Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предложение






Предложение как единица синтаксиса. Предложение в современном языкознании рассматривают как основную единицу синтаксиса, противопоставляя его слову и словосочетанию по форме, значениям и функциям. Под предложением в самом общем плане понимают любое сообщение о чем-либо в устной или письменной форме, обладающее относительной самостоятельностью. В формальном плане эта самостоятельность проявляется в способности предложения отделяться от себе подобных паузами любой длительности в устной речи, в письменной речи - соответствующими пунктуационными знаками.

Долгое время предложение и его компоненты изучались либо как категории, совпадающие с логическим суждением и его частями, либо как категории психологического акта коммуникации. В русской грамматике логический подход к предложению наиболее ярко воплотился в работах Ф.И. Буслаева, психологический - в работах А.А. Шахматова и Ф.Ф. Фортунатова. Современной лингвистике свойственен подход к предложению как к собственно языковой, грамматической категории, обладающей своими формальными и семантическими характеристиками. Вместе с тем такой взгляд на предложение как единицу синтаксиса также оказывается внутренне неоднородным, с различными учениями и течениями.

Троякий феномен языка - язык, речь, речевая деятельность - находит свое логическое завершение в оппозиции предложение - высказывание - фраза, завершая иерархию основных языковых единиц:

 

фонема - аллофон - звук,

морфема - алломорф - морф,

лексема - аллолекс - лекс,

семема - значение - сема,

слово - словоформа - словоупотребление,

предложение - высказывание - фраза.

 

Тем самым синтаксис включается в языковую систему как один из ее изоморфных уровней, а вся система получает свою за-

­ Конец страницы 213 ­

¯ Начало страницы 214 ¯

вершенность и стройность. Предложение в этой системе выступает единицей языка, высказывание - единицей речи, а фраза -единицей речевой деятельности.

Структурный изоморфизм (от греч. isos- равный, одинаковый, подобный + morphē - форма) языковых уровней предполагает параллелизм в организации их идеальной стороны, что наглядно демонстрирует геометрический образ языка. Структурный изоморфизм всех уровней и единиц языка хорошо прослеживается на предложениях, состоящих из одной минимальной единицы языка - фонемы: О! А? І! (лат. - Иди!) и т.д. В каждом из подобных предложений фонема выступает одновременно в роли морфемы, слова и высказывания, что было бы невозможно без внутреннего структурного сходства единиц языка. Фонема оказывается структурно изоморфной с предложением потому, что она, как и предложение, выступает в виде точки в геометрическом образе языка, то есть такой же равноправной частью целого - идеальной структуры языка. Эти примеры подчеркивают также значимость нуля во внутренней структуре языка, так как морфемы и слова в данных предложениях представлены нулевой позицией.

В языковом сознании предложение хранится как модель, схема или образец, по которым может быть построено бесконечное многообразие различных высказываний. Общая онтологическая модель предложения для всех языков - это модель слова, лишь осложненная " этажами" (см. схему в третьей главе). В широком смысле " этажи" - это словарный фонд того или иного языка, в узком - словарный запас индивида, его индивидуальный лексикон, в котором все слова объединены в ассоциативно-вербальную сеть, то есть связаны между собой различными формальными и семантическими отношениями. Количество " этажей" в структуре соответствует количеству слов в ассоциативно-вербальной сети. Ассоциативно-вербальная сеть может постоянно расширяться, то есть наращивать количество " этажей", не меняя саму структуру онтологической модели.

Помимо онтологической модели, одинаковой для всех языков, существуют синтаксические модели или так называемые структурные схемы предложений, которые могут различаться в Разных языках. Обозначения " синтаксическая модель предложе-

