Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие личности как педагогическая проблема






План

1. Развитие личности как педагогическая проблема.

2. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности.

3. Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность»: существенные признаки, общее и особенное.

4. Движущие силы и основные закономерности развития личности.

5. Факторы, влияющие на формирование и развитие личности.

6. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их учет в педагогическом процессе.

Литература:

  1. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Б.Т. Лихачев. – М., 2001.
  2. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс / И.П. Подласый. – М. 2003. – Кн.1.
  3. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. посо­бие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – М., 2001.

 

Развитие личности как педагогическая проблема

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической тео­рии и практики является проблема личности и ее развития в спе­циально организованных условиях.

В зарубежной педагогике и психологии по проблеме развития личности выделяются три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (3. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться тре­бованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности.

Представители социологического направления полагают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благода­ря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общает­ся.

Представители биосоциального направления рассматривают психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) как биологическую природу, а направленность, интересы, способ­ности личности — как явления социальные.

Отечественная педагогическая наука трактует личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социаль­ного. Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является биологическим организмом.

Личность, по определению Л.С. Выготского, — это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Личность существует, проявляется и форми­руется в деятельности и общении.

Взаимодействие человека с обществом обозначается поняти­ем «социализация».

Понятие о социализации как процессе полной интеграциилич­ности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспо­собление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие адаптация. С помощью понятия «адаптация» социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психоло­гическим и социологическим факторам.

Однако в силу своей природной активности личность сохра­няет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свобо­де, формированию собственной позиции, неповторимой индиви­дуальности. Тенденция автономизации личности характеризует социализацию как процесс саморазвития и самореализации личности, в ходе ко­торого происходит не только актуализация усвоенной системы социальных связей и опыта, но и создание новых, в том числе и личного, индивидуального опыта.

С понятием саморазвитие личности связывают процесс, ко­торый направлен на преодоление противоречий в стремлении к достижению духовной, физической и социальной гармонии. Самореализация выступает как проявление внутренней свободы, обусловленной осознанием своих духовных и физических возмож­ностей, и как адекватное управление собой в изменяющихся со­циальных условиях.

Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в тече­ние всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без прора­ботки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.

В зависимости от отношения к трудовой деятельности выде­ляются следующие стадии социализации:

дотрудовая (включает весь период жизни человека до на­чала трудовой деятельности); эта стадия в свою очередь раз­деляется на два более-менее самостоятельных периода: ран­няя социализация, охватывающая время от рождения до поступления в школу, и юношеская социализация, вклю­чающая обучение в школе, техникуме, вузе и т. д.;

трудовая (охватывает период зрелости человека); грани­цы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека;

послетрудовая стадия наступает в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности (Г.М. Андреева).

В процессе социализации личность примеривает на себя и вы­полняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя, раскрыть, репре­зентировать. О достаточном уровне социализации свиде­тельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал