Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 1. Государство и право США в Новейшее время.






Санкт-Петербургский университет

 

Кафедра истории государства и права

 

 

«Утверждаю»

Начальник кафедры

истории государства и права

полковник полиции

Удальцов А. А.

«_»_____________2016

 

 

Рабочая лекция

дисциплины «История государства и права зарубежных стран»

по направлению подготовки

40.05.02 - правоохранительная деятельность

По теме 14: «Характеристика становления современного государства и права в США и Великобритании».

 

обсуждена и одобрена

на заседании кафедры,

протокол № 18 от 15.03.2016

 

Санкт-Петербург

Байкеева С. Е. История государства и права зарубежных стран: Рабочая лекция по направлению подготовки 40.05.02 - правоохранительная деятельность по теме: «Характеристика становления современного государства и права в США и Великобритании». СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2016. 40 с.

 

 

Рабочая лекция посвящена рассмотрению процесса развития государства и права США и Великобритании в Новейшее время. Рабочая лекция предназначена для курсантов и слушателей Санкт-Петербургского университета МВД России по направлению подготовки 40.05.02 - правоохранительная деятельность.

 

© Санкт-Петербургский университет, 2016


Вопросы лекции:

1. Формирование современного государства и права США

2. Эволюция государственной власти в Великобритании в Новейшее время.

3. Становление и характерные черты англосаксонского права.

 

Литература:

1. Витковский А. СССР против США. Тайная война сверхдержав. М. Эксмо. 2014.

2. Генис А. А. Американская азбука. Екатеринбург. 2000.

3. Егоров С. А. Конституционализм в США. М., 1994.

4. Краткая история США. М., 1993.

5. Лафитский В. И. Основы конституционного строя США. М., 1998.

6. Левчук С. В. Политико-правовые основы «нового курса» Ф. Д. Рузвельта. М., 2000.

7. Ленько А. В. Соединенное королевство Великобритании и Ирландии. Эпоха выбора между империализмом и либерализмом 1868 -1918 гг. М. Издательство Дмитрий Буланин. 2015.

8. Маклаков В. В. Конституции зарубежных государств. М., Издательство Инфа тропик медия. 2015.


Вопрос 1. Государство и право США в Новейшее время.

 

В начале ХХ века Соединенные штаты Америки превратились в крупнейшую мировую державу с одними из самых высоких экономических показателей, что обуславливалось благоприятными демографическими, внешнеполитическими и географическими условиями.

Увеличивался валовой национальный продукт и неуклонно повышался уровень жизни населения.

Американская государственность не меняла основы государственной структуры, которая строилась по прежней схеме - президент, конгресс, система федеральных судов и судов штатов.

При президенте действовал разветвленный бюрократический аппарат управления. Он включал в себя департаменты по отдельным отраслям управления (иностранных дел, финансов, обороны и др.), национальные агентства, ряд комиссий, бюро, советов, коллегий и администраций.

Главы этих ведомств назначались президентом по согласованию с сенатом[1].

Организация управления в штатах сходна с федеральной. Штаты возглавляются губернаторами. Некоторые должностные лица в штатах могут избираться самими гражданами, без участия губернатора.

Во многих штатах должностные лица, включая губернаторов, могут подвергнуться процедуре импичмента.

В состав США кроме субъектов входят также и владения в Тихом океане, такие как Виргинские острова и др. Данные территории являются самоуправляющимися.

ХХ век отмечен появлением новых направлений в деятельности американского государства. В качестве одного из таких направлений выступает государственное регулирование экономики и социальных отношений.

В 30-е годы ХХ века в стране возник небывалый экономический кризис, что и породило необходимость вмешательства в эту сферу со стороны государства.

В 1930 году на пост президента был избран Ф. Д. Рузвельт. Как президент он отличался энергичностью и бескомпромиссностью решений, реформаторскими новациями.

Суть реформ, известных под названием «Новый курс Рузвельта»[2] сводилась к усилению роли государства в экономике страны. В короткие сроки конгресс принял около 70 законов.

Была создана Национальная ассоциация по оздоровлению промышленности. Для каждой отрасли промышленности, которая разграничивалась на 17 групп, были введены Кодексы честной конкуренции. Эти кодексы регулировали объемы производства, уровень цен, уровень оплаты труда, распорядок и продолжительность рабочего дня, распределяли рынки сбыта производимой продукции.

Создавалась Администрация по регулированию сельскохозяйственного производства. Она давала производителям разрешение на сокращение посевных площадей, ликвидацию поголовий скота, оказывала содействие в экспорте хлопка и зерновых культур.

Следующей мерой явилась постановка всей финансово-кредитной системы под контроль президента США.

Были созданы федеральная банковская система кредитования жилищного строительства, фермерского производства, страховые корпорации. Запрещался вывоз золота за границу.

Под контроль правительства перешел военно-промышленный комплекс. Была создана межштатная комиссия призванная наладить работу основных видов транспорта.

Администрация президента направляла свои усилия на организацию общественных работ, регламентирование бизнеса.

Этот комплекс радикальных реформ способствовал нормализации социальной обстановки в стране.

Данные меры также указали на возможность ограничения монополистического капитала в экономике и необходимость приоритетного развития форм коллективной собственности.

Органы государственной власти показали пример гарантов социальной защищенности граждан США и сумели преодолеть социальную разобщенность. Все это, однако, не привело к реальному ограничению демократии, но было и немало противников действий президента Рузвельта.

Ф. Рузвельт победил на президентских выборах на третий по счету срок, что было нарушением закона. Опорой рузвельтовской коалиции стал средний класс и представители этнических меньшинств.

После окончания Второй мировой войны США находились в несравненно лучшем положении нежели другие мировые державы, особенно это касалось экономики.

После смерти Ф. Рузвельта 12 апреля 1945 года пост президента занял Гарри Трумэн. При Трумэне был увеличен минимальный размер оплаты труда, принята программ строительства доступного жилья и расширена система социального обеспечения.

Термин «холодная война» можно определить как послевоенный внешнеполитический курс Вашингтона, направленный против Советского Союза и других стран социалистического лагеря. Это глобальная политика, которой следовали США в своих конкретных дипломатических действиях в различных частях земного шара.

В 1947 году конгресс США постановил создать министерство обороны, объединяющее сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы[3]. Для подготовки согласованной общей стратегии и для разработки планов взаимодействия всех видов вооруженных сил был создан Комитет начальников штабов, состоящий из пяти человек - председателем комитета, начальников штабов армии, военно-морских и военно-воздушных сил, а также командующего корпусом морской пехоты.

Вместе с тем конгресс решил создать Совет национальной безопасности из пяти членов - президента и вице-президента США, государственного секретаря, министра обороны и начальника Управления мобилизации.

Средний класс в 50-е годы составлял более половины американского населения, что являлось неплохим показателем благоденствия государства.

В 1960 году на президентских выборах побеждает Д. Ф. Кеннеди, политика которого большинством американцев была воспринята крайне положительно.

После трагической гибели Кеннеди на посту его сменяет Л. Джонсон.

Он поставил перед своей администрацией задачу ликвидации бедности.

Была организована переподготовка и оказание помощи в получении образования. Окончательной ликвидации бедности не произошло, но количество нуждающихся существенно сократилось.

В целом 60-е годы отмечены всплеском движения за гражданское равноправие. Проводились демонстрации в поддержку борьбы за расовое равноправие, итогом чего явилось законодательное запрещение всех видов расовой дискриминации граждан.

Одновременно возникали массовые движения социального протеста, особенно в среде молодежи.

Следующий президент Р. Никсон призвал к наведению порядка в стране, большая часть требований протестующих была удовлетворена. В ответ на ухудшение экономической ситуации были предприняты меры по расширению сферы государственного регулирования.

После ухода Никсона с поста президента к власти пришел Д. Форд, а затем Д. Картер.

Р. Рейган одержал победу на президентских выборах в 1980 году, который призвал к сокращению государственного вмешательства, что привело к экономическому подъему с 1983 года.

Было проведено полномасштабное перевооружение армии. С 1983 года начата программа по созданию противоракетной обороны с элементами космического базирования.

Д. Буш был избран президентом в 1988 году.

В 1992 году к власти пришел Б. Клинтон. Предпринятые его администрацией попытки реформировать систему здравоохранения оказались неудачными. Вместе с тем был резко сокращен государственный долг США, снизились показатели безработицы, увеличились достижения в сфере высоких технологий, поддержан запрет на испытание ядерного оружия в мировом масштабе.

В 2000 году президентом избрали Д. Буша – младшего. Основными направлениями его политики стали мероприятия во внешнеполитической области (создание полноценной системы противоракетной обороны, «ось зла», введение войск в Ирак).

44-м и ныне действующим президентом США с 2009 года является Б. Х. Обама. Осуществлено стимулирование экономики за счет вливания государственных инвестиций, принят закон о реформе здравоохранения. Введен американский контингент в Афганистан и Ливию в составе войск НАТО.

Говоря о развитии права США, следует отметить, что новейший период истории капитализма отличается не только существенными изменениями в политических системах, конституциях, государственном праве, но и заметной эволюцией всей его правовой системы.

Трансформация, которая произошла в праве капиталистических стран в ХХ веке, особенно во второй половине, затронула как его форму, так и содержание.

Это связано, прежде всего, с глубинными процессами развития самого капитализма, вступившего в постиндустриальную фазу, право стало использоваться для решения новых общественных задач.

На современном этапе в праве буржуазных стран отчетливо проявляется ряд ранее несвойственных ему черт и характеристик. Видоизменяются некоторые классические правовые принципы и постулаты, которые в предыдущие два столетия казались естественными, но в настоящее время перестали отвечать существующим требованиям.

Можно сказать, что основное назначение права в современных условиях состоит не только в защите той социально-политической структуры, которая в своей основе сложилась на предшествующих ступенях развития капиталистического общества, сколько в том, чтобы, сохраняя это общество и сложившиеся в нем демократические традиции, трансформировать его, приспособить к новым общественным потребностям.

Постоянно обновляющееся (особенно во второй половине ХХ в.) право капиталистических стран демонстрирует большую, чем ранее, способность и стремление к сильной социальной политике, но сохраняет при этом приверженность к собственному опыту и достижениям мировой цивилизации, особенно в сфере отношений собственности и регулирования рыночной экономики.

С течением времени из сферы гражданско-правовой регламентации выделились области, регулируемые оформившимися к этому времени новыми отраслями права, и прежде всего трудовым и социальным правом.

В рассматриваемый период предпринимаются активные попытки по систематизации законодательства. В 1952 году выходит многотомное издание под названием «Обновленное изложение права». Основу систематизации составили не урегулированные прежде институты гражданских деликтов, доверительной собственности и договоры.

Одним из примеров систематизации может служить федеральный Свод законов, который был составлен в 1926 году. Он периодически обновляется и один раз в пять лет переиздается. Этот свод содержит разделы, инкорпорирующие действующее законодательство, а также кодифицированные разделы, в которых осуществлены пересмотр и упорядочение отдельных отраслей законодательства.

На местном уровне, в штатах на основе так называемых единообразных или «примерных» кодексов (например, Единообразного торгового кодекса) происходит унификация права в тех сферах общественной жизни, к которым непосредственную заинтересованность проявляет, прежде всего, предпринимательское общество Америки.

Основными институтами гражданского права в настоящее время являются право собственности, договорное право и право корпорации. Компетенция в области регулирования гражданско-правовых отношений принадлежит штатам и только частично федеральному законодательству.

Достигнуты успехи в области реализации гражданских прав иммигрантами и темнокожими американцами.

Активно развивается правовой статус юридических лиц. Широко распространилось корпоративное или акционерное право. Управление текущими делами корпораций перешло к управляющим-менеджерам. Функции акционеров и управляющих четко разделены.

Получают распространение новые виды договоров - договор лизинга.

Особое место занимает антитрестовское законодательство. В 1914 году принят закон Клейтона, запрещавший корпорациям приобретать акции других корпораций, если это нарушит конкуренцию или приведет к монополизации.

Получило развитие трудовое и социальное законодательство. Новый курс Рузвельта проводил меры по защите прав профсоюзов и рабочих организаций.

Было введено в 1935 году социальное обеспечение по безработице, старости и инвалидности, установлен 8-часовой рабочий день и 40-часовая рабочая неделя.

Управление социального страхования создано в 1939 году.

Ограничения трудового законодательства начались с 1947 года, когда был принят закон Тафта-Хартли. Этим законом были установлены ограничения по проведению стачек.

В области уголовного права была осуществлена кодификация, результатом которой стали Уголовный кодекс 1909 и 1926 гг.

Возрастает значение судебной практики и сокращается область применения судебного прецедента, судьи чаще, чем раньше используют нормы законодательства при вынесении решения. Эта тенденция характерна для ведущих стран англо-саксонской системы права (Великобритания, Канада).

Наиболее ярко судебное правотворчество в ХХ веке проявилось именно в США, где оно затронуло не только гражданское, уголовное и другие отрасли законодательства, но и конституционное право.

Следует отметить, что с одной стороны, конституционные доктрины Верховного суда неоднократно использовались консервативными силами для того, чтобы отменить прогрессивное законодательство федерации и штатов (например, законы, ограничивающие продолжительность рабочего дня для женщин и т.д.), ослабить «эксцессы демократии».

В то же время, с другой стороны, в определенных условиях, особенно в 60-х годах ХХ века, рост массовых движений социального протеста в США вызвал к жизни и ряд прогрессивных судебных доктрин (запрещение сегрегации темнокожих американцев, признание равного избирательного права и т.д.), которые вели к демократизации отдельных институтов американского права.

Повсеместно, под влиянием США после второй мировой войны конституционные суды были созданы во многих буржуазных странах (Италия, Япония, ФРГ, Индия), решения которых в условиях антидемократического политического курса (например, в ФРГ в 50-х гг.) становились источником консервативного конституционного права. В целом же институт судебного конституционного надзора способствовал укреплению демократических принципов политической жизни.

Судебный кодекс США был принят в 1911 году. Получили закрепление принцип презумпции невиновности и правило о бремени доказывания. Запрещалось принуждать обвиняемого к даче показаний против самого себя.

В 1962 году был принят примерный Уголовный кодекс, явившийся рекомендацией для кодификации в штатах, на местном уровне.

Во второй половине ХХ века под предлогом усиления борьбы с преступностью и пресечения «подстрекательства к мятежу» в США было принято законодательство, которое в определенной степени ограничивает право граждан на демонстрации и иные публичные манифестации.

Примером может служить закон о контроле над преступностью на улицах 1968 года, который позволяет рассматривать в качестве «мятежа» и преследовать в уголовном порядке некоторые виды групповых выступлений протеста, а также пересечение демонстрантами границ между штатами.

Закон о контроле над организованной преступностью 1970 года связывает размеры наказания, в частности применение продленных сроков лишения свободы, не столько с характером деяния, сколько со «степенью опасности» осужденного лица.

В 1977 году был принят новый Уголовный кодекс США.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал