Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 5. Пятая республика во Франции.






После возникновения в стране угрозы установления фашизма и гражданской войны, 1 июля 1958 года генерал Ш. де Голль был наделен особыми чрезвычайными полномочиями.

В ходе проведения общенационального референдума 28 сентября 1958 года была принята Конституция пятой республики. Президентом стал Ш. де Голль. Новая конституция резко сузила права парламента и наделила обширной компетенцией президента и премьер-министра, что является отличительной характеристикой данного Основного закона.

Установленный этой Конституцией строй именуется Пятой республикой.

Глава государства - президент, избирается на 7 лет прямым всеобщим голосованием и обладает широкими полномочиями. В исполнительной сфере он:

- назначает и смещает премьер-министра и членов правительства;

- председательствует на заседаниях правительства, в Совете и Комитете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры;

- имеет полномочия главы вооруженных сил, право назначения на высшие гражданские и военные должности. В законодательной сфере он имеет право;

- подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей;

- оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Кон­ституционный совет;

- передавать законопроекты на референдум, минуя парламент;

- обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуждению;

- принимать ордонансы, имеющие силу закона.

Главе государства отводится роль «высшего арбитра», призванного обеспечивать нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства.

Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и международных договоров. Таким образом, Президенту принадлежат важные личные полномочия и ответственность за судьбу страны.

Президент не несет политической ответственности ни перед каким органом и никем не контролируется. Президент получил также право роспуска нижней палаты парламента. Он представляет Францию в международных отношениях, наделяется значительными прерогативами в области внешней политики. Особое значение имеет право президента объявлять чрезвычайное положение в стране.

Хотя Конституция не содержит права Президента вводить в действие стратегические ядерные силы. Это право было предусмотрено декретом от 14 января 1964 г.

Президент заключает и ратифицирует международные договоры (за исключением тех, которые требуют обязательной ратификации парламентом).

В части осуществления судебной власти Президент обладает правом помилования. Статья 64 Конституции наделяет Президента особыми полномочиями как гаранта независимости судебной власти.

Являясь центральным звеном исполнительной власти, во взаимоотношениях с Правительством (также элементом центральной власти), Президент председательствует в Совете Министров, подписывает декреты и ордонансы, принятые в нем; принимает участие в рассмотрении законопроектов Правительства; назначает на гражданские и военные должности, аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах.

Широта полномочий Президента во многом зависит и от личности Президента. Многие положения Конституций и создавались под определенную «сильную личность». На практике Президенты иногда очень широко толкуют положения Конституции, регламентирующие их полномочия. Достаточно осмыслить статью 13 Конституции, чтобы сделать вывод о неограниченных возможностях использовать ряд ее положений для расширения роли и значения Президента.

Президент в своей повседневной деятельности пользуется услугами личного аппарата, состоящего порой не из одной сотни человек. В состав аппарата входят: кабинет, генеральный секретариат, военный штаб, несколько чиновников для особых поручений. Все сотрудники этих служб назначаются Президентом лично.

Центральным коллегиальным органом Исполнительной власти во Франции является Правительство. В состав Правительства входят Премьер-министр и министры.

Конституция различает два понятия: Совет министров - как собрание министров под представительством Президента Республики, и Кабинет министров - как собрание министров под председательством Премьер-министра.

Совет министров осуществляет полномочия, принадлежащие по Конституции правительству. Все акты, исходящие от этого органа, подписываются Президентом. Премьер-министр может председательствовать в Совете министров в очень редких случаях и только на основании специальных полномочий, предоставленных Президентом по определенной повестке дня.

Деятельность Правительства регламентирована в разделе III Конституции. Хотя выше было очень много сказано о неограниченных полномочиях Президента Франции, статья 20 Конституции придает Правительству также высокий авторитет: «Правительство определяет и проводит политику нации. В его распоряжении находятся администрация и вооруженные силы».

В статье 21 Конституции говорится о полномочиях Премьер-министра: «Премьер-министр руководит деятельностью Правительства. Он несет ответственность за национальную оборону. Он обеспечивает исполнение законов. С соблюдением статьи 13 Конституции он осуществляет регламентарные полномочия и назначает на гражданские и военные должности... В случае необходимости он замещает Президента Республики в качестве председателя на заседаниях советов и комитетов, упомянутых в статье 15. В исключительных случаях он может замещать Президента Республики в качестве председателя на заседаниях Совета Министров по определенному поручению Президента и с определенной повесткой дня».

Из текста Конституции можно сделать следующие выводы о роли Премьер-министра. Его полномочия как координатора работы министерств достаточно широки. Премьер-министр контролирует работу министров, дает указания о составлении важнейших актов (бюджет, экономические планы).

