения. Написанный текст намного ближе к сценическому исполнению, чем это можно поначалу предположить, поскольку наше воображение позволяет преодолеть разрыв между разными аспектами реальности и установить друг с другом отношения, которые казались нам вряд ли возможными. Вплоть до настоящего момента в данной книге речь шла о видах драматической импровизации и драматерапевтических подходах, не связанных с написанными текстами пьес. Наделе, однако, оказывается, что разница между такими подходами и подходами, предполагающими использование готовых текстов, весьма относительна. Драматическая импровизация имеет спонтанный сиюминутный характер. Таким же характером обладает и драматерапия, связанная с использованием готового текста, если во время чтения вы ведете себя совершенно свободно и используете воображение. Существуют определенные ситуации, когда использование готовых текстов имеет очевидные преимущества. Это, в частности, те случаи, когда члены группы не могут свободно передвигаться, когда у них имеются физические ограничения или когда они прикованы к кровати либо к инвалидной коляске. Это, разумеется, не обязательно означает, что они не способны к импровизации (хотя импровизировать, конечно же, проще, если вы можете движениями своего тела выразить то, что рождает ваше воображение, а не полагаться исключительно на жестикуляцию и голос). Однако наличие готового текста позволяет сфокусировать внимание на определенной ситуации и отвлечься от того, что нас непосредственно окружает. Воображению в этом случае принадлежит решающая роль. Готовый текст как в прямом, так и переносном смысле является тем, за что мы можем “держаться”. Существуют и другие причины, почему у человека возникает потребность в его использовании. Некоторые люди настолько стеснительны, что не хотят двигаться, по крайней мере, поначалу — пока плохо знакомы с окружающими и не могут в достаточной степени раскрепоститься. Некоторые люди находят драму слишком интеллектуальным занятием, поэтому когда в их руках оказывается готовый текст — особенно какого-либо известного автора — они начинают относиться к происходящему излишне ответственно. Такое отношение к драме, возможно, усвоено еще в школьные годы, и избавиться от него довольно сложно. Если такое отношение к драме характерно для группы в целом, имеет смысл учесть настроение участников и, начав работу с использованием готового текста, посмотреть, как они будут реагировать на него в дальнейшем. Все это не самые лучшие аргументы для использования готовых текстов в драматерапии. Существуют, однако, и положительные показания для их использования. Например, задействовав готовый текст, можно оценить пьесу в целом и понять, что хотел сказать автор своим произведением. Если члены группы не имеют возможности вместе посетить театр и увидеть пьесу на сцене, работа с текстом станет единственным шансом это компенсировать. Хотя это становится очевидно далеко не всем и не сразу, но исполняемые на сцене пьесы всегда имеют некую ключевую тему. Когда она, наконец, становится очевидна, зрители фокусируют свое внимание на определенных, наиболее важных моментах действия, что можно использовать непосредственно в ходе драматерапевтических сессий. Читая готовый текст пьесы, входя в описанную автором реальность, члены группы осознают, что представленные в ней темы и характеры значимы не только для автора, но и для них самих. Естественно, данный факт не обязательно означает, что эти темы имеют для вас наибольшую значимость или вы постоянно над ними размышляете. Возможно, это как раз те темы, над которыми вы совсем не хотите думать и предпочитаете обходить их стороной. Когда же тема подана особым образом, неожиданно для себя можно обнаружить ее значимость. Тогда вся пьеса наполняется для вас определенным смыслом — именно вся пьеса, а не отдельный ее эпизод, хотя, возможно, благодаря воздействию одного из показанных моментов вы впервые обращаете внимание на актуальность того, что в ней показано. Мы ощущаем свою причастность всему, что происходит в пьесе — ее сюжету, времени, месту и героям. Мысленно возвращаясь к ней, мы пытаемся охватить ее целиком, исполняя в своем воображении самые разные роли. С психотерапевтической точки зрения это сопряжено с достижением важных исцеляющих эффектов, поскольку мы начинаем видеть в различных персонажах разные грани нашего “я”. Это далеко не так просто, как может показаться. Как было уже отмечено, мы предпочли бы не замечать в себе многих вещей, например, психических реакций, имеющих неосознанный характер. Начиная с детства мы приучаемся разотождествлять себя с ними. Когда же у нас есть время для того чтобы проработать пьесу в целом, мы рискуем столкнуться лицом к лицу с малопривлекательными аспектами своей личности. Драматерапевтический подход, таким образом, способствует проявлению самых разных сторон нашего “я” и их интеграции, благодаря чему мы видим себя в новом свете. Куски пьесы, которые группа либо отдельные ее члены выбирают для работы, являются по сути теми ее фрагментами, в которых ведущая драматическая тема представлена наиболее наглядно, так как в них отражается суть всего произведения. Поскольку основной целью драматерапии является обнаружение скрытых конфликтов личности, выбираемые для подобной работы пьесы обычно включают темы, имеющие то или иное отношение к переживаемым членами группы социальным конфликтам и душевному страданию. Это не какие-нибудь особенные произведения — многие известные пьесы касаются как раз всего этого. Произведение вряд ли станет широко известным, если оно не затрагивает общечеловеческие проблемы и если в нем не показаны различные сложные жизненные ситуации. Существуют разнообразные способы, посредством которых драма выполняет данную функцию, присущую комедии, трагедии, фарсу, сатире, мелодраме или документальному произведению. Вовсе не обязательно, чтобы в пьесе с самого начала обозначалась главная тема. Эффект от ее воздействия может в значительной степени отличаться от ожидаемого. Первоначально нам может показаться, что пьеса представляет собой более грустное, счастливое, глубокое или личностное произведение, чем это есть на самом деле. Однако мы не обнаружим этого, прежде чем не дочитаем всю пьесу до конца. И хотя еще до начала спектакля мы имеем относительно него определенные ожидания, покидая театр, мы можем переживать чувства, которые переживать не предполагали. Пьесы обычно являются целостными произведениями — даже тогда, когда, наблюдая за ходом действия, мы не можем предугадать, что произойдет с героями в следующий момент. Драматургическим произведениям присуща завершенность — они имеют начало, середину и конец даже тогда, когда нам кажется, что с действующими лицами почти ничего не происходит (примером может служить пьеса Сэмюэля Беккетта “В ожидании Годо”, а также некоторые произведения Чехова). Составив список случайно подобранных известных пьес, мы увидим, что все они касаются определенной значимой темы. Конечно же, каждая пьеса может затрагивать сразу нескольких тем и отражать самые разные формы человеческого опыта. Вовсе не обязательно, чтобы пьеса отражала какую-то одну мысль или точку зрения. Каждая пьеса отражает различные взгляды, и именно это делает ее правдоподобной. Поскольку пьесы показывают человеческие отношения, а также самые разнообразные установки и интересы людей, они представляют собой площадку, где сталкиваются противоположные взгляды и мнения, а отнюдь не декларируют какую-то одну точку зрения. Такова природа драмы. Однако среди многообразия различных точек зрения может выделяться какая-то одна, и именно она будет отражать суть всего произведения. Ниже приводятся примеры различных пьес, каждая из которых отражает определенную установку или систему взглядов. Все они, конечно, имеют глубоко личный характер. Данный перечень известных пьес был составлен для того, чтобы показать, что каждое произведение имеет некую основную тему. Естественно, их оценки различаются, однако драматерапевтическая работа с текстом предполагает выработку некой согласованной точки зрения относительно того, какая мысль в том или ином произведении является основной. При этом должны быть приняты во внимание самые разные точки зрения. Данный список составлен методом случайной выборки.
Все эти пьесы входят в традиционный театральный репертуар. Однако сказанное нами касается не только хорошо известных произведений. Значимые темы характерны для самых различных драм. Некоторые пьесы прекрасно выражают проблемы, характерные для отдельных участников психотерапевтической группы либо они отражают проблемы всей группы в целом. При этом готовые тексты и известные пьесы могут рассматриваться как инструмент, более безопасный для работы с этими проблемами, чем тексты или инсценировки, придуманные самими участниками группы. Возможно, это происходит потому, что авторы этих произведений берут на себя ответственность за описываемые в ней события. Прекрасным примером такого рода драматерапевтической работы может быть использование пьесы “Трагедия мстителя” (1607) — произведения, относящегося к эпохе короля Якова I и ныне исчезнувшего из театральных репертуаров, которое дает богатые возможности для выражения личных переживаний членов группы (Andersen-Warren, 1991). “Пьесы ужасов”, приключенческие произведения, описывающие разнообразные события и превратности судеб героев, могут, на первый взгляд, показаться довольно причудливыми и не заслуживающими серьезного отношения, хотя на самом деле они являются прекрасным средством выражения членами группы тех чувств, конфронтация с которыми в иных обстоятельствах может быть слишком опасна. Использование с этой целью готовых текстов позволяет сфокусировать внимание на психотерапевтической работе с определенными переживаниями и имеет преимущество перед непосредственным отреагированием личных проблем участников, хотя и последнее может предполагать значительный творческий элемент. Воспринимая некоторые пьесы в целом, можно признать, что они являются прекрасным инструментом для отражения опыта межличностных отношений. Участвующие в них персонажи представляются не только самодостаточными личностями, но и некими “винтиками” более сложного механизма. Они демонстрируют образцы человеческого поведения, вызывающие у нас тот или иной отклик. Мы отождествляем себя с героями пьес, остаемся к ним равнодушными либо относимся к ним негативно. Кроме того, как это нередко случается, они могут вызвать у нас противоречивые чувства — внешне мы их осуждаем, но в душе испытываем определенный интерес или даже симпатию, хотя не всегда готовы их открыто поддержать. Если в драматерапии используются готовые тексты пьес, мы имеем возможность обстоятельно подумать над их персонажами. Наличие текста позволяет “вжиться” в характеры действующих лиц, при восприятии же этого самого произведения на сцене театра такая возможность отсутствует. Таким образом, использование в драматерапии готовых текстов позволяет обстоятельно подумать над теми мужскими и женскими образами, с которыми мы себя отождествляем. Следовательно, мы получаем возможность подумать и о себе самих. Марина Дженкинс (Jenkyns, 1996) полагает, что использование текста позволяет сосредоточиться на “теневых” аспектах нашего собственного “я”, воплощенных в тех или иных персонажах. Когда мы читаем готовый текст, нам становятся понятней наши собственные действия, а это имеет психотерапевтический эффект. Как пишет Дженкинс, “восприятие пьесы приводит к исцелению за счет того, что она создает условия для проекции наших неосознаваемых переживаний, придавая им определенную форму и структуру” (Jenkyns, 1996, р. 72). “Оформление” переживаний связано с представлением о том, что пьеса выполняет функцию психологического “контейнера”. Это имеет место, когда мы непосредственно участвуем в инсценировке, “одновременно являясь и актерами, играющими роль того или иного персонажа, и самими собой; тем самым мы выражаем и свои чувства, и придаем им определенную форму” (Jenkyns, 1996, pp. 48-49). Кроме того, использование готовых текстов сопряжено с еще одним преимуществом:
“Работа с текстом нередко дает возможность проецировать на персонажи социально неприемлемые чувства членов группы, такие как ненависть, страх, чувство утраты, собственной ущербности и другие. Члены группы при этом могут говорить, что текст просто ужасен и отвратителен, и им меньше всего хотелось бы исполнять это произведение. В то же время работа над ним ведет к их сближению, позволяя выразить и признать свои " теневые" стороны” Oenkyns, 1996, р. 45).
С точки зрения теории объективных отношений драматерапия может рассматриваться как инструмент интеграции отчужденных от нас аспектов нашей психики в результате развития в раннем детстве защитных механизмов (если использовать понятие, введенное в научный обиход Мелани Клейн (Klein, 1988), точнее было бы сказать — “отщепленных”). Хотя процесс интеграции носит неосознаваемый характер, он должен быть осмыслен и проработан. В решении этой задачи использование готового текста предоставляет очевидные преимущества. Важным этапом драматерапии является переход от чтения текста к исполнению ролей. Постановка пьесы в драматерапевтическом процессе позволяет реализовать исцеляющие возможности, связанные с формированием драматической дистанции, что становится возможным благодаря актерской игре и наличию определенного сценария. Драматерапевтическая работа при этом напоминает процесс театральной постановки. Таким образом, “...пьеса является конечным продуктом и одновременно сырым материалом” (Andersen-Warren, 1996, р. 134). Это относится не только к широко известным пьесам, которые неоднократно ставились на сцене. Андерсен-Уоррен (Andersen-Warren 1996) описывает создание членами группы их собственной версии хорошо известной пьесы и ее исполнение перед публикой. Процесс подготовки и исполнения пьесы включал три этапа, однако все они были сопряжены с самостоятельным творчеством. Сценарий предполагал изображение определенной драматической ситуации, ее неоднократное проигрывание в ходе репетиций с последующим исполнением перед аудиторией и, наконец, выходом за “рамки” пьесы, когда исполнители и зрители делились своими впечатлениями о том, чем для них являлось изображение на сцене разнообразных жизненных ситуаций. На последнем этапе работа также осуществлялась “посредством текста”, а сам он в значительной мере был основан на личном опыте участников группы (Andersen-Warren, 1996; Grainger, 1999в).
Описание работы драматерапевтической группы, связанной с постановкой пьесы “Трагедия мстителя”
“Трагедию мстителя” Турнера (Gibbon, 1967) вряд ли можно считать оптимальным выбором для начала драматерапевтиче-ского процесса. Она касается некоторых наиболее темных и малопонятных аспектов человеческой природы. Тем не менее, работа с “теневыми” сторонами психики послужила катализатором глубоких психологических изменений у членов группы.. Участниками сессий были пациенты небольшого психиатрического отделения больницы общего профиля, расположенной в Северной Англии. Прежде всего было необходимо объединить постановок спектакля с решением психотерапевтических задач. Этому способствовали два момента: во-первых, руководство больницы выделило средства для посещения членами группы театра, а во-вторых, все участники обладали опытом предыдущей драматерапевтической работы, проводившейся Андерсен-Уоррен. Кроме того, больница имела налаженные контакты с местными театральными коллективами, театрами и отдельными актерами. Некоторые клиенты выказали интерес к посещению Королевского Шекспировского театра, поскольку знали о нем из различных средств массовой информации. Многие из них видели спектакли, поставленные в этом театре, и на них произвели большое впечатление пьесы Шекспира. Поэтому члены группы захотели увидеть некоторые менее известные пьесы, автором которых являлись современники Шекспира. С учетом этого было организовано посещение клиентами театра “Лебедь”, в котором шла “Трагедия мстителя” (Gibbon, 1967). Театр посетили 12 членов драматерапевтической группы в возрасте от 23 до 62 лет. Все они посещали дневной психиатрический стационар и мастерские местного центра психического здоровья. При отборе пациентов в драматерапевтическую группу учитывались особенности их заболевания. Среди них не было ни одного человека, находящегося в остром психическом состоянии, однако у всех имелись проявления психомоторной заторможенности и торпидности мышления, а также иные нарушения познавательной деятельности. Грейнджер (Grainger, 1990) сравнивает нарушения восприятия при психическом заболевании с “наблюдением болельщиков за футбольным матчем через шоры, позволяющие им видеть лишь небольшую часть поля. Их неспособность увидеть поле целиком означает, что они не знают, куда и откуда летит мяч” (Grainger, 1990, р. 53). Использование драматерапии привело к тому, что клиенты стали лучше ощущать границы своего тела. Предполагалось, что их участие в новой программе и работа с драматической реальностью приведет к дальнейшему укреплению “я” каждого участника. Прежде чем члены группы отправились в театр, одна из сессий была посвящена беседе о театре и обсуждению особенностей этого вида искусства. Кроме того, ведущие привели примеры разных пьес, в которых поднимались вопросы жизни и смерти, а также способностей человека смеяться над смертью, разрушением, болезнью и насилием. Они отметили, что “Трагедия мстителя” сочетает в себе комические и трагические элементы. По мере развития сюжета пьеса принимает характер фарса. Когда персонажи бросают вызов судьбе, начинают звучать темы реванша, возмездия, власти и коррупции. Порой пьеса напоминает кошмарный сон. Словно вспоминая его, герои одновременно стараются не обращать внимания на пугающие их образы. При посещении театра участники получили огромное удовольствие. Во время действия актеры перемещались по всему залу, ложам и балконам. Костюмы были великолепны, а движения исполнителей весьма экспрессивны, что делало спектакль очень зрелищным. Выразительность речи актеров в сочетании с яркими визуальными образами произвела на членов группы неизгладимое впечатление. Они живо реагировали на все происходящее* и создавалось такое впечатление, будто они участвуют в некой пантомиме, полностью погрузившись в атмосферу представления. Неважно, в какой степени члены группы сумели понять затейливый сценарий пьесы. Несомненно, что они находились под сильным воздействием спектакля, и хотя остро переживали страх и растерянность, эти чувства надежно удерживались; драматической структурой спектакля. Это было заметно, когда, расположившись в теплом автобусе, члены группы оживленно обсуждали увиденное. Было очевидно, что они получили новый опыт. Переживаемые ими чувства нашли свое отражение в происходившем на сцене, а то, что участники могли это видеть, давало им ощущение контроля над своими эмоциями. Спустя четыре дня после посещения театра состоялась первая сессия. Драматерапевтическая программа, предполагавшая работу клиентов в закрытой группе, продолжалась десять недель. Драматерапевт описывает свою работу с этой группой следующим образом:
“Участники были восхищены и заинтригованы увиденным, в числе и страшными эпизодами. Описания ими своих реакций время просмотра спектакля напоминают то, что Николас Брук (Brook, 1979) описывает в своей книге под названием " Ужасный смех". Члены группы были также слегка озадачены тем, что странные сцены вызывали у них необъяснимое веселье. Например, он со смехом вспоминали, как Виндис и Ипполито сломали палы) мертвому графу лишь для того, чтобы вложить в его руку куб Я помог им справиться с ощущением растерянности и принять " теневые" аспекты своей личности, чтобы не оставлять их один на один с непонятными и пугающими проявлениями их природы”.
Драматерапевт решил в дальнейшем в работе с этой группой использовать не столько текст, сколько образный ряд пьесы, поскольку некоторые участники были неграмотны.
|