Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расы человека и условия среды






Современный человек широко расселен по Земле, состоит из многочисленных популяций, которые скрещиваются и дают плодовитое потомство. Представители разных популяций обнаруживают значительную изменчивость, обусловленную морфофункциональной адаптацией к условиям различных природных зон (северных, экваториальных, высокогорных и т.д.). Адаптационные процессы к условиям среды явились причиной возникновения анатомических различий вида Homo sapiens – рас.

Расообразование есть результат сугубо биологической эволюции и во многом определяется условиями физико-географической среды. Тот факт, что человеческие популяции из различных областей по морфологическим признакам и генетически отличаются друг от друга, является следствием различий во внешних условиях этих областей. Человеческие расы возникли путем приспособления человеческих популяций к среде своего обитания.

По вопросу о полиморфном составе современного человеческого вида через его расовую дифференциацию в настоящее время отсутствует единое мнение о числе выделяемых рас (от 6 до 30). Трудность заключается в неразработанности четкой расовой диагностики: легко описать различия по измеряемым признакам (пигментация, пропорции тела), но они лишь отчасти имеют генетическую основу, поскольку могут модификационно зависеть от инсоляции, питания и других экологических факторов.

По цвету кожи выделяют три расы: черная, желтая, белая. По морфофизиологическим признакам выделяют 6 рас: негроидную, монголоидную, кавказскую, австралийскую, американо-индейскую, полинезийскую. В пределах каждой из этих рас выделяются этнические модификации. Этнос понимается современной наукой как устойчивая, естественно сложившаяся группа людей со своими стереотипами поведения, выработанными в процессе адаптации людей к собственной культурной и ландшафтной среде. Этнос – это природная общность, но в отличие от популяции отношения внутри него регулируются преимущественно социальными механизмами, культурными традициями.

По мнению Ф. Добжанского, новые расы образуются посредством отбора, метисации и генетического дрейфа. Э. Майр (1974) сторонник того, что положение об адаптивном характере географической изменчивости следует в полной мере распространять и на особенности организации человеческого вида, подверженные действию естественного отбора. Следует ссылка на работы известного антрополога К.Куна, который привел много фактов в доказательство данного положения, в частности, из области экологии человека, к которой приложены закономерности географической изменчивости (правила Глогера, Алена и Бергмана). Действие естественного отбора на расообразование особенно заметно, когда первоначально одна расовая группа занимала различные климатические зоны, а затем дифференцировалась на локальные расы, что демонстрируют американские индейцы, расселившиеся от Арктики до Огненной Земли.

Но далеко не все расовые признаки обязательно являются адаптивными. Некоторые из них (типы телосложения, черты лица, форма носа) могли возникнуть путем полового отбора на основе представлений об идеальной красоте тела и его частей и благодаря преимуществам в образовании брачных пар распространиться в популяции. Однако потребуются еще многочисленные исследования для того, чтобы в полном объеме представить возникновение расовых признаков у человека.

Расы и местные популяции представляют в эволюции, так сказать, экспериментальные группы, которые обладают различными возможностями адаптации. Генофонд современного человечества содержит генетические элементы, представленные у многих, а возможно, и у всех больших популяций прошлого.

Существует проблема вымирания локальных рас человека. В прошлом расы исчезали по общебиологическим причинам, когда они оказывались неприспособленными к среде или смешивались друг с другом в результате межрасовых браков. В настоящее время некоторые аборигенные микропопуляции Австралии, Восточной Азии (айны) находятся на грани вымирания или будут ассимилированы при гибридизации с другими расами. Демография рас все время находится в эволюционно-экологической динамике: одни сокращаются, другие увеличиваются в численности по многим причинам, прежде всего, социально-экономического характера. Эти демографические процессы подтверждаются как данными палеонтологии, так и современными наблюдениями.

Выделяется принцип неравномерности развития человеческих рас (в частности, по антропологическим признакам), используемый для расовой диагностики. Так, представителям аборигенных популяций присущи утолщенные надглазничные валики, сильно выступающая нижняя челюсть (прогнатизм), утолщенные кости черепа, признаки, которые часто встречаются у ранних ископаемых рас и вымерших видов рода Homo.

В отличие от животных индивидуальную вариативность поведения человека во многом определяет надбиологическое нормативно-приемственное программирование поведения, называемое культурой (по И.Т.Фролову), заменяющее место жестких генетических инструкций (инстинктов), свойственных животным.

Эволюционная антропология утверждает, что эволюция человека осуществлялась под знаком приспособления к среде и приспособления среды к его потребностям, посредством совершенствования культуры во всех ее формах. Культура есть фактор адаптации человека к среде. Культурологический отбор в эволюции человека исходит из базового представления о культуре как ведущей адаптации эволюционирующего человека. В ходе эволюции гоминид естественный отбор утрачивал формообразующую функцию, уступал место техническому, научному, культурному творчеству под эгидой прогрессирующей социализации человеческих коллективов.

В высокоорганизованных группах ранних гоминид под действием отбора закреплялись прообразы нравственных форм поведения в виде предусмотрительности, находчивости, лидерства, сотрудничества, альтруизма, в противоположность грубой силе и эгоизму. Члены группы, способствовавшие гармонизации отношений в ней и общему ее благосостоянию, имели больше шансов оставить потомство. Между естественным отбором и человеческой этикой не существует противоречия. Этические качества социального организма являются важными компонентами приспособленности.

В рамках гуманистической социобиологии рассматривается довольно сложный вопрос о соотношении генетических и социальных факторов в образовательном воспитании потомства и значении этого феномена в эволюции человеческого вида. Способность к обучению еще недостаточна для накопления информации. Для этого необходимы желание и готовность признать авторитет. Новорожденный ребенок должен быть готов поверить тому, что ему говорят. Здесь огромную роль играет фактор запечатления (импринтинга), что имело место в эволюции гоминид. Однако он заключает в себе и опасность подвергнуться пропаганде и массовому гипнозу, которые широко использовались в истории общества и продолжают культивироваться сейчас в определенных политических интересах. Это – одна из многих черт, имевших высокую селективную ценность в малых сообществах гоминид, где эти черты развились, но могущих сыграть отрицательную роль в современном массовом обществе.

Спецификой индивидуального развития (онтогенеза) человека по сравнению с другими приматами являются удлинение периода детства, который составляет пятую часть жизни, замедление сроков полового созревания, выраженный скачок скорости роста в период полового созревания, относительно поздняя половая зрелость, уменьшение плодовитости, возрастание продолжительности жизни. На проявление многих онтогенетических параметров влияют социальные процессы. Так, под действием социальных факторов возрастает средняя продолжительность жизни человека, изменяются темпы онтогенеза (акселерация).

Изучением воздействия социальных факторов на рост и развитие детей занимается специальная отрасль медицинской науки – гигиена. С самого начала этих исследований стало ясно. Что социальный статус семьи и ее экономическое положение – мощнейший фактор, влияющий на подрастающее поколение. Качество жизни, о котором сейчас часто говорят, во многом определяет физические кондиции и функциональные возможности молодежи (не говоря уже об уровне психического и интеллектуального развития), предопределяет всю их будущность. Бедность ведет к нехватке важнейших компонентов пищи, а результатом этого становится слабое развитие костей, мышц, мозга. Даже сегодня в ряде африканских стран, страдающих то от засухи, то от полчищь саранчи и других насекомых, острая нехватка белковой пищи ведет к массовому слабоумию и дистрофии среди детей. В таких условиях нередко отмечается задержка физического и психического развития. То же самое врачи регистрируют и в нашей стране в тех семьях, где нет устойчивого источника дохода, а родители страдают алкоголизм.

Однако, социальное благополучие также может быть причиной тяжелых отклонений в развитии. В этом смысле показательна американская популяция, где за последние 50 лет появилось огромное количество людей, страдающих ожирением, как взрослых, так и детей. Причины этого весьма примитивны: малоподвижный образ жизни, при котором даже в магазин за пару кварталов американец отправляется на автомобиле (в его оправдание следует заметить, что в небольших американских городах для пешеходов нет ни тротуаров, ни переходов – там никто не рассчитывает на сумасшедших, предпочитающих ходить пешком), плюс нерациональное питание, состоящее из картофельных чипсов, булочек и гамбургеров. При этом существует любопытная закономерность: менее обеспеченные чернокожие американцы чаще страдают от ожирения, чем состоятельные белые. Дело в том, что у белых хватает средств на занятия фитнесом, а у чернокожих нет. Трудно придумать более наглядную иллюстрацию влияния социальных факторов!

Резко негативно на рост и развитие детей влияют такие социальные явления, как войны, революции, реформы, перестройки. Социально-экономические преобразования последних 20 лет в России привели к демографической катастрофе, снижению рождаемости, увеличению заболеваемости населения.

Проблема природы человека широко дискутируется в связи с проблемой необходимости регулирования экспериментов с человеком, в то числе клонирования, «модернизации». Сегодня активно обсуждаются возможности направленного изменения природы человека, которые связывают с прогрессом генетики и нейробиологии. Ученые констатируют, что даже на уровне диагностических процедур, генетических и психологических, проявляются разнообразные риски, затрагивающие права и достоинство человека, риски дискриминации и стигматизации индивидов или популяций. Создается риск обнаружения дефектов, заболеваний и предрасположенностей, которые не поддаются лечению или коррекции. Ответы на вопросы, следует ли получать такую информацию и что с ней делать, ждут своего решения, они относятся к области биоэтики, требуют гуманитарной экспертизы. Биотехнологическая революция несет опасность зарождения новой евгеники с ее продуктами конструирования человека с заранее предопределенными характеристиками (в англоязычной литературе – designer baby). Ученые бьют тревогу, поскольку быстро растущие возможности манипулирования человеческим организмом и психикой могут породить «постчеловеческую» стадию истории и подорвать устойчивую непрерывность существования человека как вида. Поэтому не случайным воспринимается заключение Дж. Алена и М. Нельсона: «Современное состояние человека как биологического вида можно сравнить с балансированием между эволюционной трансформацией и полным исчезновением».

 

Литература

1. Адаптация и здоровье. Теоретические и прикладные аспекты: коллективная монография / Э.М. Казин, С.Б. Лурье, В.Г. Селятицкая [и др.]; ответственный редактор Э.М. Казин. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2008. – 299 с.

2. Биология человека / Дж. Харрисон, Дж. Уайнер, Дж. Тернер, Н. Барникот. - М.: Мир, 1968. – 438 с.

3. Болдачев, А. В. Новации. Суждения в русле эволюционной парадигмы. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. — 256 с.

4. Борзенков, В.Г. Концепции современной биологии и их философское осмысление: учебник для вузов / В.Г. Борзенков. - М., 2007. – С. 164-254.

5. Борзенков, В. Г. Дарвинизм на пути к новому синтезу / В. Г. Борзенков // Человек, 2009. - № 3. С. 5-21.

6. Бэр К. Э. Избранные работы (Классики естествознания). Л.: гос.изд-во, 1924.Кн.11.- С.145.

7. Воронцов, Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии / Н.Н. Воронцов. - М., 1999. – С. 606-609.

8. Георгиевский, А. Б. Дарвинизм: Учебное пособие для биол. и хим. спец. Пед.ин-ов / А. Б. Георгиевский. – М.: Просвещение, 1985. – С. 272.

9. Георгиевский, А.Б. Вклад создателей теории эволюционного синтеза в антропологию / А.Б. Георгиевский // Человек, 2009. - №5. С. 5-20.

10. Дарвин Ч. Происхождение видов. – М.Л.: Биомедгиз.1937.- С.762.

11. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. – М.- Л.-: Изд-во АН СССР, 1953

12. Дерягина, М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты: учебное пособие. 2-е изд. / М.А. Дерягина. - М.: Изд-во УРАО, 2003.- С.208.

13. Заварзин, Г.А. Становление биосферы / Г.А. Заварзин // Вестник РАН, 2001. – Т.71. - № 11. – С.992-993.

14. Иорданский Н.Н. Макроэволюция: Системная теория. М.: Наука.1994.-С.112.

15. Иорданский Н.Н.Эволюция жизни.: Учебн.пособие для вузов /Н.Н.Иорданский. – М.: Academemia, 2001.-С. 425.

16. Кимура М. Молекулярная эволюция: теория нейтральности. М., 1985.С.7.

17. Ламарк Ж.Б. Философия зоологии //Ламарк Ж.Б. Избр. Произведения. Т.1.М.: Наука. 1955.- С. 775.

18. Майр Э. Человек как биологический вид // Природа.1974. №2.

19. Палмер, Дж. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens / Дж. Палмер. - СПб., 2003. – С. 11-12.

20. Поппер, К.Р. Естественный отбор и возникновение разума. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критика / К.Р. Поппер. - М., 2000. С. 80.

21. Раутиан, А.С. Букет законов эволюции: В кн.: Эволюция биосферы и биоразнообразия / А.С. Раутиан - М.: КМК, 2006. – С. 20-38.

22. Ресурсы биосферы. Адаптация человека. - Л.: Наука, 1976. -С. 193.

23. Северцов А.Н. Собрание сочинений.Т.3.М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1945.- С.530.

24. Северцов А.С. Введение в теорию эволюции/ А.С.Северцов.- Саранск: Изд-во Мордовского гос.ун-та, 1981.-С.318.

25. Сонькин, В.Д. Законы растущего организма: пособие для учителя / В.Д. Сонькин. – М.: Просвещение, 2007. – С.160.

26. Уиддингтон, К.Х. Основные биологические концепции На пути к теоретической биологии. Пролегомены / К.Х. Уиддингтон. - М., 1970. – С.18.

27. Фодли, Р. Еще один неповторимый вид: Экологические аспекты эволюции человека. Пер-с англ. / Р. Фодли. – М.: Мир, 1990. – С.368.

28. Шишкин М.А. Эволюция как эпигенетический процесс // Современная палеонтология. М.1988. Т.».С.142.

29. Шишкин М.А. Индивидуальное развитие и уроки эволюционизма //Онтогенез. 2006. Т.37. №3. С.184.

30. Шмальгаузен, И.Н. Избранные труды / И.Н. Шмальгаузен. - М.: Наука, 1983. – С.360.

31. Шмальгаузен И.И./Факторы эволюции. М.: Наука, 1968.- С.451.

32. Шмальгаузен, И.И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии. М., 1984. – С.144.

33. Dobzhansky Th. Mankind evolving the evolution of the human species. New Haven. 1962.

 

 

Учебное издание

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал