Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы слов в языке






 

Чтобы определить круг вопросов, которыми следует занимать­ся в лексикологии, надо установить типы слов как элементов словарного состава языка. Этот вопрос не подменяет проблемы частей речи, что является, прежде всего, вопросом грамматичес­ким[109], хотя и пересекается с лексикологическим вопросом о типах слов.

Если мы откроем словарь какого-нибудь языка, то сразу же убедимся, что некоторые типы слов попадаются редко, их мало, их можно сосчитать.

Эти слова необходимы в языке, но они не являются тем, что является в языке базой для образования новых слов. От междоме­тий, местоимений, числительных и даже от служебных слов, конеч­но, могут возникать новые слова; но это очень ограниченный круг (ах - ахать, аханье, ох - охать, оханье, ха-ха - хахать, хаханье, хахаль, ну - понукать, я - ячество; так - таковский; ты - ты­кать, тыканье; Вы - выкать, выканье; два, двое - двойня, двойка, двоешник; но - нокать, ноканьеи т. п.). Все эти слова в словарном составе стоят особо, занимая свое нужное место, но не участвуя в больших преобразованиях и изменениях языка, как слова знамена­тельные.

Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, попробуем предъявить словам языка своеобразную анкету из трех пунктов: 1) отно­шение к называнию, 2) отношение к понятию и 3) отношение к грамматике.

Выражая утвердительные ответы знаком + (данный тип слов может выполнять эту функцию), а отрицательные знаком - (дан­ный тип слов не может выполнять эту функцию), попытаемся дать в таблице различия типов слов. Скобки, заключающие + или -, показывают, что возможность или невозможность выполнить дан­ную функцию связана с какой-то специфичностью.

 

Типы слов Функции:
Способность называть Способность выражать понятие Способность быть членом предложения
1. Знаменательные слова (су­ществительные, прилага­тельные, наречия, глаголы) + + +
2. Местоименные слова (+) - (+)
3. Числительные - (+) (+)
4. Служебные слова - (+) -
5. Междометные слова - - -

 

Действительно, лексически, т. е. по отношению к словарному составу языка, эти группы слов совершенно разные.

Знаменательные слова (за исключением имен собственных[110]) - это наиболее полноправные слова в словарном составе языка: они и служат названиями (это номинативный фонд языка), и выражают понятия, и служат основой предложения; как члены предложения они выступают в роли подлежащих, сказуемых, определений, до­полнений и обстоятельств (стол, зима, утро, красивый, весело, иг­раю, играть и т. п.).

Слова местоименные, как уже мы говорили выше[111], не являются прямыми названиями, они лишь заместители и заменители названий (местоимение- “вместо имени”). Это слова, значение которых выясняется только из ситуации. Нельзя сразу, с самого начала, обозначить что-либо как оно или это; в нормальной речи такие языковые обозначения могут лишь следовать названному, например: “На столе стояла лампа; она давала отблеск на кафель­ную печь” или “Вошел человек, он был уже не молод”. Недаром так легко вопросительные местоимения (кто, что, который, чей с их формами, куда, где и т. п.) переходят в служебные относительные слова, например: “Кто вошел? ” и “Сей шкипер был тот шкипер славный, кем наша двигнулась земля, кто придал мощно бег дер­жавный рулю родного корабля” (Пушкин); “Где вы были? ” и “Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок” (Пуш­кин); * Чей это платок? ” и “Я тот, чей взор надежду губит” (Лермонтов) и т. п.

Итак, номинативная способность местоимений особая; они же и существуют для именования, но именуют уже поименованное к указания на именование, а не как собственно названия.

Понятий местоименные слова, как правило, не выражают[112], когда же с такими словами начинают связывать понятия: “внутреннее я (в философском тексте), “сам пришел” (в купеческой среде), - то это уже не местоимения, а существительные, т. е. знаменательные слова; такими же знаменательными являются и производные от местоимений слова, как ячество, тыкать, выкать v. т. п. Среди местоименных слов есть и такие, которым присуще выражение поня­тий, например определительные: весь, всякий, каждый и т. п., но они, пожалуй, не являются типичными местоимениями (как личные, вопросительные, отрица­тельные, неопределенные).

Местоименные слова в языках независимо от их появления - слова вторичные, слова-заместители. Это как бы бумажная валюта, функционирующая ради удобства, благодаря наличию золотого фонда. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений “обесценено”, как и стоимость бумажных денег без обеспечивающего их стоимость золота.

Технический характер местоимений легко обнаружить в пись­менной деловой речи, где в случае повторения - “того же” - или употребляют местоимения, или же применяют чисто технический прием - кавычки, например в библиографических списках:

 

Л. Толстой. Детство или: Л. Толстой. Детство

и отрочество. и отрочество.

Он же (или: Его же).» Война и мир.

Война и мир.

 

Или в инвентарных списках и каталогах:

 
 


Ружье двуствольное. или: Ружье двуствольное.

То же со стволами спе-» со стволами спе-

циальной стали. ­циальной стали.

То же с дамасковыми»» с дамасковыми

стволами. стволами.

 

И хотя большинство местоимений и входит в основной фонд лексики любого языка, тем не менее, местоимения в словарном со­ставе стоят особняком.

Числительные хотя и выражают понятия, но понятия особые, не связанные с реальными вещами. Это понятия математических чисел. Поэтому числительные - наиболее абстрактная часть лек­сики. Специальные понятия чисел резко отличаются от обычных понятий, так как последние как обязательные могут иметь и два, и три существенных признака, тогда как понятия чисел (3, 5, 7 и т. д.) ограничиваются одним существенным признаком, выделяю­щим данное число из ряда других.