Премьер-министр обладает значительными правами в отношении Парламента. Часть этих полномочий он осуществляет лично, часть в сотрудничестве с Президентом.

В соответствии со статьей 29 Конституции по требованию Премьер-министра может быть собран Парламент на внеочередную сессию.

Премьер-министр обладает правом законодательной инициативы, лично участвует в работе парламентских комиссий и в палатах парламента. В любое время Премьер-министр может выступить в любой из палат Парламента.

В разделе Конституции «Об отношениях между Парламентом и Правительством», в статье 34 ограничена законодательная компетенция Парламента.

Вместе с тем, Премьер-министр наделяется более широкими правами в части отмены или изменения законов и ордонансов, действовавших до издания нынешней Конституции 1958 года. Фактически Премьер-министр выступает как законодатель.

У Премьер-министра, также как и у Президента, имеется достаточно многочисленный аппарат. Он состоит из собственного комитета Премьер-министра, генерального секретариата планирования, генерального секретариата национальной обороны, юридической и технической службы. Также в распоряжении Премьер-министра находится генеральный секретариат Правительства с его многочисленными службами.

Правительство назначается следующим образом: Президент Республики подбирает кандидатуру на пост Премьер-министра и назначает его. Премьер-министр подбирает министров и представляет Президенту, который их назначает.

Полномочия Правительства делятся на осуществляемые им коллегиально и осуществляемые лично Премьер-министром. Статья 23 Конституции запрещает совмещать функции члена Правительства с осуществлением любого парламентского мандата, с любой должностью профессионального представительства общенационального характера, с государственной службой или профессиональной деятельностью. Закон устанавливает порядок замещения лиц, обладающих вышеуказанными мандатами, функциями или должностями.

Высшим законодательным органом Франции является Парламент. Его компетенция закреплена в разделе IV Конституции.

Парламент состоит из двух палат: Национальное собрание и Сенат. Своеобразие французского Парламента состоит в том, что согласно статье 24 Конституции: «Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием. Сенат избирается путем косвенного голосования. Он обеспечивает представительство территориальных коллективов Республики. Французы, проживающие за пределами Франции, представлены в Сенате».

Национальное собрание - нижняя палата, а Сенат – верхняя палата Парламента.

Парламент собирается на сессию один раз в году: она открывается в первый рабочий день октября и заканчивается в последний день июня. Сессия должна длиться не более 120 дней.

Исключение составляют обстоятельства чрезвычайного положения и сессия может собраться помимо обычного регламента после переизбрания Национального собрания, если второй четверг после выборов не приходится на обычную сессию.

Чрезвычайные сессии парламента созываются с определенной повесткой дня либо по требованию Премьер-министра, либо большинства членов Национального собрания.

Председатель Национального собрания избирается на продолжительность легислатуры, т.е. всего времени, на которое избраны члены палаты, а Председатель Сената избирается после каждого частичного обновления этой палаты.

Открытие и закрытие сессий осуществляется декретом Президента Республики.

Законы принимаются Парламентом (статья 34 Конституции). Любой законопроект или законодательное предложение последовательно рассматриваются в обеих палатах Парламента для того, чтобы был принят идентичный текст.

Во французском конституционном праве существует различие между законопроектами и законодательными предложениями. Законопроекты вносятся Правительством Франции, а законодательные предложения – членами Парламента.

Если в результате разногласий между палатами законопроект или законодательное предложение не было принято после двух чтений в каждой палате или, если правительство потребует его срочного обсуждения, то после одного чтения в каждой из палат Премьер-министр имеет право созвать заседание смешанной паритетной комиссии, уполномоченной предложить акт, касающийся положений, по которым остаются разногласия.

Текст, выработанный смешанной комиссией, может быть представлен Правительством на одобрение обеих палат. Ни одна поправка к нему не может быть принята без согласия правительства.

Парламент принимает проекты финансовых законов. Если Национальное собрание не приняло решения по проекту в первом чтении в течение сорока дней после его внесения, Правительство передает проект на рассмотрение Сената, который должен принять решение в течение пятнадцатидневного срока.

Конституция очень подробно регламентирует все случаи отклонений законопроектов и законодательных предложений, однако даже без подробного изложения в настоящем пособии видно, что законодательная власть во Франции более ограничена, чем исполнительная. И все же права члена Парламента достаточно защищены Конституцией (статья 26).

Член Парламента обладает правом депутатской неприкосновенности (иммунитетом). Это означает, что ни один член Парламента не может подвергаться преследованию, розыску, аресту, заключению или суду за высказанные мнения или за голосование при исполнении им своих функций.