­ Конец страницы 214 ­

¯ Начало страницы 215 ¯

ния" и " структурная схема предложения" часто употребляют как синонимы термина " предложение". Различие между предложением и высказыванием в собственно грамматическом смысле заключается в том, что предложение - это абстрактная синтаксическая модель, или конструкция, высказывание - это та же модель, но заполненная определенными словами. Например, синтаксическая модель подлежащее + сказуемое + дополнение представляет собой предложение. Данная модель, заполненная словами, выступает уже как высказывание: Мальчик читает книгу. Одна и та же синтаксическая модель может быть заполнена различными словами, например: Пешеход пересекает улицу. Солнце согревает землю. Лес дает прохладу. Крестьяне убирают урожай. С точки зрения синтаксиса, эти высказывания идентичны, в них можно обнаружить только морфологические и лексические различия. Морфологические и семантические варианты предложения могут обнаруживаться при одном и том же лексическом составе высказывания: Мальчик читает книгу. Мальчики читают книги. Книга читается мальчиком. Мальчик будет читать книгу и т.д. Совокупность всех морфолого-семантических видоизменений предложения называют его парадигмой. Во фразе каждое высказывание получает свое фонетическое оформление, зависящее от интонации, логического ударения, темпа речи, тембра высказывания, взаимодействия звуков в речевом потоке и т.д. Чаще всего в грамматике оперируют термином предложение, имея в виду всю сложность этой единицы.

Одним из главных признаков предложения считают его коммуникативный характер, то есть способность служить главным средством сообщения и выражения мысли. Ни фонемы, ни морфемы, ни даже отдельные слова и словосочетания не используются как коммуникативные единицы сами по себе, вне предложения. Только предложение выполняет самостоятельную коммуникативную функцию. Слова же, фразеологизмы, словосочетания являются названиями предметов, признаков, действий, выполняя в языке номинативную функцию. Коммуникативность - это свойство предложения отражать некоторую конкретную ситуацию. По своему содержанию между словом, например, зима и однословным предложением Зима! - громадное различие. Слово

­ Конец страницы 215 ­

¯ Начало страницы 216 ¯

зима просто называет определенный класс реальных явлений, в то время как предложение Зима! - уже не просто название, а утверждение о наличии данного явления в данный момент времени и в данной конкретной ситуации. Это утверждение в предложении сопровождается также теми или иными эмоциональными коннотациями. Считается, что внешним, формальным выражением коммуникативности служит прежде всего интонация.

Предложение выступает в роли минимальной коммуникативной единицы. По своим размерам предложение может быть как отдельным словом - Ночь. Вечереет. Холодно. Светает, так и развернутым синтаксическим построением, включающим большое количество слов: Медная пика над самой спиной пронеслась и вонзилась в землю, желаньем пылая насытиться плотью людскою (Гомер).

Вторым основным признаком предложения выступает предикативность. Это понятие неоднозначно трактуется в разных грамматических концепциях, но в любой из них ему отводится существенная роль. А.А. Шахматов отмечал, что простейшая коммуникация состоит из сочетания двух представлений в предикативную, то есть зависимую, причинную, генетическую, связь. В самом общем плане предикативность определяют как отнесенность содержащейся в высказывании информации к действительности. Некоторые авторы полагают, что предикативность проявляется и раскрывается в грамматических категориях модальности, времени и лица. Другие считают, что предикативность выражается преимущественно посредством двух категорий - времени и лица, выделяя модальность в отдельный, самостоятельный признак предложения. В любом случае предикативность соотносительна с модальностью, так как в реальных высказываниях все категории - коммуникативность, предикативность, модальность — существуют совместно, формируя одну из центральных единиц синтаксиса - предложение.

Категория времени в синтаксисе трактуется как соотнесенность содержания высказывания с моментом речи. С помощью глагольных форм время может быть обозначено как предшествующее, совпадающее или последующее к моменту речи: Море шумело. Море шумит. Море будет шуметь и завтра. Категория

­ Конец страницы 216 ­

¯ Начало страницы 217 ¯

лица определяется как отнесенность коммуникативной ситуации к говорящему. Категория лица проявляется либо в непосредственном приписывании ситуации говорящему, либо в отнесенности ее к собеседнику (собеседникам) или третьему лицу (лицам), либо в сопоставлении безличностного грамматического субъекта с говорящим. В предложении синтаксическая категория лица выражается с помощью личных местоимений и/или личных форм глагола. Отрицательная (нулевая) форма лица (не-Я) выражается при помощи различных частей речи, занимающих позицию грамматического субъекта. Так, коммуникативное содержание высказывания Я пишу письмо соотносится с говорящим, Ты пишешь письмо - с собеседником говорящего, Он пишет письмо - с третьим лицом. В высказывании Идет дождь безличностный субъект дождь (не-Я) противопоставляется говорящему как субъекту речи.

