Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иррациональные установки

– это жесткие эмоционально-когнитивные связи, они имеют характер предписания, требования, приказа и носят абсолютный характер, следовательно, обычно они не соответствуют реальности.

Отсутствие реализации иррациональных установок приводит к длительным неадекватным ситуации эмоциям. У нормального человека есть рациональная система установок, которые можно определить как систему гибких эмоционально-когнитивных связей. Ей соответствует умеренная сила эмоций.

 

Нарушения в когнитивной сфере А.Эллис назвал иррациональными установками:

1. Установки долженствования. Некоторые люди убеждены, что в мире существуют некие универсальные установки (принципы), которые, несмотря ни на что должны быть реализованы, н\р «люди должны быть честными» – Следует, дожен, обязан.

2. Катастрофические установки. Отдельные события, происходящие в жизни, оцениваются как катастрофические вне какой-либо системы отсчета (преувеличение негативных последствий событий). Эти установки проявляются в высказываниях в виде оценки, выраженной в крайних формах. Ужасно, невыносимо. «Ужасно остаться одному на старости лет».

3. Установка обязательной реализации своих потребностей. В основе - убеждение, что человек должен обладать определенными качествами для того, чтобы быть счастливым.

4. Оценочная установка. Оценивается личность человека в целом, а не отдельные его черты, качества, поступки.

 

А. Эллис выделяет 12 вариантов иррационального мышления:

1. мышление по типу «все или ничего» («Если я потерплю неудачу хоть в чём-то - а я должен быть удачлив во всём — я недостоин любви»);

2. перескакивание к выводам и негативные нелогичные заключения («Они видели мой провал - а я всегда должен быть на высоте - и теперь будут считать меня неудачником);

3. предсказывание будущего («Они смеются над моей неудачей - а я всегда должен быть на высоте - они всегда будут меня презирать»);

4. зацикливание на негативе («Все идет не по-моему, и поэтому в моей жизни нет и не будет ничего хорошего»);

5. непонимание позитива («Когда они хвалят меня, они просто меня жалеют»);

6. Всегда и никогда. «Условия жизни должны быть хорошими, а они на самом деле ужасны
и невыносимы, и это всегда будет так, а я никогда не буду счастлив».

7. Преуменьшение. ( «Хорошие выстрелы в этой игре были случайными и не имели
значения. Но плохие — которые я не имел никакого права делать — были просто ужасны
и совершенно непростительны»);

8. - Эмоциональное рассуждение ( «Из-за того что я выступил просто погано, так, как абсолютно не должен был, я чувствую себя полным болваном, и это доказывает, что я действительно ни к черту не годен!»);

9. Навешивание ярлыков и сверхобобщение ( «Я не имею права заваливать важную работу, а поскольку я сделал это, я полный неудачник и пропащий человек!»);

10. - Принятие на свой счет ( «Поскольку я веду себя гораздо хуже, чем должен, а они смеются, я уверен, что они смеются только надо мной, и это ужасно!»);

11. Ложное «Я» («Когда я не настолько хорош, насколько должен бы, а они продолжают меня принимать и хвалить, я чувствую, что я притворщик и скоро потеряю свою маску и покажу свое жуткое лицо»);

12. - Перфекционизм ( «Я понимаю, что хорошо выполнил это задание, но такую работу я обязан делать на " отлично", и поэтому я никудышный человек»).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Часть восьмая. Овер | С номером правильного суждения. Каждый правильный выбор
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал