Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
До сокращения свет бесконечности наполнял всю реальностьСтр 1 из 85Следующая ⇒
Часть 1. Сокращение и линия Глава 1
Рассматривает 1-е сокращение, когда сократился свет бесконечности, чтобы создать создания и сотворить творения. Содержит 5 пунктов: 1. До сокращения свет Бесконечности наполнял всю реальность. 2. Причина творения – раскрыть имена и наименования. 3. Сокращение света вокруг центральной точки. 4. После сокращения осталось круглое пространство. 5. Поскольку свет Бесконечности равномерный, то и сокращение также было равномерным, т.е. в виде круга. До сокращения свет бесконечности наполнял всю реальность 1) Знай, что прежде (1), чем были созданы создания и сотворены творения, простой высший свет (2) наполнял всю реальность (3). И не было никакого свободного места (4) в виде пустого воздуха (5) и пространства (6), а все было заполнено бесконечным простым светом (7), и не было в нем ни начала ни конца (8), а все было единым, простым (9), полностью однородным светом (10), и он называется светом бесконечности (20). - Ор пними - Следует помнить, что вся наука Каббала основывается на понятиях духовных, которые не занимают ни места, ни времени, в них нет исчезновений и перемен, а все изменения, о которых говорится в этой науке, не означают, что первое состояние исчезает и принимает иной вид, а изменение в Каббале означает только появление дополнительного состояния, при котором первоначальное состояние остается неизменным, поскольку изменения и перемены происходят только в материи. И в этом – вся сложность для начинающих, поскольку воспринимают понятия в терминах материальных, в рамках времени и места, замены и перемены, в то время как авторы каббалистических книг используют «земные» термины только как символы для обозначения высших, духовных корней. И потому старайся истолковывать абсолютно каждое слово в его духовном смысле, независимом от места, времени, изменения. Поэтому изучающий обязан хранить в памяти точный смысл слов, поскольку невозможно постоянно возвращаться к разъяснению их истинного смысла. 1. Понятие духовного времени подробно рассматривается далее, во «Внутреннем созерцании», в конце 1-й части ТЭ”С. 2. Т.е. свет, распространяющийся из сущности Творца. Знай, что все имена и определения, используемые в науке Каббала, не говорят ничего о сущности Творца, а говорят нам только о свете, распространяющемся из сущности Творца. О самой же сущности Творца не повествуется ни одним словом. И это отражает закон: «Все, что непостижимо, невозможно назвать». Помни это и не ошибись. 3. Непонятно: ведь здесь говорится о чем-то существующем ранее, чем были созданы миры. Но если так, какая же существует реальность, которую высший свет должен заполнить? А дело в том, что все миры и все души, уже существующие и которым еще предстоит появиться в дальнейшем, во всех их разновидностях, вплоть до их конечного исправления, – все они находятся включенными в бесконечности Творца, во всем их величии и полноте, настолько, что мы не можем отделить их от света, как только по признаку, что в этой общей реальности мы должны различать два состояния: · первое – в каком виде они существуют постоянно в Бесконечности во всем их совершенстве и величии; · второе – как они упорядочиваются, спускаются и обновляются перед нами после 1-го сокращения, в пяти мирах, называемых Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира, Асия. И именно это подразумевает Ари, говоря, что высший свет, исходящий из сущности Творца, «заполнял всю реальность» – т.е. ту общую реальность, которая существует в первом виде, т.е. какой она проявляется и существует в Бесконечности, до первого сокращения. Из сказанного видно, что высший свет заполнял ее полностью, так, что не оставалось в ней никакого пустого места, чтобы можно было добавить какое-то в чем-нибудь совершенство и исправление. 4. Пояснение: прежде, чем были созданы миры, когда существовала только Бесконечность, не было там свободного места, т.е. недостатка – места, которое надо было бы исправить (получить исправление), поскольку высший свет заполнял это место так, что не оставил нижним места определить и добавить что-либо к его совершенству. И только вследствие сокращения, которое было затем сделано, возникла потребность, появилось свободное для исправлений место. Но не ошибись, представляя, что о материальном месте говорится в книге. 5. Говорится, конечно, не о материальном воздухе, а обсуждается понятие духовного света: в каждом целом парцуфе имеются два вида света: свет хохма и свет хасадим. Свет хохма – это сущность парцуфа, мера его жизни. А свет хасадим – это лишь свет-облачение на свет хохма, поскольку свет хохма не может облачиться в парцуф, если не будет прежде облачен в свет хасадим. Но иногда, когда парцуфим в малом состоянии, катнут, есть в них только свет хасадим. И знай, что этот свет хасадим называется воздух, авир или руах. И когда он один, сам по себе, без света хохма, он называется «пустой воздух», авир рейкани, т.е. он свободен от света хохма и ожидает, когда свет хохма распространится в нем и заполнит его. И, как говорит Ари, прежде, чем были созданы миры, т.е. в Бесконечности, не было пустого воздуха в реальности вообще, поскольку нет там потребности в чем бы то ни было. 6. Прежде чем пояснить это слово, необходимо понять, в чем сущность духовного кли. А она в том, что поскольку создание получает наслаждение жизни от Творца, то обязательно должно быть желание и стремление получить это наслаждение. И знай, что мера этого желания и стремления и есть суть всего материала в творениях. Настолько, что все, что есть в творениях, кроме этого материала, относится уже не к самому материалу, а к тому наслаждению (свету), которое они получают от Творца. И именно этот материал и есть та мера, которая определяет «величину» и «размер» каждого создания, каждого парцуфа, каждой сфиры. Ведь распространение высшего света от Творца было, конечно, без меры и ограничения. И только само создание определяет степень получаемого наслаждения по мере своих сил, поскольку получает не более и не менее, чем степень его стремления и желания получить. И это желание получить наслаждение творения и есть истинная его мера, действующая в духовном, поскольку нет насилия в духовных действиях, а все зависит от желания в творении. И потому мы говорим, что «желание получать» – это получающее кли, сосуд создания. Оно определяется как материал создания и поэтому отделяется от Творца, получает самостоятельное имя – «творение», т.к. определяется как такое свойство, которого совершенно нет в Творце, поскольку желание получать абсолютно не действует в Творце, ведь от кого Он может получить. Ранее мы выяснили, что в этом материале существуют 4 ступени развития, от катнут – малого состояния, и до гадлут – большого состояния получения. И 4-я ступень, которая является наибольшей стадией получения, гадлут, заполнена только в Бесконечности, до создания миров. И только на нее было сделано сокращение. Как будет далее рассмотрено, вследствие сокращения из 4-й ступени исчез весь свет, который был у нее в Бесконечности, и она осталась в состоянии пустого пространства. Об этом говорит Ари, что до сотворения миров, т.е. в Бесконечности, не было пустого «пространства». 7. Т.е. невозможно что-либо добавить к нему действиями нижних. 8. Понятия рош (голова) и соф (конец) будут рассмотрены ниже. 9. Нет в нем ступеней, ни малых, ни больших, а все однородно. 10. Т.е. нет там ни тонкости (закут), ни толщины (авиют), которыми строятся и различаются ступени, поскольку эти свойства появились в мирах после изменений вследствие сокращения, как будет рассмотрено ниже. 20. Мы не в состоянии постичь Бесконечности. Но как в таком случае мы можем называть это состояние по имени? Ведь каждое имя указывает на постигаемые нами значения и смысл, а название «бесконечный» не указывает на отсутствие постижения, ведь в таком случае мы могли бы назвать его «непостижимый». Дело в том, что это название показывает нам все то различие, которое имеется между Бесконечностью и всеми мирами, находящимися под нею, вследствие того что произошло сокращение, которое действует после мира Бесконечности, и каждый раз, когда эта сила пробуждается, она сжимает и сокращает свет, и на этом его свечение прекращается. И потому прекращение свечения в каждом парцуфе является следствием только этого сокращения. И только вследствие прекращения свечения рождаются и обновляются все объекты и их наполнения во всех их разновидностях во всех мирах. И т.