Ни один член Парламента во время сессии не может подвергаться преследованию или аресту за преступления или проступки без разрешения палаты, в состав которой он входит, за исключением случаев задержания на месте преступления.

Парламент сам вправе учреждать комиссии по расследованию и контролю и особые комиссии (по снятию парламентской неприкосновенности и т.д.).

Правовое положение членов Парламента существенно не отличается от избранных представителей других стран.

Они рассматриваются как представители всей нации и выполняют свои функции на основе представительного, а не императивного мандата, который в соответствии со статьей 27 Конституции является недействительным.

Для того, чтобы сделать окончательный вывод о полномочиях Парламента, достаточно ознакомиться с перечнем законодательных актов, которые им принимаются (эти законы перечислены в статье 34 конституции). Все области, находящиеся за пределами упомянутых в этой статье, отнесены к ведению исполнительных органов власти.

Центральными органами конституционного контроля во Франции являются: Конституционный совет и Государственный совет.

Конституционность актов, исходящих от государственных органов, рассматривается различными органами: от парламента - Конституционным советом, от органов исполнительной власти - Государственным советом.

Компетенция Конституционного совета разнообразна. Совет рассматривает жалобы, связанные с правильностью избрания членов Парламента, вопросы неизбираемости и несовместимости должностей, возникающие в отношении членов Парламента. Совет обсуждает регламенты палат Парламента до их применения для проверки их соответствия Конституции.

Конституционный совет обладает широкой компетенцией относительно выборов Президента (участвует в подготовке выборов, в производстве операций по выборам и в объявлении их результатов).

Совет дает консультации Правительству по организации выборов, кандидатуры на пост Президента представляются в Совет, и он составляет их список; Совет проверяет правильность выдвижения кандидатов, публикует составленный им список.

На практике Конституционный совет рассматривает жалобы, участвует при введении в стране чрезвычайного положения (статья 16 Конституции) наблюдает за проведением референдума и объявляет его результаты.

Основная же функция Конституционного совета - рассмотрение соответствия законодательных и иных нормативных актов Конституции страны, а также контроль за соответствием международных договоров Основному закону.

Кроме того, на Конституционный совет возложены обязанности по разрешению споров о распределении компетенции между законодательной и исполнительной властью.

Конституционный совет выносит решения на основе статьи 41 Конституции, если во время обсуждения законопроекта в какой-либо палате Парламента выявится, что какая-либо поправка не входит в область законодательства или противоречат полномочиям, представленным в соответствии со статьей 38, т.е. в порядке делегированного законодательства и по этому поводу возникли разногласия между правительством и председателем соответствующей палаты.

Государственный совет выступает как высший орган административной юстиции и как консультативный орган Правительства. В первом случае Совет осуществляет контроль за деятельностью административных органов.

Совет выполняет также обязанности кассационной инстанции в отношении апелляционных административных судов, и в отношении дел, поступающих из Счетной палаты, Суда бюджетной дисциплины.

В соответствии со ст. 38 и ст. 39 Конституции он дает предварительные заключения по законопроектам Правительства. Совет консультирует Правительство и министров по юридическим вопросам.

 


[1] Веймарская конституция - первая действовавшая в Германии демократическая конституция. Была принята 11 августа 1919 года в Веймаре.

 

[2] Рейхсканцлер - должность главы правительства (аналог премьер-министра) Германии с 1871 по 1945 года. В кайзеровской Германии (то есть до 1918 года) рейхсканцлер назначался императором. В Веймарской республике с 1918 года - рейхспрезидентом. Кроме того, в Веймарской республике рейхсканцлеру мог быть объявлен вотум недоверия депутатами победившей на выборах в рейхстаг партии, поэтому назначение делалось обычно с учётом партийного состава рейхстага.

 

[3] Фюрер - немецкое слово, означающее «вождь», «лидер», «предводитель». В Третьем рейхе - официальный титул главы государства, а также составная часть званий и должностей в СС (штурмбанфюрер, группенфюрер и др). как правило, слово используется в качестве обозначения Адольфа Гитлера, официально носившего этот титул. В ГДР до середины 1950-х годов также использовалось в отношении Иосифа Сталина.

[4] Третий рейх - неофициальное название Германской империи с 16 августа 1934 года по 23 мая 1945 года. Третий рейх также известен как «нацистская Германия», «фашистская Германия». Последний термин использовался в основном в советской литературе и является неточным, так как между фашистским режимом Бенито Муссолини в Италии и режимом Гитлера есть существенные различия, как в политическом устройстве, так и в идеологии.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал