Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие личности как педагогическая проблемаСтр 1 из 4Следующая ⇒
План 1. Развитие личности как педагогическая проблема. 2. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности. 3. Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность»: существенные признаки, общее и особенное. 4. Движущие силы и основные закономерности развития личности. 5. Факторы, влияющие на формирование и развитие личности. 6. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их учет в педагогическом процессе. Литература:
Развитие личности как педагогическая проблема Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. В зарубежной педагогике и психологии по проблеме развития личности выделяются три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное. Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (3. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Представители социологического направления полагают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Представители биосоциального направления рассматривают психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) как биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности — как явления социальные. Отечественная педагогическая наука трактует личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является биологическим организмом. Личность, по определению Л.С. Выготского, — это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация». Понятие о социализации как процессе полной интеграцииличности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие адаптация. С помощью понятия «адаптация» социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам. Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Тенденция автономизации личности характеризует социализацию как процесс саморазвития и самореализации личности, в ходе которого происходит не только актуализация усвоенной системы социальных связей и опыта, но и создание новых, в том числе и личного, индивидуального опыта. С понятием саморазвитие личности связывают процесс, который направлен на преодоление противоречий в стремлении к достижению духовной, физической и социальной гармонии. Самореализация выступает как проявление внутренней свободы, обусловленной осознанием своих духовных и физических возможностей, и как адекватное управление собой в изменяющихся социальных условиях. Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие стадии социализации: ♦ дотрудовая (включает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности); эта стадия в свою очередь разделяется на два более-менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения до поступления в школу, и юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т. д.; ♦ трудовая (охватывает период зрелости человека); границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека; ♦ послетрудовая стадия наступает в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности (Г.М. Андреева). В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя, раскрыть, репрезентировать. О достаточном уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.
|