Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сессия 1
В ходе первой сессии пять женщин и семь мужчин продолжали обсуждать спектакль. После объяснения общих правил групповой работы им было предложено выполнить несколько “разогревающих” упражнений на расслабление. Затем ведущие предложили членам группы представить, как они поднимаются из фойе театра “Лебедь” в зрительный зал и садятся на свои места. Это позволило сплотить их и вовлечь в некий совместный ритуал. Все движения выполняли сравнительно медленно, чтобы создать у членов группы ощущение комфорта и безопасности, которое позволило бы им выступать в последующем в роли наблюдателей за своими собственными действиями и, являясь участниками драмы, сохранять в то же время отстраненную позицию. Расположившись затем в одной части комнаты и представляя себя в качестве “зрителей”, члены группы совместно с ведущими определили, где будет находиться “сцена”. После этого они разделились на четыре подгруппы, по три человека в каждой, для создания “немых скульптур”, воспроизводящих определенные моменты спектакля. Поскольку одна из подгрупп предложила инсценировать разные мизансцены, было решено разбить спектакль на три части. Одна подгруппа должна была изображать сцену из первой части спектакля, другая — из второй его части, а третья и четвертая — из финальной части. • Первая подгруппа выбрала самый первый эпизод спектакля, изобразив коленопреклоненного Виндиса, который держал в руке череп. Рядом с ним, усмехаясь, стояли двое придворных. • Вторая подгруппа показала сцену, изображающую палача, держащего отрубленную голову; двое присутствующих при казни братьев смеялись. • Третья группа изобразила сцену расправы над графиней. При этом один человек держал сорванный с головы графини парик, в то время как другой, усмехаясь, показывал на ее лысую голову. • Четвертая группа изобразила цепь несущих свечи людей из заключительной части спектакля. После этого было решено “озвучить” немые сцены. Большинство членов группы вспомнили реплики участников спектакля.
Графиня: “С меня сорвали мой парик, и я предстала перед вами старой, безобразной женщиной. Как мне пережить этот позор? ” Палач: “Я держу эту голову и не могу пошевелиться — я подумал, что таким же образом с моих плеч однажды может скатиться и моя голова”. Придворный (о Виндисе): “Я вижу, он держит чей-то череп. Может быть, в свое время он будет таким же образом держать и мой”.
Более положительное высказывание прозвучало из уст участников четвертой подгруппы.
Свечи: “Мы видим ужасные вещи, но продолжаем гореть”.
В высказываниях участников трех первых подгрупп содержались отдельные слова, ассоциирующиеся с безумием (“потерять голову”, “потерять разум” и т. д.) или психической ущербности. Эти слова могли восприниматься членами группы как определенным образом связанные с их психическим заболеванием. Сессия завершилась тем, что все члены группы присоединились к сцене со свечами, сформировав общую “немую скульптуру”. После этого каждый рассказал о собственном восприятии показанных сцен, а также о том, каким образом он мог бы, находясь в неподвижном положении, помочь другим. Большинство членов группы заявили, что в этих ситуациях они лишь могли дарить надежду, веру и свет. После краткого обмена впечатлениями, связанными с восприятием сцен в качестве “зрителей”, участники покинули части комнаты, отводившиеся под “зрительный зал” и “сцену”. Наблюдения и мысли психотерапевта Думаю, что сцена со свечами может служить противовесом “теневым” проявлениям и что именно с ее показа можно было бы начать следующую сессию. Неподвижность свечей способствует созданию ощущения покоя. Свечи являются символом рождения, смерти, различных празднеств и траурных церемоний. Можно вспомнить фразу из пьесы “В ожидании Годо”: “Они сопутствуют рождению, совершаемому из могильного мрака; свет вспыхивает на мгновение, после чего вновь наступает непроглядная ночь” (Beckett, 1986, р. 83). Я считаю образ горящей свечи центральным в последующей работе, связанным с представлением о нашем обращении к прошлому и будущему, к свету и тени. Сочетание текстов разных пьес может многое дать для драматерапевтической работы. Дженнингс (Jennings, 1990) пишет об этом следующее: “В то время как психотерапевты ссылаются на определенные теории и случаи из практики, драматерапевты ссылаются, главным образом, на драматические образы и темы, характерные для пьес и мифов, а также на символы и метафоры” (р. 57). Таким образом, темой следующей сессии может стать “свет свечи”.
|