Предикативность иногда трактуют как свойство сказуемого, входящего в двусоставное предложение. Предикативной связью или предикативными отношениями тогда называют отношения, связывающие подлежащее и сказуемое, а также логический субъект и предикат суждения. Предикативность в таком употреблении уже осмысляется не как категория, присущая предложению как таковому, а как признак, свойственный таким предложениям, в которых может быть выделено подлежащее и сказуемое.

Модальность рассматривают как категорию, выражающую отношение говорящего к содержанию высказывания. Говорящий может что-то утверждать или отрицать, желать или требовать, предполагать, побуждать, запрашивать и т.д. Модальность выражается главным образом в глагольных формах наклонения. В русском языке в формах изъявительного наклонения закреплено модальное значение реальности, выражающее соответствие содержания высказывания действительности: Мальчик пошел в школу. Мальчик ходит в школу. Мальчик будет ходить в школу. В формах повелительного и сослагательного наклонений выражается модальное значение ирреальности, то есть несоответствия содержания высказывания действительности. Вопросительная интонация выражает ирреальность независимо от формы наклонения. Коммуникативная ситуация в таких высказываниях предста-

­ Конец страницы 217 ­

¯ Начало страницы 218 ¯

ет как возможная, желаемая, требуемая: Пошел бы ты в кино. Пусть он сходит в кино. Принеси мне книгу. Где же мальчик?

Предложение и суждение. Долгое время считалось, что имеется полное соответствие между логической категорией - суждением и грамматической категорией - предложением: суждению соответствует простое предложение, а умозаключению, то есть сложному суждению, соответствует сложное предложение. Части суждения соотносились с членами предложения: субъект суждения - с подлежащим, предикат суждения - со сказуемым.

Суждение как форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается относительно предметов и их признаков, действительно имеет много общего с предложением, так как суждения обычно выражаются с помощью предложений. Самые разнообразные по строю предложения - утвердительные, отрицательные, побудительные, вопросительные - передают те или иные суждения о явлениях окружающего мира, внутренней деятельности человека. Связь между предложениями и суждениями и состоит прежде всего в том, что те и другие передают различные мысли, выступают формой их выражения. Вместе с тем существуют и определенные различия между суждением как категорией логики и предложением как категорией грамматики.

Считается, что логический строй суждения общечеловечен, в то время как строй предложения в значительной степени связан с особенностями данного языка или данной группы языков. Суждение всегда трехчленно: оно имеет субъект, предикат и связку. Предложение же может быть и одночленным, и двучленным, и многочленным. Логический субъект, как и логический предикат суждения не всегда совпадают с подлежащим и сказуемым предложения. Например, известные слова лермонтовского Демона –

 

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем...

членятся на логическийсубъект - клянусь я и логический предикат- все то, чем клянется Демон. С грамматической точки зрения, монолог Демона членится иначе: я - подлежащее, клянусь -сказуемое (пример Р.А. Будагова). Кроме того, одно и то же предложениеможет выражать несколько различных суждений.

­ Конец страницы 218 ­

¯ Начало страницы 219 ¯

Так, в предложении Никто, кроме него, не сделает это два суждения: он сделает это и никто не сделает этого. Эти же суждения могут быть выражены другим предложением: Только он сделает это. Смысл предложений также не во всем и не всегда может совпадать с логикой суждений, что связано с образностью и переносным значением слов. Так, известные строки В.В. Маяковского А вы ноктюрн сыграть могли бы На флейте водосточных труб? с логической точки зрения являются бессмыслицей, так как водосточные трубы не могут быть флейтой и на них нельзя играть ноктюрн.

Таким образом, предложение как грамматическая категория, будучи тесно связанным с суждением как логической формой выражения мысли, имеет свою специфику, обусловленную природой языка.

Синтаксическая позиция и синтаксические связи. Место и функция слова или словосочетания в предложении называются его синтаксической позицией. Синтаксическая позиция -это своего рода ячейка в синтаксической структуре предложения, попадая в которую слово или словосочетание получают статус члена предложения. В синтаксической позиции слово или словосочетание вступают в синтаксические связи с другими членами предложения.

Под синтаксической связью чаще всего понимают формально выраженную смысловую связь между лексическими единицами, соединившимися друг с другом в высказывании. Обычно выделяют два основных типа синтаксической связи - сочинение и подчинение.

Сочинительная связь характеризуется равноправностью элементов, что проявляется в возможности их перестановки без существенного изменения смысла: вчера, сегодня, завтра; щуки, караси и сазаны; строг, но справедлив; тюльпаны, или гвоздики, или фиалки; усталые, но довольные. Слова, образующие в предложении сочинительные цепочки, как правило, принадлежат к одной части речи, а также обнаруживают близость семантики. Так, в предложении В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь все еще прекрасна и полна жизни (Чехов)

­ Конец страницы 219 ­

¯ Начало страницы 220 ¯

словоформы вечера и ночи, перепела и коростели, прекрасна и полна, не кричат, не поют и не пахнет объединены сочинительной связью. Сочинительная связь подразделяется на союзную и бессоюзную. Она связывает не только слова в предложении, но и целые предложения.

Для подчинительной связи характерны неравноправные отношения элементов, здесь один элемент является главенствующим, а другой - зависимым, подчиненным: белая береза, читать книгу, писать карандашом, чтение вслух, книги для детей. При подчинительной связи слова в предложении организуются по принципу иерархии: одна словоформа подчиняется другой, та зависит от третьей и т.д. Например, в предложении Я вступаю на берег пустынный словоформа на берег подчинена глаголу вступаю, а прилагательное пустынный- словоформе на берег. Как уже отмечалось, подчинительная связь в словосочетаниях делится на три основных типа: согласование, управление и примыкание. Подчинительная связь предложений в русском языке осуществляется главным образом при помощи союзов и союзных слов.

В особый вид синтаксической связи выделяют отношения между подлежащим и сказуемым, называя эти отношения предикативной связью. Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов и некоторые другие лингвисты полагали, что предикативная связь - подчинительная, где главным членом является подлежащее. Основанием для такого вывода являлось то, что во многих языках сказуемое согласуется с подлежащим, как бы показывая тем самым свою зависимость от него. Сторонники другой точки зрения, восходящей к формальной логике с ее равноправным субъектом и предикатом, называют предикативную связь координацией, не являющейся ни подчинением, ни сочинением. При координации подлежащее и сказуемое выступают равноправными главными членами предложения. В третьей концепции предикативная связь признается подчинительной связью, но господствующим словом в ней оказывается не подлежащее, а сказуемое.

Структура связей в предложении исторически изменчива. Во многих древних индоевропейских языках сочинение, или паратаксис (от греч. parataxis - выстраивание рядом), преобладало над подчинением, или гипотаксисом (от греч. hypotaxis - подчи-

­ Конец страницы 220 ­

¯ Начало страницы 221 ¯

нение). Предложения типа И пошел, и увидел, и сказал часто встречаются в древних языках. На санскрите писали, например, Убит ногами слонами, то есть Убит ногами слонов, или Схвачен хоботом слоном в смысле Схвачен хоботом слона, где однопа-дежный ряд существительных отражает сочинительную связь. Первобытное мышление развивалось от простого соположения мыслей к выражению более сложных причинных, временных, следственных, условных и тому подобных связей и отношений, что привело в дальнейшем к развитию подчинительных связей в синтаксисе индоевропейских языков. Эти связи во многих современных индоевропейских языках передаются с помощью сложной системы подчинительных союзов, выражающих многообразные логические связи и отношения понятий, оттенки зависимости одной мысли от другой. Союзы и союзные слова выполняют в языке и чисто грамматическую функцию: показывают зависимость одной части предложения или всего предложения в целом от другой части или от других предложений.

Типы предложений. Предложение как основная единица синтаксиса очень сложно и многомерно, поэтому его классификации по различным признакам достаточно разнообразны.

По структурному признаку в различных языках выделяются прежде всего предложения простые и сложные. Простое предложение имеет одно предикативное ядро, сложное - два и более: Путь знакомый и прежде недлинный в это утро кремнист и тяжел (Блок). Я тот, которому внимала ты в полуночной тишине (Лермонтов). Первое предложение простое, оно имеет одно предикативное ядро: путь кремнист и тяжел. Второе предложение имеет два предикативных ядра: я тот и внимала ты - оно сложное.

Простые предложения подразделяются по структурным признакам на односоставные и двусоставные, распространенные и нераспространенные. Односоставные предложения имеют один главный член - подлежащее или сказуемое: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека (Блок). Светает. Холодно. Двусоставные предложения включают в свою структуру два главных члена — подлежащее и сказуемое: Трава зеленеет. В зависимости от наличия или отсутствия второстепенных членов простые предложения делятся на

­ Конец страницы 221 ­

¯ Начало страницы 222 ¯

распространенные и нераспространенные. Нераспространенные предложения состоят только из главных членов. В распространенных предложениях главные члены всегда поясняются второстепенными: В безмолвии садов, весной, во мгле ночей, поёт над розою восточный соловей (Пушкин). В зависимости от формы глагола, которым выражено сказуемое, односоставные глагольные предложения подразделяют на личные {Люблю наш край), безличные (Темнеет.) и инфинитивные (Увидеть бы счастливым родной край.) предложения. Среди односоставных именных предложений выделяют номинативные (Вот и лес и стог сена около леса.), утверждающие наличие, существование предметов и явлений в момент речи, и вокативные (Сынок, сынок мой!), употребляющиеся в форме обращения.

Сложные предложения в зависимости от средств связи между ними подразделяются на союзные, бессоюзные и комбинированные. Среди союзных предложений выделяют сложносочиненные, выражающие различные виды соединительных, сопоставительных, разделительных и некоторых других связей, и сложноподчиненные предложения, выражающие различные подчинительные отношения: субъектные, объектные, атрибутивные, обстоятельственные. В зависимости от типов отношений между частями сложного предложения проводятся многообразные классификации сложных предложений.

По модальности заключенного в них высказывания (или по цели высказывания) предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Они служат для передачи соответственно трех основных форм мысли: суждения, вопроса, побуждения. Но роза милая не чувствует, не внемлет и под влюбленный гимн колеблется и дремлет (Пушкин) — повествовательное предложение, в котором содержится информация об определенном событии. Вопросительное предложение содержит вопрос, ответ на который может ожидаться или не ожидаться: Поют ли птицы в твоем саду? Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? Побудительное предложение выражает волеизъявление того, кто говорит: Никогда не останавливайтесь на достигнутом. Принеси мне воды. Каждый тип характеризуется соответствующей интонацией и набором формальных

­ Конец страницы 222 ­

¯ Начало страницы 223 ¯

средств: глагольных форм, служебных слов и пр. Предложения каждого из трех модальных типов могут быть эмоционально окрашенными, то есть восклицательными: Хорошо летом возле речки! По модальному признаку все предложения также делят на утвердительные и отрицательные. В утвердительных предложениях отмечается реальное наличие или реальная возможность определенных событий и явлений: Он работает прекрасно. В отрицательных предложениях такое наличие или такая возможность отрицаются: Не поют больше соловьи.

Типы предложений гораздо многочисленнее и разнообразнее, чем они представлены в данной краткой классификации, и совпадают в различных языках мира лишь в основном. Вероятно, во всех достаточно развитых языках есть предложения простые и сложные. В письменных языках существует деление сложных предложений на союзные и бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные. И вместе с тем многие языки обнаруживают значительное своеобразие в структуре предложений. Так, как уже отмечалось, в английском языке предложение характеризуется достаточно твердым порядком членов предложения: на первом месте, как правило, стоит подлежащее, на втором - сказуемое, на третьем - дополнение, на четвертом - обстоятельство.

В кавказских языках, языках североамериканских индейцев и некоторых других языках имеется так называемая эргативная (от греч. ergá tē s - действующее лицо) конструкция предложения, в которой падеж подлежащего зависит от переходности или непереходности глагола-сказуемого. При непереходном глаголе подлежащее передается формой именительного падежа. Если сказуемое выражено переходным глаголом и при нем есть дополнение, то формой именительного падежа передается дополнение. Подлежащее в этом случае выражается формой так называемого эргативного падежа, совпадающего с формой творительного падежа или какого-то иного из косвенных падежей. В языках эргативного строя противопоставляются не субъект и объект, а производитель действия, так называемый агентив, и носитель действия - фактитив. Производитель действия получает форму косвенного падежа, а носитель действия, будучи дополнением, получает форму именительного падежа. Так, в даргинском языке

­ Конец страницы 223 ­

¯ Начало страницы 224 ¯

в предложениях Варткел башар - Олень ходит и Хунул дашар -Женщина ходит слова варткел - олень и хунул - женщина обозначают носителей действия и стоят в форме, соответствующей именительному падежу. В предложении Хунуй варткел хабушиб - Женщина оленя убила слово хунуй выступает производителем действия и получает форму косвенного падежа, а слово варткел -носителем действия, поэтому остается в исходной форме.

Своеобразна структура предложения в инкорпорирующих языках. При инкорпорации компоненты словосочетания или предложения соединяются в единое целое без формальных показателей у каждого из них. Например, чукотское тымяйн 'ылявтыпыгтыркын в одном сложносоставленном построении передает русское предложение: У меня очень болит голова. В чукотском инкорпорированном построении сливается воедино ряд отдельных слов: ты - я, мяйн'ы - большой, лявты - голова, пыгты - раздувать, ркын - делать.

Различий в структуре и типах предложений между разными языками может быть больше или меньше, что зависит как от генетических связей сравниваемых языков, так и особенностей их современного грамматического строя.

Актуальное членение предложения. Предложение как синтаксический образец в речевой деятельности наполняется лексикой, превращаясь в то или иное высказывание. В составе высказывания, в контексте и ситуации речи происходит не только реализация модели предложения, но и актуализация всех других единиц языка, прежде всего словоформ и сочетаний слов. При этом в одном и том же высказывании с помощью различных формальных средств могут актуализироваться различные оттенки смысла.

Актуальным членением предложения обычно называют смысловое подчеркивание одного из компонентов предложения, установление между частями предложения новых субъектно-предикатных отношений. Выделенная часть предложения называется ремой (от др.-греч. rhē ma - высказываемое, сказанное) высказывания, остальная часть - темой высказывания.

Средствами актуального членения предложения являются порядок слов, синтагматическое членение, постановка фразового

­ Конец страницы 224 ­

¯ Начало страницы 225 ¯

ударения, интонация, усилительно-выделительные частицы, артикли, залоговые трансформации и некоторые другие средства. Так, предложение Сейчас я пойду домой путем интонационно-смыслового членения может быть превращено в четыре фразы: Сейча с я пойду домой. Сейчас я пойду домой. Сейчас я пойду домой. Сейчас я пойду домой. Совпадая по передаваемой информации, эти предложения различаются между собой оттенками смысла, так как в каждом из высказываний подчеркиваются различные моменты сообщения. В следующем примере рема выделяется с помощью частицы даже и порядка слов: Далже она этого не знала. Она даже этого не знала. Она этого даже не знала.

Актуальному членению подвергаются все типы и виды предложений, в составе которых больше одного слова. Чем больше слов в предложении, чем сложнее его синтаксическая структура, тем больше возможностей его различной актуализации, тем сложнее сами правила актуального членения предложения.

Актуальное членение предложения рассматривается с разных теоретических позиций. Одни лингвисты говорят о его семантической природе, выдвигая на передний план фактор известности/неизвестности в сообщении. Другие исходят из соответствия актуального членения предложения его логико-грамматическому членению, где логический субъект выступает темой сообщения, а предикат - ремой сообщения. Иногда говорят не о логическом, а о психологическом субъекте - тема и психологическом предикате - рема.

­ Конец страницы 225 ­

¯ Начало страницы 226 ¯

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал