Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественное своеобразие наследия новокрестьянских поэтов






Планы практических занятий

Творчество М.Шолохова

1.Крестьянско-казацкий мир в ранней прозе М.Шолохова. Сборник «Донские рассказы». Проблематика и поэтика.

2.«Тихий Дон» как роман-эпопея. История замысла. Споры об авторстве.

3.Трагедия Первой мировой войны в романе. Образ Григория Мелехова. Поиски «третьего» пути.

4.Женские характеры. Тема любви в романе.

5.Особенности языка и стиля писателя. Роль народной песни, пословиц, поговорок. Творческий метод М.А. Шолохова и его место в литературе XX века.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Котовчихина Н. Эпическая проза М.А. Шолохова в русском литературном процессе XX века. М., 2004.

2. Петелин В. Жизнь Шолохова. Трагедия русского гения. М., 2002.

3. Кожинов В. «Тихий Дон» М.А. Шолохова // Кожинов В. Победы и беды России. М., 2000.

4. Семанов С. В мире «Тихого Дона». М., 1987.

5. Шолохов на изломе времени. М., 1995.

6.Осипов В. Тайная жизнь Михаила Шолохова… Документальная хроника без легенд. М., 1995.

7. Глушков В. Реализм М. Шолохова. – Р/н/Д, 1997.

8. Колодный Л. Кто написал «Тихий Дон». Хроника одного поиска. М., 1995.

9. Солженицын А. Бодался телёнок с дубом. Любое издание.

И др.

 

Идейно-художественное своеобразие романа Е.И. Замятина «Мы»

 

1.История создания и публикации романа.

2.Особенности жанра. Понятие утопии и антиутопии.

3.Тема урбанизации. Воплощение антитезы «город – степь». Художественная модель Единого Государства.

4.Особенности пространственно-временной организации (хронотопа) произведения. Геометрическая и числовая символика.

5.Конфликт «мещанского» и «скифского» начал. «Энтропийный человек» и «толпа» в романе.

6.Женские образы романа.

7.Язык и стиль произведения.

8.Традиции русской и европейской литератур в романе.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Акимов В.М. Помощь из прошлого: О «возвращённой литературе» // Аврора, 1988, № 5.
  2. Акимов В.М. Человек и Единое Государство: (Возвращение к Евгению Замятину) // Акимов В.М. На ветрах времени: Размышления о книге. Л., 1991.
  3. Андроникашвили-Пильняк Б. Два изгоя, два художника. Б. Пильняк и Е. Замятин // Знамя, 1994, № 9.
  4. Анненков Ю. Дневник моих встреч. Л., 1991.
  5. Бачинин В.А. Мещанство как социально-нравственная проблема. М., 1982.
  6. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М., 1996.
  7. Воронский А. Е. Замятин // Искусство видеть мир. М., 1987.
  8. Гальпева Р., Роднянская И. Помеха-человек: Опыт века в зеркале антиутопий // Новый мир, 1988, № 12.
  9. Давыдова Т.Т. Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте русской литературы первой трети XX века. М., 2000.
  10. Долгополов Л.К. Е. Замятин и В. Маяковский (К истории создания романа «Мы») // Русская литература, 1988, № 4.
  11. Доронченков И.А. Об источниках романа Е. Замятина «Мы» // Русская литература, 1989, № 4.
  12. Зверев А.М. «Когда пробьёт последний час природы…», Антиутопия. XX век // Вопросы литературы, 1989, № 1.
  13. Кольцова Н.З. Роман Е.И. Замятина «Мы» и «петербургский текст» русской литературы // Вопросы литературы, 1999, № 4.
  14. Ланин Б.А. Роман Е. Замятина «Мы». М., 1992.
  15. Латынина Ю. Ожидание Золотого века: От сказки к антиутопии // Октябрь, 1989, № 6.
  16. Лахузен Т., Максимова Е., Эндрюс Э. О синтетизме, математике и прочем…: Роман «Мы» Евгения Замятина. СПб., 1994.
  17. Муриков Г. Они и «Мы»: (Несколько мыслей после прочтения романа Е. Замятина «Мы» // Звезда, 1989, № 1.
  18. Новое о Замятине. Сборник материалов. М., 1997.
  19. Павлова-Сильванская М. Это сладкое «мы», это коварное «мы» // Дружба народов, 1988, № 11.
  20. Сахаров Вс. Воспоминание о будущем: (Перечитывая «Мы» Е. Замятина и «Собачье сердце» М. Булгакова) // Подъём, 1995, № 7.
  21. Семёнова А.Л. Роман Е. Замятина «Мы» и «Государство» Платона // Русская литература, 1999, № 3.
  22. Семёнова С.Г. Русская поэзия проза 1920–1930-х годов. Поэтика – Видение мира – Философия. М., 2001.
  23. Струве Н. Символика чисел в романе Замятина «Мы» // Струве Н. православие и культура. М., 1992.
  24. Туниманов В.А. Что там – дальше? (Достоевский и Замятин) // Русская литература, 1993, № 1.
  25. Чаликова В.А. Крик еретика: Антиутопия Евгения Замятина) // Вопросы философии, 1991, № 1.

26. Чудакова М. Без гнева и пристрастия: Формы и деформации в литературном процессе 20–30-х годов // Новый мир, 1988, № 9.

  1. Чуковский К. Дневник. 1901–1929. М., 1991.
  2. Шайтанов И. русский миф и коммунистическая утопия // Вопросы литературы, 1994, Вып.6.
  3. Шишкина Л.И. Литературная судьба Евгения Замятина: (В помощь лектору). СПб, 1992.
  4. Шкловский В. Гамбургский счёт. М., 1990.
  5. Шохина В. На втором перекрёстке утопий // Звезда, 1990, № 11.

 

 

Художественное своеобразие наследия новокрестьянских поэтов

1. Идейно-художественные особенности поэзии Н. Клюева. Религиозно-философские основы лирики. Библейская символика. Образы северной природы. Трагедия крестьянской России в поэмах «Деревня», «Погорельщина». Н. Клюев и С.Есенин – проблема творческих взаимовлияний. Язык и стиль художника.

2. Идейно-художественные особенности поэзии П. Орешина. «Крестьянофильская» идея об утопическом «мужицком царстве». Неповторимые приметы деревенской действительности в поэзии художника.

3. Идейно-художественные особенности поэзии С. Клычкова. «Правда природы» в книге «В гостях у журавлей». Цикл «Заклятие смерти»: судьба русского человека. Тема любви. Традиции Е. Баратынского, Ф. Тютчева, А. Фета.

4. Идейно-художественные особенности поэзии А. Ширяевца. Вольнолюбивые настроения народной Руси. Образы старины («стари»). Волга в лирике поэта.

5. Идейно-художественные особенности наследия А. Ганина. Влияние символизма. Образы крестьянского и космического мира. Тезисы «Мир и свободный труд – народам».

6. Идейно-художественные особенности поэзии П. Васильева. Триада «крестьянство – казачество – природа» в лирике художника. Воплощение казахской и сибирской тем.

7. Новокрестьянская поэзия в контексте литературного процесса XX века. Проблема традиций и новаторства. Судьбы новокрестьянской поэзии.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. Азадовский К. Николай Клюев: Путь поэта. Л., 1990.
  2. Выходцев П. Павел Васильев: очерк жизни и творчества. М., 1972.
  3. Земской В., Хомчук Н. Есенин и Ширяевец // русская литература, 1962, № 3.
  4. Куняев С. Уроки одной судьбы // Москва, 1991, № 3.
  5. Куняевы Ст и С. Растерзанные тени. М., 1995.
  6. Киселёва Л. К творческой биографии А. Ширяевца // Вопросы русской литературы. 1984, Вып. 2 (44).
  7. Михайлов А. Пётр Орешин и крестьянские поэты начала Xx века // Русская литература, 1973, № 1.
  8. Михайлов А. Поэзия обновляющейся Руси // Русская литература, 1974, № 3.
  9. Михайлов А. Творческий путь Сергея Клычкова и революция // Русская литература, 1988, № 4.
  10. Михайлов А. Вступительная статья // Ширяевец А. Стихотворения и поэмы. Ставрополь, 1992.
  11. Неженец Н. Поэзия народных традиций. М., 1988.
  12. Николай Клюев: Исследования и материалы. М., 1997.
  13. Парфёнов Н. Алексей Ганин и его литературная судьба // Север, 1973, № 9.
  14. «Посулила жизнь дороги мне ледяные…» («Дело» Павла Васильева 1937 года) / Публикация С. Куняева // Наш современник, 1992, № 11.
  15. Протокол допроса А. Ганина и выдержки из заключения по его следственному делу /публ. Ст. Куняева // Наш современник, 1992. № 4.
  16. Солнцева Н. Последний Лель. М., 1993.
  17. Филиппов Б. Николай Клюев: Материалы к биографии // Клюев Н. Соч. Мюнхен, 1969.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал