Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Распределение власти ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Князья были и племенные, и варяжские. Племенной князь должен прислушиваться к мнению вече и принимать на нем активное участие. Главную роль играл совет старейшин Князь – наемник не был обязан придерживаться мнения совета старейшин или участвовать в вече, но был обязан соблюдать условия договора (ряда) с племенем, одним из которых было невмешательство в судебную и административно - хозяйственную деятельность совета старейшин и соблюдать решения вече, касающиеся повседневной жизни племени. Но он был самостоятелен в военной и судебной сфере. ВЫВОД ПО ТРЕТЬЕМУ ВОПРОСУ: Сочетание социальных и экономических процессов – рост натурального обмена и складывание торгового пути из Варяг в Греки, социальное расслоение восточнославянских племен, выделение родоплеменной знати на фоне продолжавшейся этнической экспансии с Севера (варяги) и Востока (печенеги, угры, хазары), создали комплекс внутренних предпосылок к образованию государственности у славян и их соседей по Восточно-Европейской равнине к концу IX в. Вопрос №4 (время 7 - 10 мин.) Язычество – система обрядов и ритуалов, верований в потусторонние силы, поклонение природе и природным стихиям. Каждая природная стихия находилась по мнению наших предков, под управлением какого- либо бога. У каждого племени был свой бог покровитель, у каждого рода покровитель в лице пращура (далекий предок, часто основатель рода или даже целого племени). Поклонение природе проявлялось в вере в наличие различных полумифических существ; водную стихию контролировали водяные русалки; лес - лешие, упыри (вампиры); Солнце – бог Хорс (Ярило); бог плодородия, дождя, урожая – Даждь-бог; тучи, волны, паруса – Стрибог; молния, гром, огонь, бог кузнецов, тех, кто одевается в железные одежды – Перун (заимствован у балтийских племен – Перкунас); семья – Лада-бог. У каждого в доме был домовой и божок (бог), который отвечал за хозяйственный уклад семьи, мир, охрану дома. Все языческие праздники были приурочены к сельскохозяйственному циклу (праздник первой борозды, урожая, начала весны и т.д.). За этим строго следили славянские жрецы – волхвы (обычно это были люди хорошо знавшие законы природы). Они обладали непререкаемым авторитетом в роду и племени. Волхвы довольно точно могли предсказывать погоду, основывая свои прогнозы не только на священных заклинаниях и обрядах, но и на многолетних наблюдениях за природным циклом. Это было немаловажным фактором, поскольку позволяло сохранить урожай и предусмотреть климатические колебания при организации полевых работ. Глубокое знание многих свойств растений славянскими волхвами заложило основы современной фитотерапии и траволечения или гомеопатии. Волхвы являлись носителями древних традиций и обеспечивали их неукоснительное выполнение. Это позволяло долгое время сдерживать процессы разложения родоплеменной организации, несмотря на возрастающее культурное влияние со стороны Византийской империи и увеличение имущественной дифференциации у славян, приводившей, как известно, к обособлению родоплеменной знати. Языческое мировоззрение оказывало большое влияние на отношение к огню. Вот основные традиции, связанные с огненной стихией у славян. • Страх перед огненной стихией – огонь – кара богов (бога – у христиан) • Отказ от тушения пожаров от удара молнии – воля бога молнии Перуна • Поклонение огню – огонь - священен для ариев – предков индоевропейских племен – огонь источник тепла, пищи, инструмент для изготовления железных орудий • Сжигание умерших – обряд очищения души перед отправкой в Ирий (рай) • Сжигание жертв на капищах • Поклонение домашнему очагу ВЫВОД ПО ЧЕТВЕРТОМУ ВОПРОСУ: Религиозно мистическое мировоззрение восточных славян и других племен, населявших территорию России тысячу лет назад было обусловлено господством природной стихии над возможностями маленьких человеческих коллективов., вооруженных примитивным инвентарем, и вынужденных отвоевывать свое «место под солнцем» не только у лесных и болотистых пространств, но и выдерживать постоянный натиск из Великой Степи. Все это давало противоречивые последствия: с одной стороны парализовалась сознательная деятельность по профилактике и тушению пожаров, а с другой стороны, воспитывалось стойкое отношение к тяготам и лишениям, материальным и людским потерям. Это позволяло постепенно накапливать опыт по освоению огромных природных пространств в самых неблагоприятных климатических и геополитических условиях, какие только были возможны на планете Земля. Этими факторами во многом и была обусловлена историческая особенность становления и развития России и ее пожарной охраны в последующие столетия.
Заключение (3-5 мин.)
Условия, в которых складывались исторические предпосылки формирования российской государственности в нашей стране по сравнению с другими странами Европы и Азии были весьма неблагоприятными. Несмотря на это наши предшественники продолжали упорную борьбу природной стихией и внешними вторжениями. Это упорство объяснялось не только покорностью к судьбе и спокойному отношению к материальным потерям, но и тем, что русичи стремились постоянно объединять свои усилия в борьбе с природой внешними врагами. Традиции взаимовыручки, которые складывались в борьбе за физическое выживание, помогали русичам преодолевать и другие суровые испытания, которыми богата наша история. Это нашествия иноплеменников и голод, стихийные бедствия и капризы природы. К следующему занятию курсанты должны: - знать: хронологию Эпохи Великого переселения народов, закономерности перехода от натурального присваивающего хозяйства к производящему и образованию местных и региональных рынков, этнический состав населения Евразии, основные принципы организации рода и племени; - уметь: соотносить внутренние и внешние факторы образования государства, выделять взаимосвязи экономических, социальных и политических процессов, их степень зависимости от природного фактора и этнического окружения; - иметь представление: о развитии этносов в исторической динамике, о языческих верованиях восточных славян.
4. Задание на самоподготовку: Прочитать: История России. Под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. С. 10 – 33. История России. Под ред. А.С. Орлова и В.А. Георгиева. С. 14 – 22. Скипский Г.А. Отечественная история. Курс лекций. Часть I. С. 5 – 15. Скипский Г.А. История Пожарной охраны. Курс лекций. С. 5 – 15. Законспектировать: Основные понятия и термины лекции. Старший преподаватель кафедры философии и гуманитарных наук С.Д. Шурыгин
Лекция рассмотрена и одобрена на заседании кафедры философии и гуманитарных наук, протокол № ___ от «___» ____________ 201 г.
Заведующий кафедрой философии и гуманитарных наук, к.ф.н. А.В. Громов
«___» ____________ 201 г.
|