Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сессия 1






В ходе первой сессии пять женщин и семь мужчин продолжа­ли обсуждать спектакль. После объяснения общих правил груп­повой работы им было предложено выполнить несколько “ра­зогревающих” упражнений на расслабление.

Затем ведущие предложили членам группы представить, как они поднимаются из фойе театра “Лебедь” в зрительный зал и садятся на свои места. Это позволило сплотить их и вов­лечь в некий совместный ритуал. Все движения выполняли сравнительно медленно, чтобы создать у членов группы ощу­щение комфорта и безопасности, которое позволило бы им вы­ступать в последующем в роли наблюдателей за своими соб­ственными действиями и, являясь участниками драмы, сохра­нять в то же время отстраненную позицию. Расположившись затем в одной части комнаты и представляя себя в качестве “зрителей”, члены группы совместно с ведущими определили, где будет находиться “сцена”.

После этого они разделились на четыре подгруппы, по три человека в каждой, для создания “немых скульптур”, воспро­изводящих определенные моменты спектакля. Поскольку одна из подгрупп предложила инсценировать разные мизансцены, было решено разбить спектакль на три части. Одна подгруппа должна была изображать сцену из первой части спектакля, дру­гая — из второй его части, а третья и четвертая — из финальной части.

Первая подгруппа выбрала самый первый эпизод спектакля, изобразив коленопреклоненного Виндиса, который держал в руке череп. Рядом с ним, усмехаясь, стояли двое придворных.

Вторая подгруппа показала сцену, изображающую палача, держащего отрубленную голову; двое присутствующих при казни братьев смеялись.

Третья группа изобразила сцену расправы над графиней. При этом один человек держал сорванный с головы графи­ни парик, в то время как другой, усмехаясь, показывал на ее лысую голову.

Четвертая группа изобразила цепь несущих свечи людей из заключительной части спектакля.

После этого было решено “озвучить” немые сцены. Боль­шинство членов группы вспомнили реплики участников спек­такля.

 

Графиня: “С меня сорвали мой парик, и я предстала перед вами старой, безобразной женщиной. Как мне пережить этот позор? ”

Палач: “Я держу эту голову и не могу пошевелиться — я подумал, что таким же образом с моих плеч однажды может скатиться и моя голова”.

Придворный (о Виндисе): “Я вижу, он держит чей-то череп. Может быть, в свое время он будет таким же образом держать и мой”.

 

Более положительное высказывание прозвучало из уст уча­стников четвертой подгруппы.

 

Свечи: “Мы видим ужасные вещи, но продолжаем гореть”.

 

В высказываниях участников трех первых подгрупп содер­жались отдельные слова, ассоциирующиеся с безумием (“поте­рять голову”, “потерять разум” и т. д.) или психической ущерб­ности. Эти слова могли восприниматься членами группы как определенным образом связанные с их психическим заболева­нием.

Сессия завершилась тем, что все члены группы присоедини­лись к сцене со свечами, сформировав общую “немую скульп­туру”. После этого каждый рассказал о собственном восприя­тии показанных сцен, а также о том, каким образом он мог бы, находясь в неподвижном положении, помочь другим. Боль­шинство членов группы заявили, что в этих ситуациях они лишь могли дарить надежду, веру и свет. После краткого обме­на впечатлениями, связанными с восприятием сцен в качестве “зрителей”, участники покинули части комнаты, отводившие­ся под “зрительный зал” и “сцену”.

Наблюдения и мысли психотерапевта

Думаю, что сцена со свечами может служить противовесом “теневым” проявлениям и что именно с ее показа можно было бы начать следую­щую сессию. Неподвижность свечей способствует созданию ощуще­ния покоя. Свечи являются символом рождения, смерти, различных празднеств и траурных церемоний. Можно вспомнить фразу из пье­сы “В ожидании Годо”: “Они сопутствуют рождению, совершаемому из могильного мрака; свет вспыхивает на мгновение, после чего вновь наступает непроглядная ночь” (Beckett, 1986, р. 83). Я считаю образ горящей свечи центральным в последующей работе, связанным с пред­ставлением о нашем обращении к прошлому и будущему, к свету и тени.

Сочетание текстов разных пьес может многое дать для драматерапевтической работы. Дженнингс (Jennings, 1990) пишет об этом следую­щее: “В то время как психотерапевты ссылаются на определенные те­ории и случаи из практики, драматерапевты ссылаются, главным об­разом, на драматические образы и темы, характерные для пьес и мифов, а также на символы и метафоры” (р. 57). Таким образом, те­мой следующей сессии может стать “свет свечи”.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал