Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оценка результатов драматерапии
Эффективна ли драматерапия?
В этой главе рассматриваются некоторые подходы к оценке эффективности драматерапии. Этот вопрос представляется важным по целому ряду причин. Было бы глупо тратить время и деньги на то, чтобы внушать людям ложные ожидания относительно положительных эффектов драматерапии, если соответствующие исследования доказали бы, что драматерапия не только не приводит к сколько-нибудь ощутимым положительным результатам, но и усугубляет состояние клиентов. В настоящее время большое внимание уделяется научному обоснованию психотерапевтических подходов. Отчасти это происходит из-за усиливающегося движения в защиту прав клиентов, большинство из которых верит в профессионализм работающих с ними специалистов, а также из-за широко распространенного мнения о том, что ни один метод не представляет собой практической ценности до тех пор, пока он научно не обоснован. За последние годы были сделаны определенные попытки более строгого научного обоснования драматерапии и других “арт-терапевтических” методов. Несколько позже мы их коснемся. Однако хотелось бы начать с того, что представляется особенно значимым. Будучи специалистами, мы должны уметь определять, насколько успешно проводимое нами лечение как в ходе сессии, так и после ее завершения, а также по истечении всего курса драматерапии. Если речь идет об оценке эффективности лечения, то следует опираться на нечто большее, нежели чувство удовлетворения, которое, впрочем, тоже может быть немаловажным индикатором успешной психотерапии. Но прежде всего необходимо разобраться в том, что для нас как для специалистов означает понятие “успешная психотерапия”. Мы должны сформировать об этом более или менее четкое представление. Если, например, мы пытаемся использовать драматерапию для решения конкретных задач, как это было показано во второй главе, ее эффективность определяется поведенческими изменениями клиента и его взаимоотношениями с окружающими. Действия членов драматерапевтической группы, добивавшихся усиления и укрепления настойчивости в достижении поставленных целей, становились более успешными либо нет, и это можно было определить путем использования психометрических тестов. Однако столь четко подтвердить результаты работы измерениями далеко не всегда представляется возможным. Общую цель драматерапии можно обозначить как укрепление идентичности клиента и его взаимоотношений с окружающим миром. Между тем такое обозначение целей психотерапии следует дополнять определением более четких критериев оценки психического благополучия клиента. Драматерапия должна предполагать измерение положительных изменений его состояния и поведения. Она должна обладать определенным, понятным специалисту смыслом, поскольку если смысл предполагаемых действий ему недоступен — клиент не поймет их тем более. Иными словами, нам следует знать, чего мы хотим достичь и какие эффекты хотим получить в каждом конкретном случае. Лишь после этого можно попытаться определить, насколько нам удалось решить эту задачу. Простое знание о том, что психотерапия вызвала определенный положительный эффект, не обязательно предполагает знание того, каким образом он был достигнут. Это потребует дополнительного исследования. Однако можно с определенностью сказать, что до тех пор, пока мы не знаем, чего хотим добиться, не будет ясности и в том, каким образом это можно сделать. Но выразить словами конечный результат, к которому следует стремиться, бывает непросто. Наш опыт использования драматерапии дает основание заключить, что далеко не всегда мы можем заранее определить то, к чему нам следует стремиться. “Я не знаю, что мы пытаемся делать”, — сказал один из членов драматерапевтической группы партнеру, с которым разрабатывал драматический сценарий. “Не бойся, — ответил тот, — ты не узнаешь об этом до тех пор, пока этого не сделаешь”. Драматерапевт сразу запомнил эти слова, поскольку они как нельзя лучше характеризовали происходящее в процессе работы. Описание процесса работы Работающие с группами специалисты — а к ним, конечно, относятся и драматерапевты, — не полагаясь всецело на высказывания и реакции членов группы, нуждаются в фиксации групповых процессов. Нередко, когда сессия заканчивается, у них остается лишь общее представление о том, “как все происходило”; они не могут в деталях воспроизвести ход групповой работы. В настоящее время получила распространение видеозапись сессий, что, как полагают многие, приведет к более точному представлению о происходящем во время психотерапии. Одновременно видеозапись может отвлечь исследователей от некоторых моментов групповой работы. Во время нее некоторые феномены не поддаются внешней фиксации. Иными словами, хотя многие визуальные и звуковые эффекты групповой работы могут быть записаны на видео- и аудиопленку, многое зафиксировать практически невозможно. Специалистам, записывающим ход сессий на аудио- или видеомагнитофон, хорошо это известно. Техническими средствами невозможно зафиксировать качество внутригрупповой коммуникации, то есть то, что Мюррей Кокс (Сох, 1978) называет “эмпатическим качеством раз- деленной человечности” (р. 37). По этой причине, чтобы оценить, насколько успешной была драматерапевтическая сессия, психотерапевт должен также полагаться на собственные ощущения. История групповой психотерапии богата примерами попыток зафиксировать динамику взаимодействия как между членами группы, так между ними и психотерапевтом или психотерапевтами — либо в ходе одной сессии, либо всего курса психотерапии. Фолькес и Энтони (Foulkes and Anthony, 1957, pp. 101-105) были первыми, кто попытался это сделать. Позже М. Кокс (Сох, 1978) разработал способ регистрации динамики взаимодействия между членами группы, что позволило ему как представителю психодинамического подхода определить, какие коммуникативные процессы имеют решающее значение для достижения положительных эффектов психотерапии. Его метод предполагал использование того, что он назвал СВП (система визуального показа), представлявшей собой упрощенный способ регистрации определенных аспектов психотерапевтической работы с одновременным исключением из поля зрения специалиста наименее значимого (Сох, 1978). В данном случае играет важную роль субъективная оценка происходящего в группе специалистом. Лишь он сам определяет, что для него значимо, а что — нет, при этом используя какую-либо систему для регистрации наблюдаемых процессов, позволяющую фиксировать колебания в характере коммуникации участников и их эмоциональном состоянии. Одной из форм регистрации могут быть диаграммы. Наиболее важным, однако, является то, что именно хочет зафиксировать исследователь, какие именно изменения в ходе психотерапии считает наиболее значимыми, насколько удобные методы для регистрации наблюдаемых процессов он использует. Некоторые специалисты считают, что заменить подробное описание хода сессий не может ничто. Этот способ регистрации действительно позволяет зафиксировать многие изменения в эмоциональном состоянии и взаимоотношениях в группе. Необходимое для описания хода сессий дистанцирование специалиста от внутригрупповых процессов позволяет ему лучше различать эмоциональные проявления членов группы. Мы заметили, что подобное дистанцирование позволяет нам почувствовать атмосферу в группе и преодолеть неосознанно возникающие защиты.
|