Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 3. Образование Германской Демократической республики и Федеративной Республики Германии. Воссоединение Германии.






 

В марте 1948 года была выработана конституция будущей Германской Демократической Республики. 7 октября 1948 года было объявлено об образовании нового государства - Германской Демократической Республики.

В ГДР сложилась федеративная форма государственного устройства, был создан двухпалатный орган государственной власти.

Народная палата (верхняя) ГДР избиралась всем населением, а палата земель (нижняя) являлась органом представительства составных частей государства или земель.

Исходя из Основного закона депутаты народной палаты рассматривались в качестве представителей всего народа, которые «подчиняются только своей совести и не связаны никакими наказами» (ст.51).

Высшие органы государственной власти не только издавали законы, но и осуществляли контроль за деятельностью правительства ГДР.

Федерация в ГДР образовалась не по национальному, а по территориальному признаку.

В тоже время, в сентябре 1949 года было завершено создание другого государства на немецкой территории - Федеративной Республики Германии, вступил в силу Оккупационный статус.

Этот статус устанавливал верховную власть в ФРГ трёх оккупационных держав и вводил в сепаратном государстве режим военной оккупации. Вопросы внешних сношений, внешней торговли, валютных операций, регулирования хозяйственной деятельности, соблюдения Конституции относились к ведению оккупационных властей.

Государственные органы власти ФРГ могли издавать законы и осуществлять другие меры по выше указанным вопросам только после соответствующего уведомления оккупационных властей и с их согласия.

Оккупационные власти сохраняли за собой право взять на себя всю полноту власти на территории Западной Германии.

Вскоре после провозглашения ФРГ было сформировано буржуазное правительство во главе с К. Аденауэром.

Основной закон Федеративной Республики Германии вступил в силу 23 мая 1949 года. В преамбуле конституции говорится о стремлении государства «служить делу мира во всём мире».

Исходя из Ст.20 Конституции ФРГ вся власть исходит от народа. Гражданам представляется возможность один раз в четыре года отдать свой голос за того или иного кандидата в парламент ФРГ.

Основной закон ФРГ сформулировал систему центральных органов государственной власти, основанную на основе принципа разделения властей.

Круг полномочий западногерманских субъектов федерации регулируются ст.ст.30, 70. Основного закона.

Земли имеют свою конституцию, свой парламент (ландтаг) правительство, собственную систему административных и судебных органов, особый бюджет, а также своё гражданство и территорию, границы, которых не могут быть изменены без их согласия.

В то же время указывается целый ряд положений дающих федеральным властям верховенство над властями земель: приоритет федерального права над правом земель, право федерации применять необходимые меры для исполнения землями своих обязанностей.

Верхняя палата парламента или бундестаг формируется путём всеобщего голосования. Она избирается сроком на 4 года в результате общих и прямых выборов при тайном голосовании и состоит из 498 депутатов.

Нижняя палата или бундесрат формируется из членов правительств всех 10 земель. Каждую землю в бундесрате представляет не менее 3-х депутатов.

Президент республики избирается сроком на 5 лет специальным федеральным собранием.

Кандидатом в президенты ФРГ может быть германский гражданин, достигший 40 лет и обладающий избирательными правами. Избрание допускается лишь на 2 срока. Обсуждение кандидатур на пост президента не допускается.

Все основные властные полномочия, согласно Основного закона, находятся в руках федерального правительства и его главы - канцлера.

Основной закон в ст. 95 учредил следующие верховные суды ФРГ: Верховный федеральный суд, Верховный финансовый суд, Верховный суд по трудовым делам и федеральный суд по социальным вопросам. Судьи назначаются на должности пожизненно.

Федеральный Конституционный суд осуществляет конституционный надзор над законодательством и любой закон, федеральный или земельный, может быть призван им неконституционным. Он наделен так же правом признавать ту или иную партию или организацию противоречащей Конституции.

Декларируются свобода личности, равенство всех перед законом, свобода вероисповедания, свобода совести, религиозных и политических убеждений, свобода печати, собраний и объединений.

Прямо предусматривается лишение граждан конституционных демократических прав и свобод в том случае, если, по мнению федерального конституционного суда, лицо использует эти права незаконно.

Конституция ФРГ устанавливает, что пользование собственностью должно одновременно служить общему благу.

Закреплено политико-правовое положение партий. Запрещение деятельности политических партий возможно лишь по решению Конституционного Суда ФРГ.

Следующей ключевой вехой в развитии немецкого государства явилось объединение Германии в 1990 году путем присоединения ГДР к ФРГ.

Этому событию предшествовал глубокий социально-экономический и политический кризис в ГДР, который привел с октября 1989 г. по октябрь 1990 г к стремительному объединению ГДР и ФРГ и появлению на политической карте Европы нового объединенного государства.

Процесс мирного объединения Германии мог быть осуществлен только договорным путем. Важнейшим этапом этого процесса стал первый государственный договор об экономическом, валютном и социальном союзе ФРГ и ГДР от 18 мая 1990 г. и вступивший в силу с 1 июля 1990 года. Согласно этому договору, всё законодательство ГДР в экономической и социальной областях аннулировались, а вместо него вводилось законодательство ФРГ. Введена единая денежная единица - дойчмарка.

Договор об объединении от 31 августа 1990 года предусматривал механизм вхождения ГДР в ФРГ, а 3 октября 1990 года произошло воссоединение Германии.

На территорию ГДР были последовательно распространены все законы ФРГ, её правовая и судебная системы. Согласно договору в целях достижения унификации права создавалась единая избирательная территория.

Договор отразил проведение земельной и социальной реформы. Частная собственность возвращалась прежним владельцам за счет реорганизации общественного имущества.

Некоторые вопросы остались нерешенными в частности порядок оказания финансового и экономического содействия развитию новых земель, как и проблемы связанные и с разгосударствлением народных предприятий ГДР.

При подписании и ратификации Договора об объединении Германии предложения о разработке новой конституции не вносились. Между тем по этому вопросу шли активные дебаты. Главным вопросом при этом было обсуждение принципа равенства гражданских прав граждан ФРГ и ГДР.

После объединения была образована Конституционная комиссия, с целью внесения изменений в Основной закон с учетом новых политических реалий и обстановки.

Согласно Конституции по форме государственного устройства ФРГ является федерацией, в составе которой находятся 16 земель. Федеративное устройство никаких национальных оснований под собой не имеет.

Земли имеют собственную конституцию, выборный законодательный орган – однопалатный ландтаг, за исключением, в Баварии - 2 палатный, и правительство во главе премьер-министром.

Форма правления ФРГ - парламентская республика. Высшие органы государства - Федеральный президент, Бундестаг и Бундесрат, Федеральное правительство и Федеральный конституционный суд.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал