Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Супервизии⇐ ПредыдущаяСтр 47 из 47
Одним из способов оценки проделанной специалистом работы является ее обсуждение с опытными коллегами. Работающие в качестве драматерапевтов проходят супервизии с участием других специалистов — представителей других арт-терапевтических направлений либо иных специалистов сферы психического здоровья. “Супервизия, — пишут Шоет и Хокинс (Shoet and Hawkins, 1989), — создает условия для передачи и оценки профессионального опыта” (р. 3). Некоторые драматерапевты предпочитают проходить супервизии у своих коллег. Однако при этом вовсе необязательно, чтобы супервизор владел драма-терапевтическими приемами в той же степени, что и тот, кто проходит супервизию, поскольку супервизия этого не требует. Шоет и Хокинс (Shoet and Hawkins, 1989) показали, что супервизия связана не столько с оценкой профессионального мышления, сколько с определением характера отношений клиента и психотерапевта. В фокусе внимания супервизора обычно находится описываемое специалистом качество межличностной коммуникации. В процессе супервизии специалист старается воспроизвести весь ход сессии, делая это, однако, таким образом, чтобы ему самому оставался понятен характер его собственных переживаний, чему способствует отстраненность от реального психотерапевтического процесса. Поскольку сессия не просто описывается словами, но фактически проживается заново, супервизор может осознавать происходящее. В то же время супервизор занимает более отстраненную позицию, чем специалист, в отношении которого проводится супервизия. Сёрлз (Searles, 1965) описывает, каким образом, благодаря общению психотерапевта и супервизора, происходит увеличение “психотерапевтической дистанции” между клиентом и психотерапевтом, что, в свою очередь, позволяет специалисту лучше понять свои чувства и чувства клиента, связанные с ослаблением защитных механизмов. Таким образом, супервизор помогает специалисту понять собственные чувства, чтобы тот, вернувшись в группу, работал бы с большим эффектом и лучше реагировал на переживания ее членов. Драматерапевты, так же как и другие специалисты, нуждаются в супервизиях, поскольку им приходится испытывать значительное психическое напряжение. Хотя супервизоры часто дают советы технического характера, их основная задача заключается в психологической поддержке специалистов. Иными словами, они, в первую очередь, оценивают не эффективность используемых ими методов, а психический опыт работы психотерапевта с группой. Первое определяют сами драматерапевты. Таким образом, если вы являетесь драматерапевтом или используете любой иной психотерапевтический метод, вам самим необходимо найти способ оценки эффективности своей работы. Никто за вас этого сделать не сможет, поскольку, в конечном счете, выбор методов, которыми вы руководствуетесь в своей работе, зависит от вашей личной позиции специалиста. Прежде чем вы начнете работать в качестве психотерапевта, вам придется ответить на два очень важных вопроса, касающиеся любых видов психотерапии. Вопрос первый: в чем заключается основное содержание деятельности психотерапевта? Второй вопрос тесно связан с первым, он заключается в том, чтобы понять, каким образом вы собираетесь определять, что психотерапия действительно имеет место. Мнения других людей имеют при этом очень большое значение. Действительно, при оценке своей работы вам следует обязательно принимать их во внимание. Речь об этом пойдет в следующем параграфе. Однако до тех пор, пока вы сами не будете знать, чего хотите достичь и каким образом собираетесь определять, удалось ли вам достичь желаемого или нет, вы не сможете оценить результаты психотерапии. Оценки других людей очень важны, но все же они менее значимы, чем ваше собственное мнение об эффективности вашей работы. Формальная оценка Используемая специалистом самостоятельная текущая оценка хода драматерапии может быть названа “неформальной оценкой”. Иногда она строится на рациональном осмыслении работы, иногда — на интуиции. Однако чтобы психотерапевтическая практика имела достоверное обоснование, целесообразно использовать формальную оценку, основанную на знании стратегии и тактики работы, а также на фиксации результатов данной работы. Научные исследования отличаются гораздо большей формальностью и системностью. “Краткий Оксфордский словарь” трактует понятие научного исследования как “определенным образом оформленное значение; как процесс познания, а также регулирующие этот процесс принципы”. В “Словаре Чамберса” научное исследование характеризуется как “получение знаний посредством наблюдений и эксперимента с последующей их критической оценкой и приведением в соответствие с общими принципами”. На практике научное исследование связано с проверкой неких гипотез путем наблюдений и передачей полученных данных другим людям. Это, как правило, связано с формулировкой основных задач и предмета исследований, а также с изучением природы того или иного явления. Как указывает Гордон Лэнгли (Langley, 1999), “получение научных данных связано с постепенным приближением к предмету исследований, при котором степень погрешности постоянно уменьшается” (р. 4). Проверка выводов исследования имеет принципиальное значение. В то же время между исследователями могут возникать разногласия по поводу того, насколько объективными следует считать критерии оценки результатов и какие процедуры оценки результатов можно признать адекватными проводимым исследователем наблюдениям или экспериментам. Таким образом, если речь идет о научных исследованиях, используемые процедуры оценки так или иначе будут связаны с системой теоретических представлений относительно причинных факторов исследуемых явлений. Наблюдаемые изменения могут быть обоснованы при помощи теоретических представлений. То, что их можно определенным образом измерить, свидетельствует о применимости данных представлений для объяснения наблюдаемых явлений. К сожалению, традиционные модели научных исследований малопригодны для изучения психотерапевтического процесса и его результатов. Это связано с тем, что математические методы оценки с этой целью здесь не могут быть применены. Не составляет труда показать, что психотерапия приводит к определенным изменениям в состоянии и поведении человека. Это можно сделать, например, сравнивая те или иные параметры до и после используемых интервенций. Гораздо сложнее показать, благодаря чему это происходит. Основная проблема исследований в области драматерапии заключается в осознании механизмов ее лечебного воздействия. В последние годы эта проблема становится все более острой. Как пишет Г. Лэнгли (Langley, 1999), “мы обязаны с достаточной степенью убедительности показать клиентам, что используемые нами методы являются эффективными, и если окажется, что используемые для этого модели исследований недостаточно корректны, мы должны их усовершенствовать” (р. 10). Исследование эффективности драматерапии, конечно же, предполагает нечто больше, нежели простую оценку результатов. Лишь изучая драматерапевтический процесс, мы избежим ловушки, касающейся распространенного стремления исследователей собирать артефакты вместо действительно значимой информации и применять при этом заведомо ложные модели исследований. Получения одних лишь результатов явно недостаточно — оно должно вести к глубокому пониманию того, с чем именно связана полученная информация. Проверка надежности метода предполагает выбор соответствующей стратегии исследований. Грейнджер (Grainger, 1999а; 1999в) описывает несколько альтернативных стратегий, каждая из которых предполагает ту или иную “исследовательскую ориентацию”. 1. Количественные драматерапевтические исследования. Они связаны с проверкой эффективности драматерапии путем изучения ее результатов и использованием определенных предположений относительно причинно-следственных отношений между различными наблюдаемыми феноменами. Сам процесс психотерапевтического воздействия при этом не изучается, хотя у исследователя могут быть определенные способы его теоретического объяснения. 2. Качественные драматерапевтические исследования. Эти исследования касаются изучения не столько происходящих изменений состояния и поведения клиента, сколько самого процесса психотерапии. Для проверки достоверности получаемых данных математические методы не используются. Основная задача этих исследований заключается в том, что 3. Практические драматерапевтические исследования связаны с предыдущей стратегией. Они базируются на том, что осознание процесса психотерапии возможно лишь при непосредственном в нем участии и что позиция “отстраненности” менее продуктивна. Эти исследования акцентируют внимание на изучении опыта психотерапевтических отношений (Robson, 1993). 4. Исследования, основанные на искусствах (McNiff, 1988). Этот подход для арт-терапевтов представляется наиболее предпочтительным, поскольку связан с убеждением в том, что традиционные модели научных исследований не могут быть применены для изучения арт-терапевтического процесса. Традиционные модели игнорируют опыт творческой Все вышеперечисленные подходы к исследованиям могут быть эффективны в конкретных областях их применения. Количественные исследования эффективны в тех случаях, когда нужно измерить изменения состояния или поведения клиента; качественные — при необходимости изучить опыт индивида или всей группы; практические — когда требуется исследовать психотерапевтическую ситуацию как целостную систему отношений; исследования, основанные на искусствах — когда приходится рассматривать психотерапевтическую ситуацию, прежде всего, с точки зрения опыта творческой деятельности. Каждая из этих исследовательских стратегий может внести свой вклад в изучение драматерапии, ее воздействия на людей и ее эффективности. Все вместе они формируют “исследовательский репертуар” (Grainger, 1999b), который в случае необходимости используется драматерапевтом. Однако его применение возможно с тем условием, что специалист не забудет, что исследование любого рода является сложным делом, требующим специальных знаний и помощи со стороны имеющих соответствующий опыт людей. Для драматерапевтов основанные на искусствах исследования имеют определенные преимущества не только потому, что этот тип исследований в наибольшей степени подходит для изучения любых творческих процессов, но и в силу особенностей самого драматического искусства. Поскольку творчество связано с утверждением определенных взглядов, а не с формулировкой вопросов или проблем, оно стремится решить эти вопросы или проблемы не столько путем аргументации, сколько путем демонстрации того, как это можно сделать. Драма решает вопросы жизни и смерти, показывая нам закономерности их взаимопревращений. Такова ее природа — для того, чтобы драматическая форма начала “работать”, нам нет необходимости ее логически обосновывать. Драматерапия не является “прикладной драмой”. Она выступает, прежде всего, в качестве живой иллюстрации человеческого опыта. Создание драматических моделей человеческих поступков позволяет обозначить наиболее значимые вопросы и дать на них ответы в форме драмы. Понимание происходящего приходит благодаря постижению качества драматического события. Таким событием является само исполнение. Происходящее при этом усваивается участниками инсценировки и становится частью экзистенциального процесса — того самого, который связан с вовлеченностью человека в драматические события и становится частью его жизненного опыта, а не просто очередной порцией информации, которую тот способен усвоить. Именно поэтому для изучения драматерапии лучше всего подходят основанные на искусствах исследования. Жизненный опыт человека можно изучить, лишь непосредственно переживая драматический опыт и постигая тем самым отражение самой сути человеческого существования. С этой точки зрения драматерапия может рассматриваться как форма основанных на искусствах исследований, связанная, прежде всего, с драматической формой. Предметом же данных исследований является представленный в этой форме мир человеческих отношений.
Заключение
Драматерапия касается воздействия не на отдельно взятую личность, а на взаимодействие личностей, поэтому она применима ко всем ситуациям, которые с ним так или иначе связаны. Рассмотрение драматерапии лишь как метода лечения определенных психических расстройств неизбежно ограничивало бы ее возможности и свидетельствовало о недооценке ее потенциала. Ощущение собственной беспомощности и неполноценности, тревога и депрессия, неспособность постоять за себя и неуверенность в своих силах, провоцирующие агрессивное поведение, непонимание сути происходящего и собственных реакций, навязчивые воспоминания о неудачах в прошлом и страх перед будущим, неадекватное или слишком аморфное ощущение своего “я”, неверие в ценность и смысл собственного опыта и поступков — это и многое другое представляет материал для драматерапевтической работы. Тем не менее использование драматерапии вряд ли следует ограничивать видами психических расстройств, характеризующихся вышеназванными проявлениями. Мы не беремся сейчас определить весь спектр ситуаций, при которых может быть использована драматерапия. Наша цель заключается в том, чтобы показать многообразие ее возможностей, а отнюдь не ее ограничения, хотя, очевидно, имеются и таковые. Драматерапия не устраняет полностью последствия психологических травм. В то же время она, несомненно, может помочь в случаях, когда использование многих других видов лечения оказывается малоэффективным. Она может создать предпосылки для более успешного лечения при применении других методов. Иногда создание подобных предпосылок играет очень важную роль для успеха тех или иных психотерапевтических техник. Это важно не только для достижения успешных результатов психотерапии, но и биологических методов лечения. Как было показано выше, драматерапия использует возможности воображения для более трезвой оценки ситуации. Она позволяет человеку ощутить необходимость исцеления и ту важную роль, которую он сам может при этом сыграть. Если даже ограничиться случаями физических и эмоциональных нарушений, то и в этих случаях “исцеление” будет связано с “научением”. Драматерапия учит пониманию. Ее способность исцелять основана на том, что она помогает нам устанавливать контакты и взаимодействовать с другими людьми. Драматерапии чуждо нивелирование личности и солипсистское восприятие мира. Она помогает нам понять себя и условия нашего существования, открывая дорогу, ведущую к познанию самих себя и окружающих, создавая условия для прозрения. Поэтому драматерапия может многое дать учителям, руководителям различного уровня, социальным работникам, менеджерам, медицинским сестрам, врачам и психотерапевтам самых разных направлений. Фактически любому человеку, цель деятельности которого заключается в развитии личности тех, с кем он каким-либо образом связан, драматерапия позволяет увидеть общность человеческого опыта, что наиболее наглядно проявляется в случаях, демонстрирующих активную работу воображения. Данная книга является теоретическим и практическим руководством, основанным на опыте использования ее авторами драматерапевтического подхода с различными целями, в самых разных областях его практического применения. Существует множество книг, посвященных основам драматерапии. Мы надеемся, что наша книга позволила читателям увидеть богатство возможностей драматерапевтического подхода применительно к различным, связанным с общением людей ситуациям. Описывая некоторые ключевые аспекты опыта межличностного взаимодействия, мы стремились показать, в каких ситуациях возможно то или иное применение драматерапии. Иногда драматерапевтический подход к некоторым ситуациям сильно отличается от иных, характерных для других форм психотерапии Так, например, описанный во второй главе тренинг социальных умений рассматривается как метод модификации поведения, ориентированный на решение конкретных задач. Драматерапия также способствует модификации поведения, но делает это I иначе. То же самое можно сказать по поводу других методов психотерапии и образования, отличных от драматерапевтического подхода. Это касается драматерапии, ориентированной на осознание смысла человеческих поступков и, скажем, подходов, связанных с исследованием биографического опыта, о чем шла речь в шестой и седьмой главах. Хотя в том и в другом случае работа осуществляется на сходном материале, способы достижения поставленной цели оказываются различными. В главе четвертой (посвященной использованию масок) рассматривается психотерапевтическое воздействие драмы. Эта форма воздействия имеет нечто общее с методом психодрамы, но все-таки их различия существенны. Хотя описанные в этой книге формы работы применяются в разных ситуациях, все они относятся к драматерапевтическому подходу и могут быть использованы всеми, кто проявляет интерес к миру человеческих отношений, независимо, касается ли это развития коммуникативных возможностей в группе либо исследования неосознаваемых процессов, например, в рамках подхода к работе с драматическими текстами, основанного на теории объектных отношений (см. ссылку на М. Jenkyns, 1996 в восьмой главе). В ходе драматерапии люди приходят к признанию значимости личного опыта друг друга. В этих условиях, даже если мысли и чувства других людей отличаются от наших собственных, мы вынуждены с ними считаться. Мы начинаем осознавать реальность присутствия других людей и всего того, что их отличает. Мы не можем ими пренебречь, как пренебрегаем иногда публикациями в профессиональных журналах. В этой книге не обсуждалось использование драматерапии с целью обмена представлениями между людьми, обладающими разными установками и системами взглядов — профессиональными и иными, хотя некоторые описанные в шестой главе упражнения, связанные с осознанием смысла жизни, имеют к этому определенное отношение. На самом деле она часто позволяет создать условия для обмена идеями и опытом между людьми с различной профессиональной подготовкой, чья система взглядов так или иначе отражает специфику их профессиональной деятельности и те условия, в которых они ею занимаются. Драматерапия как средство междисциплинарного обмена привлекает к себе внимание все большего числа специалистов. Они осознают, что этот метод, ранее воспринимавшийся как “маргинальный” психотерапевтический подход с весьма ограниченными возможностями практического применения (главным образом, в тех случаях, когда использование иных методов оказывалось неэффективным), предоставляет им новые возможности. Обладая значительной гибкостью и спонтанностью и способствуя гуманизации психотерапии, он открывает путь новым формам практики. Это, конечно же, не означает, что драматерапия может автоматически применяться в любых ситуациях, где группе “трудно сдвинуться с места”. Драматерапия является целостным подходом; ее следует рассматривать скорее не как технику, а как процесс. Во второй главе уже говорилось, что драматерапевтическая сессия является процессом, имеющим начало, середину и завершение. Для того чтобы взаимодействие между людьми можно было назвать драматерапией, оно должно иметь подобную структуру и динамику, а также предполагать повышенное внимание к текущим переживаниям людей, даже обладающих неприятным характером. Мы зачастую включаем элементы драматерапевтических сессий в различные мероприятия, благодаря чему они приобретают терапевтический оттенок. При этом участники замечают, что выражение своих чувств и мыслей в драматической форме позволяет им раскрыться гораздо более искренне и полно, чем обычно. В то же время многое из того, что обычно рассматривается как обязательная составная часть драматерапии — групповые игры, упражнения по освоению новых ролей, имитация поведения других людей (когда передаются чувства, которые невозможно выразить словами), общение с пустым стулом — не является атрибутом исключительно драматерапии. Эти и иные аналогичные техники ориентированы на достижение главной цели, а именно — на наиболее полное и свободное раскрытие личности путем использования творческого воображения. Все эти приемы включаются в драматерапию, поскольку они весьма для этого полезны, но в то же время они не являются принадлежащими только данному подходу и не должны рассматриваться подобным образом, чтобы не мешать восприятию главного, а именно того, что драматерапия, в первую очередь, — это процесс изменений мироощущения человека посредством творческого воображения, опирающийся на символическую форму драматерапевтиче-ской сессии. Надеемся, те, кто заинтересован в совершенствовании использования драматерапевтических техник, попытаются глубже понять суть драматерапии, оценят ее способность изменять общее направление и характер работы, а не просто приводить к повышению эффективности уже используемых методов. В то же время мы не сомневаемся, что вышеперечисленные техники сами по себе могут быть эффективными; именно благодаря этому они были впервые использованы в драматерапии. Различные специалисты — психологи, учителя, социальные работники, психиатрические медицинские сестры, профессиональные медики и другие — обратили внимание на высокую эффективность драматерапии. Многие из них проявили столь высокий интерес к драматерапии, что стали глубоко осваивать этот метод, не ограничиваясь с ним поверхностным знакомством. Однако даже относительно поверхностное знакомство с драматерапией может многое дать специалисту, если он не останавливается на частностях, а пытается охватить картину в целом. В этой книге мы стремились подчеркнуть динамичный характер драматерапии и ее гибкость, чтобы данный подход не представлялся в виде некоего набора техник. Гибкость драматерапии основана на фундаментальной закономерности, а именно — на способности творческого воображения преображать и гуманизировать мир, в котором мы живем. Благодаря этой способности люди могут исцелять себя. Драматерапия позволяет им реализовать свои человеческие качества, поэтому она столь отличается от тех методов умозрительного решения проблем, которые не предполагают контакта с реальностью, а связаны с попытками человека укрыться от жизни. Драматерапия отражает публичное проявление возможностей творческого воображения. Для нее характерно общение, а не изоляция людей друг от друга, благодаря чему реализуется исцеляющий потенциал их отношений друг с другом и с самими собой. Участвуя в драматерапии, мы получаем возможность чувствовать жизнь, осознавать реальность во всей полноте и богатстве ее проявлений. Структура драматерапии позволяет передавать жизнь, постигать ее цели и смысл, что невозможно сделать без творческого воображения. Эта книга представляет собой попытку представить драматерапию такой, как она есть — то есть как процесс исцеления, тесно связанный с активной работой воображения. Поэтому она настолько же гибка, насколько гибко человеческое воображение. Это отнюдь не означает, что данный метод является чем-то аморфным. Поскольку драматерапия предполагает создание условий для взаимодействия людей, ее эффективность зависит от того, насколько ясно она помогает им проявить свои человеческие качества. Для выражения этих качеств не требуется много слов. Более того, слова могут вводить в заблуждение — многие люди вкладывают в сообщаемое им другими собственный смысл, особенно когда эти сообщения касаются значимых для них чувств и мыслей. В драматерапии мы не ограничены выражением привычных для нас вещей. Мы также можем не опасаться клинических оценок наших чувств и поведения, благодаря чему становимся более искренними. Структура драма-терапевтических сессий позволяет создать “пространство” для общения, в котором мы можем выражать свои сокровенные мысли и переживания — как текущие, так и прошлые, не полагаясь лишь на формальное их описание, зачастую основанное на стереотипных оценках. С другой стороны, драматерапия вовсе не отрицает необходимости в логическом и ясном (настолько логическом и ясном, насколько это соответствует нашим возможностям) осмыслении того, что для нас значимо, в особенности, что мы смогли раскрыть, общаясь с окружающими в ходе драматерапии. В этом случае форма драматерапевтической сессии позволяет оценить наш совместный опыт с необходимой степенью объективности, которой нам не хватает в повседневной жизни. Предоставляемые драматерапией условия, которые позволяют нам почувствовать себя более уверенно, дают также возможность трезвой оценки реакций и поведения как других людей, так и наших собственных. На завершающем этапе драматерапевтической сессии мы можем сформулировать не только основные выводы и результаты самой сессии, но и всей нашей жизни в целом. Исследователи драматерапии обращают на этот аспект работы особое внимание, учитывая ту особую искренность и спонтанность, характерные для признаний участников драматерапевтических сессий. Эти признания отражают их основные мысли и чувства. Именно они, а также возникающие при этом в воображении людей образы, имеют столь динамичный характер, что их бывает трудно зафиксировать. Некоторые из них запечатлеваются в нашей памяти и, возвращаясь к ним вновь, мы испытываем определенное удовлетворение. Иногда они сохраняются на неосознаваемом уровне и влияют на наше отношение к жизни. Все это составляет часть процесса адаптации к явлению, называемому нами “реальный” или, точнее, “обыденный” мир, который находится за пределами фантастической, умозрительной реальности. Способность вместе с другими людьми создавать общий сценарий позволяет нам не только представлять, но и проживать различные события совместно. Опыт совместного переживания консолидируется и включается в наш биографический опыт в качестве одного из его элементов. Поэт Ворд-сворт определяет поэзию, как “воспоминания о чувствах, приходящие в спокойном состоянии” (Wordsworth, 1800, р. 171). Совместно фантазируя, затем осмысливая наши фантазии, а также отраженные в них ситуации и людей, мы создаем материал для совместного творчества. Как было отмечено в начале книги, драматерапия представляет собой единый процесс, имеющий начало, середину и завершение. Попытка его деления на отдельные эпизоды привела бы к снижению эффективности его воздействия. Совместное творчество членов группы, связанное с активной работой фантазии, требует сознательного и добровольного участия в драматерапии. Прекращение совместной работы также должно быть сознательным и добровольным. На совместную работу отводится большая часть времени, нежели на подготовку к ней и ее завершение, однако именно начало и завершение определяют то, что происходит непосредственно в ходе самой работы, придавая ей ценность и смысл и определяя ее добровольный характер. Это особенно важно, поскольку фантазия, за исключением особых случаев, требует значительной свободы. Она не терпит ограничений, но ее можно поставить в определенные рамки, позволяющие сосредоточиться на том или ином материале. Одновременно ведущий группы позволяет участникам затрагивать при общении любые темы. Многим ведущим свойственно сомневаться в правильности выбранного ими направления работы, в удовлетворенности ею членов группы. Цель драматерапии между тем заключается не в том, чтобы участники ощутили лишь положительные эмоции. Иногда, по крайней мере для некоторых людей, она предполагает значительное напряжение, и они никогда бы не продолжили работу, если бы не чувствовали себя в безопасности. Конфронтация членов группы друг с другом и с собственными чувствами бывает болезненной, и им может понадобиться дополнительная поддержка. Нервозность ведущего, его боязнь стать объектом критики не должны препятствовать работе. Критика ведущего, как правило, связана с вещами особого рода, а именно — с ощущением некоторых членов группы, что сложившаяся атмосфера не представляется им достаточно безопасной и не позволяет раскрыться в нужной им степени. Чтобы созданная атмосфера позволяла взаимодействовать наиболее эффективно, люди должны адаптироваться друг к другу. В конце сессии отводится время на то, чтобы члены группы могли выразить свои впечатления от работы. При этом психотерапевту не следует переживать, если некоторые участники испытывают неудовлетворенность. Главное, чтобы группа не распалась, и ее члены смогли обеспечить друг другу поддержку большую, нежели в начале работы. На самом деле участники уже оказывают друг другу значительную помощь. Они выражают свои чувства и мысли, постепенно приходя к новым для них отношениям. Все это является составной частью любой сессии. Структура драматерапевтической сессии в немалой степени способствует тому, что некоторые особенно чувствительные люди имеют возможность подготовиться к выходу в реальный мир. Это не означает, что процесс всегда идет гладко даже для тех, кто внешне держится вполне уверенно. Известно, чем больше положительных чувств испытывает человек в ходе сессии, тем сложнее ему бывает в конце расстаться с другими участниками (написание этой книги было чем-то сродни данному процессу). Это справедливо, поскольку применимо к любым иным, связанным с тесным общением людей ситуациям, в процессе которых отношения между ними постепенно все более и более укрепляются. Драматерапевтическая сессия может длиться всего один или два часа, однако ее структура позволяет достигать определенных изменений в мироощущении участников благодаря сосредоточенности на тех или иных аспектах опыта, позволяющей критически воспринять характерные для членов группы способы восприятия, мышления и поведения. В определенной мере каждый участник должен испытывать то, что Нигель Таббс (Tubbs, 1998) называет “горечью и болью разбитого сердца” (р. 34). Эти чувства могут быть, однако, пережиты благодаря ощущению общности полученного опыта. Члены группы должны в конце концов расстаться друг с другом и пойти каждый своим путем. Расставание также усиливает уверенность каждого в том, что ему удалось теперь стать самодостаточным существом. Конечно же, одиночество и чувство незащищенности тесно взаимосвязаны. Как пишут Фолькес и Энтони (Foulkes and Anthony, 1957), “расставания вызывают ощущение тщетности жизни и неизбежности смерти” (р. 168). Работы Фолькеса и Энтони (Foulkes and Anthony, 1957) посвящены групповой психотерапии. Эти авторы подобно Ирвину Ялому (Yalom, 1985) подчеркивают, что пребывание в группе — даже если в ней всего три или четыре человека — само по себе способно обеспечить участникам эмоциональную поддержку. Когда драматерапевт работает с одним клиентом, присутствие других людей может быть воображаемым; однако для того чтобы произошло исцеление, клиент должен каким-либо образом ощущать их присутствие. Некоторые люди присутствуют рядом с нами хоть и незримо, но вполне реально. Вовсе не обязательно чтобы они состояли из плоти и крови. Весьма эффективной, например, представляется работа с использованием кукол и марионеток. Они могут ассоциироваться с теми отношениями и ситуациями, имевшими место в прошлом. Драматерапевтический процесс позволяет заново пережить прошлые события в контексте здесь-и-сейчас. Драматерапия всегда является “событием”, что отличает ее от других форм групповой психотерапии. Аналитическая групповая психотерапия, в частности, позволяет уделить особое внимание переносам (в психоаналитическом смысле этого слова) проявлений чувств, имевших место в прошлом, на текущие отношения членов группы. Наличие группы особенно важно, поскольку такие переносы оказываются направленными уже не только на психотерапевта, но и на других членов группы. Все они неосознанно начинают играть те или иные, связанные с прошлым роли, формируя сложную систему отношений, осмысляя их с учетом своего личного опыта и заново “проживая” прошлые события в безопасных условиях групповой работы. Отличие драматерапии от драмы заключается в природе драмы, а именно в ее динамическом характере. Драматерапия не только способствует оживлению прошлых переживаний и воспоминаний, но и позволяет их изобразить так, будто они происходят в настоящем. Некоторые исполняемые в ходе драматерапии роли или выражаемые в драматической форме чувства связаны с переносами. Учитывая природу семейных отношений, трудно избежать проявления этих чувств, и в случае необходимости на них следует обращать внимание. Однако исцеляющие возможности драматерапии связаны не столько с этим, сколько с самим драматическим действием, с осознанием человеческих отношений в воображаемых ситуациях, специально созданных участниками драматерапевтической группы. Многие авторы, начиная с Биона (Bion, 1961), отмечали, что групповая психотерапия представляет собой нечто большее, чем анализ психических процессов отдельных членов группы. Для Ялома (Yalom, 1985) исцеляющие возможности группы выглядят как “эффективный обмен содержаниями своего внутреннего мира” ее участниками (р. 50). Драматерапия позволяет это делать, используя один из наиболее действенных и гуманных способов коммуникации, связанной с драмой и театром. Она предоставляет возможность не только вспомнить прошлые события, но и их заново прожить. Процесс совместного фантазирования и творчества позволяет гораздо более точно и полно воссоздать эти события, чем их многочасовое обсуждение. Групповые свободные ассоциации придают этим событиям яркость, непосредственность и особую значимость, что напрямую связано с драмой — средством, позволяющим постигать смысл переживаний в действии, а не в процессе их обсуждения или описания. Конечно, именно это заложено в основу созданного Морено метода психодрамы (Fox, 1987). Описанные в нашей книге подходы не предполагают, однако, той прямолинейности, которая характерна для психодрамы. Драматерапия не представляет собой буквальное воссоздание прошлых событий путем использования возможностей воображения членов группы, с тем чтобы инсценировать значимые для исполнителя ситуации. Пьесы и сценарии, используемые в драматерапии, основаны, так же как и в психодраме, на представляемых ситуациях, но, в отличие от психодрамы, их содержание напрямую не связано с действительными биографическими событиями членов группы. Многие из участников испытали бы сильную тревогу, если бы им предложили изобразить эти события, и прекратили посещение сессий. Драматерапевтические сценарии основаны на разделяемом членами группы опыте. Эти сценарии отражают их понимание жизни и смерти, раскрываемое в форме драматического взаимодействия всех присутствующих. Участники не пытаются показать жизнь какого-то определенного члена группы, но выражают тот опыт, который все они разделяют. Из-за этого каждый или все вместе могут соответствующим образом эти сценарии адаптировать к своему восприятию ситуации. Процесс адаптации и идентификации с тем или иным человеком или ситуацией в драме зависит от каждого ее конкретного участника. Это проистекает из признания значимости опыта каждого и предполагает высокую степень эмпатии, активную работу воображения, что достигается в ходе сессии естественным образом, а не является результатом использования каких-либо специальных техник. Иногда эффективность сессии так же очевидна, как и при использовании психодрамы; иногда — что случается нередко — эффект бывает менее выраженным. Поведение участников драматерапевтических сессий отличается значительной свободой, а драматическое действие — высокой степенью аутентичности. Мы ходим в театр не затем, чтобы увидеть на сцене события своей жизни — если бы это имело место, то производило бы на многих удручающее впечатление. Участники психодраматических сессий, конечно же, защищены во время публичной демонстрации от своих переживаний, однако некоторыми особо ранимыми людьми психодрама воспринимается слишком болезненно. Имитация же событий, происходивших “с похожими на нас людьми, но не с нами”, гораздо менее болезненна и в то же время столь же эффективна. Они “похожи на нас, но это не мы”. Как мы уже отмечали, основополагающий принцип любой драматерапии связан с межличностным взаимодействием и использованием возможностей воображения. Драматерапия действенна постольку, поскольку имеет драматический характер. Даже в тех случаях, когда для использования драматерапевтического подхода имеются определенные ограничения, она всегда зависит от межличностного взаимодействия, которое, как и всякая другая драма, имеет уникальный характер. Это взаимодействие не обязательно должно быть связано с нашим личным опытом, однако мы так или иначе относим все происходящее на свой счет, поскольку являемся его непосредственными участниками. Иными словами, драматерапия связана с нашей способностью идентифицировать себя с другими людьми. Это можно обосновать с позиций разных психологических концепций, в частности, с точки зрения представлений теории социального научения, бихевиоризма (когда воображаемый сценарий рассматривается как условный стимул), концепции психологического моделирования или в понятиях психодинамического представления о переносе. Тем не менее, как свидетельствует опыт использования драматерапии, ни один из этих подходов не является исчерпывающим, поскольку все перечисленные методики склонны рассматривать драматическую структуру всего лишь как предпосылку для освоения новых моделей поведения, которые будут созданы в иных условиях и иными способами. Все они считают драму не более чем удобным инструментом научения, которое сформировано новыми ассоциативными связями на уровне сознания или на неосознаваемой идентификации, а также на механизме оперантного обусловливания. Драматерапевты, однако, знают, что драма — это нечто большее. Происходящая в ней сознательная идентификация с персонажами не может рассматриваться как произвольный или автоматический процесс. Научение же связано с открытием. Мы обнаруживаем, что ситуация или персонаж напоминают нам кого-то или что-то. Вопрос состоит не в усвоении новой информации — хотя это также имеет место — а в осознании прежнего знания. Мы можем осознать свои чувства и действия, поскольку сами решаем, готовы ли мы участвовать в драме или нет. Персонажи, изображаемые нами, могут не иметь с нами ничего общего, а представляемые ситуации быть нам совершенно незнакомы — возможно, мы даже никогда не рассчитывали в них оказаться. Почему же драма “исцеляет наши чувства”? Если верить Аристотелю, потому что она предоставляет нам свободу реагировать на свои и чужие поступки так, как если бы мы воспринимали их под совершенно новым углом зрения, в новом контексте, когда никто не навязывает нам определенного способа их понимания. В соответствии с этой точкой зрения драма равно связана и с чувством любви, и с рационализмом. Когда же она предстает перед нами в виде синтеза мысли и мастерства, она является, скорее, искусством, чем наукой. В драматерапии мастерство зависит от умения сохранять баланс между безопасностью и риском, что позволяет ослабить защиты и приводит к катарсическому выходу чувств. Последнее основано на эмпатии и создании драматической дистанции, позволяющих вступать в различные отношения — как с другими людьми, так и с отчужденными частями самого себя. Фолькес и Энтони (Foulkes and Anthony, 1957), рассматривая групповой анализ, пишут, как в “безопасной атмосфере группы (индивид) может снять " железный занавес" защит и обнаружить свои слабости” (р. 202). Независимо от нашего понимания защит, мы не можем не признать, что присутствие других людей заставляет нас ощущать свою уязвимость и использовать различные защитные механизмы, затрудняющие контакты с другими, — с той человеческой реальностью, которая нам так нужна для дальнейшего развития и исцеления. Это одинаково справедливо при любой ситуации, имеющей отношение к психотерапии. Однако прежде чем свершится исцеление, должно случится нечто, что вызовет у нас живой отклик. И драматерапия выполняет данное условие эффектно — и последовательно. Литература Andersen-Warren, M. (1991) 'The Revenger's Tragedy: From spectators to participants.' Dramatherapy 14, 2, 4—8. Andersen-Warren, M. (1996) 'Therapeutic theatre.' In S. Mitchell (ed) Drama-therapy: Clinical Studies. London: Jessica Kingsley Publishers. Beckett, S. (1986) 'Waiting for Godot.' In The Complete Dramatic Works. London: Faber. Berger, P. (1967) The Social Reality of Religion. Harmondsworth: Penguin. Bion, W. R. (1961) Experiences in Groups. London: Tavistock. Blatner, A. (1997) Acting-In. London: Free Association Books. Blatner, A. and Blatner, A. (1988) The Art of Play. New York: Human Sciences. Boal, A. (1979) Theatre of the Oppressed. London: Pluto. Boal, A. (1992) Games for Actors and Non-Actors. London: Routledge. Boal, A. (1995) The Rainbow of Desire. London: Routledge. Brecht, B. (1964) Brecht on Theatre. New York: Hill and Wang. Brook, E. N. (1979) Horrid Laughter in Jacobean Tragedy. London: Open Books. Brook, P. (1968) The Empty Space. London: MacGibbon & Kee. Buber, M. (1957) Pointing the Way. London: Routledge. Butcher, S. H. (1951)Л Commentary on Aristotle's Poetics. New York: Dover. Carroll, L. (1980) The Hunting of the Snark. London: W. H. Smith/Windward. (Originally published in 1876.) Cattanach, A. (1992) Play Therapy-with Abused Children. London: Jessica Kingsley Publishers. Coleridge, S. T. (1991) Biographia Literaria (ed. G. Watson). London: Dent. (Originally published in 1817.) Cox, M. (1978) Coding the Therapeutic Process. London: Routledge. Cox, M. and Theilgaard, A. (1987) Mutative Metaphorsin Psychotherapy. London: Tavistock. Crites, S. (1986) 'Storytime: Recollecting the past and projecting the future.' In T. R. Sarbin (ed) Narrative Psychology. New York: Praeger. Duggan, M. and Grainger, R. (1997) Imagination, Identification and Catharsis in Theatre and Therapy. London: Jessica Kingsley Publishers. Elam, K. (1988) Semiotics of Theatre and Drama. London: Routledge. Eliade, M. (1958) Patterns in Comparative Religion. London: Sheed & Ward. Eliade, M. (1968) Myths, Dreams and Mysteries. London: Collins. Eliot, T. S. (1955) Murder in the Cathedral. London: Faber. Erikson, E. (1965) Childhood and Society. Harmondsworth: Penguin. Fernsrein, D. and Krippner, S. (1989) Personal Mythology. London: Unwin. Flowers, J. V. (1975) 'Stimulation and role playing methods.' In F. H. Kanfer and A. P. Goldstein (eds) Helping People Change. Oxford: Pergamon. Foulkes, S. H. and Anthony, E. J. (1957) Group Psychotherapy. Harmondsworth: Penguin. Fox, J. (ed) (1987) The Esssential Moreno. New York: Springer. Frankl, V. (19'64) Man's Search for Meaning. London: Hodder. Freud, S. (1895) 'On the grounds for detaching a particular syndrome from neurasthenia under the description " Anxiety Neurosis".' In Standard Edition, vol. 3. London: Hogarth Press. Freud, S. (1909) 'Some general remarks on hysterical attacks.' In Standard Edition, vol. 9. London: Hogarth Press. Gardiner, V. (1987) 'Building out of " Blocks".' Dramatherapy 10, 2, 8-16. Gersie, A. and King, N. (1990) Storymaking in Education and Therapy. London: Jessica Kingsley Publishers. Gibbon, B. (ed) (1967) The Revenger's Tragedy. London: New Mermaid Books. Goffman, E. (1986) Frame Analysis. Boston, MA: Northeastern University Press. Goffman, E. (1990) The Presentation of Self in Everyday Life. Harmondsworth: Penguin. Grainger, R. (1990) Drama and Healing. London: Jessica Kingsley Publishers. Grainger, R. (1995) The Glass of Heaven. London: Jessica Kingsley Publishers. Grainger, R. (1999a) 'Supervision and consultancy of art-based research.' In E. Tse- likas-Portmann (ed) Supervision and Dramatherapy. London: Jessica Kingsley Publishers. Grainger, R. (1999b) Researching the Arts Therapies: A Dramatherapist's Perspective. London: Jessica Kingsley Publishers. Graves, R. (1981) Greek Myths. London: Cassell. Jacobi, J. (1976) Masks of the Soul. London: Darton, Longman & Todd. Jenkyns, M. (1996) The Play's the Thing. London: Routledge. Jennings, S. (1986) Creative Drama in Groupwork. London: Winslow. Jennings, S. (1990) Dramatherapy with Families, Groups and Individuals: Waiting in the Wings. London: Jessica Kingsley Publishers. Johnstone, K. (1981) Impro: Improvisation and the Theatre. London: Methuen. Jones, P. (1995) Drama as Therapy: Theatre as Living. London: Routledge. Jourard, S. M. (1964) The Transparent Self. New York: Norton. Kelly, G. A. (1955) The Psychology of Personal Constructs. New York: Norton. Kelly, G. A. (1963) A Theory of Personality. New York: Norton. King, L, Keohane, К. О. and Verba, S. (1994) Designing Social Enquiry. Princeton, NJ: Princeton University Press. Klein, M. (1988) Love, Guild and Reparation. London: Virago. Landy, R.J. (1993) Persona and Performance. London: Jessica Kingsley Publishers. Langley, D. (1983) Dramatherapy and Psychiatry. London: Groom Helm. Langley, G. (1999) 'Research methods and models: Must methods match the model? ' European Consortium for Arts Therapies, Munster. Lewis, G. (1980) The Day of Shining Red. Cambridge: Cambridge University Press. Lucas, F. L. (1946) Tragedy. London: Hogarth Press. Mackewn, J. (1997) Developing Gestalt Counselling. London: Sage. Mair, M. (1989) Between Psychology and Psychotherapy. London: Routledge. McNiff, S. (1998) Art-Based Research. London: Jessica Kingsley Publishers. May, R. (1975) The Courage to Create. London: Collins. Moreno, J. (1977) Psychodrama, vol. 1. New York: Beacon House. Murray, H. A. (ed) (1960) Myth and Mythmaking. New York: Braziller. Nilsson, M. P. (1964) A History of Greek Religion. New York: Norton. Nygaard, J. (1994) 'The Theatre as a Seismograph of Society.' Paper delivered at j the twelfth World Congress of the International Federation for Theatre 4 Research. Moscow 1994. Peris, F. (1948) 'Theory and technique of personal integration.' American Journal of Psychotherapy 2, 565-586. Phelps, S. and Austin, A. (1988) The Assertive Woman. London: Arlington. Robson, С (1993) Real World Research. Oxford: Blackwell. Rowan, J. (1993) The Transpersonal. London: Routledge. 1 Sarason, S. (1990) The Challenge of Art to Psychology. New Haven: Yale University " Press. ' Saroyan, W. (1996) The Time of Your Life: A Comedy. London: French. } Scheff, T. J. (1979) Catharsis in Healing. Ritual and Drama. Berkeley, CA: Uni-< versity of California Press. Searles, H. (1965) 'The informational value of the supervisor's emotional experience.' In H. Searles(ed) Collected Papers on Schizophrenia and Related Subjects. London: Hogarth Press. Shohet, R. and Hawkins, P. (1989) Supervision in the Helping Professions. Milton Keynes: Open University Press. Slade, P. (1995) Child Play. London: Jessica Kingsley Publishers. Sorrell, W. (1973) The Other Face: The Mask in the Arts. London: Thames & Hudson. Stanislavksi, С (1948) An Actor Prepares (trans. E. R. Hapgood). New York: Theatre Arts Books. Thorne, B. (1997) 'Spiritual responsibility in a secular profession.' In I. Horton and V. Varma (eds) The Needs of Counsellors and Psychotherapists. London: Sage. Tillich, P. (1958) The Dynamics of Faith. New York: Harper & Row. Tubbs, N. (1998) 'What Is Love's Work? ' Women: A Cultural Review 19, 1, 34-36. Turner, V. (1974) The Ritual Process. Harmondsworth: Penguin. Van Gennep, A. (1960) The Rites of Passageways. M. B. Vizedom and G. Routledge. Wickham, G. (1959) Early English Stages 1300-1600. London: Methuen. Wilshire, M. (1982) Role Playingand Identity. Bloomington, IN: University of Indiana Press. Winnicott, D. W. (1960) 'Ego distortion in terms of true and false self. In The Maturational Processes and the Facilitating Environment (1958). London: Hogarth Press. Winnicott, D. W. (1971) Playingand Reality. London: Tavistock. Wordsworth, W. (1800) 'Preface to Lyrical Ballads.' In N. Smith (1921) Wordsworth. Oxford: Oxford University Press. Yalom, I. (1985) The Theory and Practice of Group Psychotherapy. New York: Basic Books. [1] Фраза “Желание преодолеть недоверие” была произнесена Кольриджем в 1817 году (1991, глава 14). Она выражает ту мысль, которая применительно к драме и драматерапии имеет очень большое значение.
|