к. понятие «сокращение» не относится к Бесконечности, то нет там и понятий «конца» и «прекращения», и потому называется «бесконечный», чтобы показать, что нет там совершенно никаких ограничений и границ, а потому ясно, что свет в нем простой и абсолютно однородный, т.к. одно определяет другое. Причина творения – раскрыть имена и наименования 2) И тогда появилось у Него простое желание (30) сотворить миры и создать создания, раскрыв этим совершенство своих деяний, имен и наименований, что и явилось причиной сотворения миров. - Ор пними - 30. Не запутайся в том, каким образом определено желание в Бесконечности как наивысший замысел. И настолько, чтобы сказать, что «поднялось, проявилось в Его простом желании». И пойми это вместе со сказанным выше, что обязательно находится в каждом творении желание получить наслаждение от Творца. Но в Эйн Соф – мире Бесконечности это «простое желание» находится в состоянии «Он и имя Его едины», как сказано в «Пиркей де раби Элиэзэр», п.1, и здесь, у Рава в тексте далее. Однако не следует представлять отделение, отдаление, сближение и слияние (единство), о которых говорится здесь, как отделение и единство в понятиях материальных, отделяющихся путем движения, удалением от места или приближающихся к месту, поскольку духовные понятия не занимают места, как известно. И знай, что отделение в духовном не происходит иначе, как только вследствие «отличия в свойствах». И если один духовный объект приобретает дополнительный образ, отличающийся от того образа, который есть у него, то становится это духовное свойство из «одного» – двумя отдельными свойствами, удаленными одно от другого ввиду отличия, существующего в этих двух образах. И как и объекты материальные удаляются и сближаются удалением от места или приближением к месту, так и объекты духовные отделяются, отдаляются, сближаются и соединяются отличием в свойствах или совпадением свойств. Так, что отличие в свойствах отделяет и отдаляет один объект от другого, а подобие свойств сближает и соединяет объекты. И помни это, т.к. в этом ключ к Науке Каббала. А теперь пойми высказывание «Он и имя Его едины», упомянутое выше, а также понятие простого единства, имеющего место в Бесконечности. Ведь это единство – одна из тайн могущества Творца. Как выяснилось выше в п. 6, разница между Творцом и творением, появившаяся вследствие «желания получать», существующего в творении и отсутствующего в Творце, приводит к тому, что вследствие этого различия свойств творение отделилось от Творца и обрело свое имя. Стало называться творением, а не Творцом. Но, в соответствии со сказанным, ошибочно думать, что свет Эйн Соф – Бесконечности, называемый «Он», не полностью сливается в своем подобии с самой Бесконечностью, называемой «имя Его», т.е. с желанием получать свет. Ведь высший свет, называемый «Он», исходит из ацмуто – сущности Творца, и все его свойства – только отдача, и нет в нем ничего от желания получать. Тогда как в Бесконечности, называемой «имя Его», есть желание получать, вследствие чего она отличается от высшего света. Потому что, как известно, отличие свойств ведет к отделению. Поэтому в «Пиркей де раби Элиэзэр» и у Ари сказано, что это не так, а Он и имя Его находятся в простом единстве, и нет между ними никаких отличий. И хотя, конечно же, есть между ними – между «Он» и «имя Его» – обязательно какое-то отличие свойств, в любом случае оно совершенно не действует там. И хотя мы не понимаем этого, все равно это несомненно так. И об этом сказано, что никакая мысль совершенно не постигает Бесконечность, поскольку понятие это – выше нашего разума.
|