Что касается номинации, то настоящие числительные лишены этого. Но так как основная функция слова - это номинация, то у числительных происходит “подмена” (суппозиция[113]), и они как сло­ва начинают называть то понятие, которое они обозначают. Благо­даря этому в специальных контекстах числительные быстро “опредмечиваются” и становятся существительными, например в профес­сиональной речи графиков: красивое 4, жирное 2 (здесь слова, соот­ветствующие цифрам 4, 2, обозначают графические знаки); то же самое и в речи школьников: уверенное 5, неустойчивое 4, верное 2, или в чисто арифметическом тексте, где числа из понятий превра­щаются в “вещи”: шесть нацело делится на три, одиннадцать нельзя нацело разделить на два и т. п. Здесь “числительные” без посторон­ней помощи, в одиночку, выступают в роли членов предложения, но именно потому, что это уже не числительные, т. е. «слова-понятия», а названия особых арифметических “вещей”-чисел. В неариф­метическом тексте числительные самостоятельно не могут быть чле­нами предложения, они выступают вместе с существительными, об­разуя составные подлежащие, составные дополнения, например: “Три грации считались в древнем мире” (Бестужев-Марлинский), “Да, угадали вы, три клада в сей жизни были мне отрада” (Пуш­кин), “Двух станов не боец, а только гость случайный” (А. К. Толстой)[114].

Особое положение в словарном составе служебных слов (т. е. предлогов, союзов, артиклей, частиц, а также вспомогательных гла­голов, глаголов-связок и слов степени: к, от; и, но; le, the, der; ли, не, лишь; был, являлся, более, еще, менее и т. п.) вытекает из их несамостоятельности, невозможности их существования без знаме­нательных слов, с которыми они сочетаются для выражения раз­личных отношений, необходимых при построении предложения или для обозначения какой-либо грамматической характеристики (ар­тикли).

Никаких вещей служебные слова не называют, а их номинатив­ная потребность обращена на те понятия отношений (пространст­венных, временных, причинных, целевых, условных, уступитель­ных, соединительных, противительных, усилительных, исключи­тельных, определительных и т. п.), которые они выражают. Следо­вательно, служебные слова выражают понятия, но опять же особые понятия отношений; недаром их часто называют слова-морфемы, т. е. подчеркивают их близость к аффиксам, например падежным флексиям, которые также служат для выражения тех же отноше­ний. Но служебные слова выражают эти отношения “отдельно”, как отдельные единицы, тогда как флексии - это только части слов, самостоятельно не существующие.

Среди прочих слов служебные слова не обладают самостоя­тельностью; это слова-сопроводители, это грамматические помощ­ники знаменательных слов; поэтому они не могут быть членами предложения, хотя их присутствие обнаруживается только в пред­ложении, в сочетаниях слов. В тех случаях, когда “служебные сло­ва” выступают как члены предложения, это уже не служебные, а знаменательные слова, возникшие из служебных (“и зачем нужны эти и”, “Твое постоянное но меня раздражает”; или в лингвистичес­ком тексте: “В немецком языке артикль der может склоняться” и т. п.).

Остаются еще междометные слова. Их роль в языке, и особенно в речи, очень специфична. Они служат симптомами чувств и сигна­лами волевых побуждений. Но это самые “бесправные” слова языка: они не служат названиями обозначаемого, не связаны с понятиями и не являются членами предложения. Значит ли, что они находятся вообще вне грамматики? Нет. Этого быть не может.

Междометия как особые слова данного языка (в отличие от рефлекторных выкриков, общих для всех людей и даже для мно­гих животных) так или иначе на общих правах поступают в рас­поряжение грамматики. Они могут быть суррогатами предложе­ния (“Я сегодня прошел 25 километров” - “Ого! ”; “Ты встретил ее? ” - “Увы! ”), что обще для всех языков, но состав междометий и их звуковое оформление (где, правда, бывают и исключения из нормальных фонетических случаев, как, например, наличие зву­ка [g] в ага, ого, эге и т. п. в русском языке) всегда специфичны для каждого языка[115].

Экспрессивность междометий представляет особый интерес для стилистики, и поэтому лексикология так или иначе должна зани­маться междометиями, но главная ее задача, конечно, связана с изучением знаменательной лексики.

Знаменательные слова не только составляют основной массив лексики любого языка, но и самое интересное в отношении разви­тия и изменения значений. Это самые “полноправные” слова в лек­сике, они и соотнесены с понятиями, и могут в любой момент быть названиями окружающей действительности, они же являются осно­вой предложения, его членами.

Хотя числительные, местоимения и служебные слова, как пра­вило, входят в основной словарный фонд языка, но именно их неподвижность в развитии и специальное назначение выводят их на периферию лексики. В области же знаменательной лексики мы прежде всего встретимся с многозначностью, с синонимией, с во­просами терминологии и идиоматики.

Не отрицая интереса лексикологии к регистрации местоимений, числительных, служебных слов и междометий, мы в дальнейших параграфах этой главы займемся прежде всего знаменательной лек­сикой.

По своей изолированности и по отношению к предложению известную бли­зость с междометиями имеют модальные слова типа: кажется, пожалуй, возмож­но и т. д., но в отличие от междометий модальные слова не имеют экспрессивной функции, не служат знаками эмоций и волевых моментов, а выражают особые отношения говорящего к своей речи (предположительность, достоверность, воз­можность того, о чем говорится, с точки зрения говорящего).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал