Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Позиционные изменения. Ударение. Редукция






Вопрос о редукции, т. е. об изменениях звуков (по преимуще­ству гласных) в безударных слогах, тесно связан с вопросом об ударении.

Ударение- это выделение из группы слогов одного слога. Это в разных языках достигается различными средствами:

1) силой или интенсивностью артикуляции - это ди­намическое (д инамический - от греческого dynamikos - “силовой”) ударение (иначе: силовое, его также часто называют экспираторным (э кспираторный, экспирация - от лат. expirdre - “выдыхать”));

2) долготой произношения - это квантитативное (к вантитативный - от лат. quanlitas - “количество”, quantitahvus - “количественный”) ударение (иначе: количественное или долготное);

3) движением голосового тона (восходящего, нисходящего или комбинированного) на фоне нейтрального тона прочих слогов - это тоновое ударение (иначе: мелодическое, му­зыкальное).

Эти приемы выделения слога могут действовать самостоятель­но, тогда получается чисто динамическое ударение, например в чешском языке, где по силе ударный слог всегда первый, но он обычно краток, а следующий за ним безударный может обладать долготой; например lež á k [1еʒ а: к] - “лежебока”, ср. русское лежак - “койка, колода”, или аналогичное явление во француз­ском языке, например enfant [ã: fã ] - “ребенок”, где также удар­ный (последний) слог краток, а предударный долог.

Чисто тоновое ударение - в китайском, дунганском, корей­ском, японском языках; часто оно соединяется с усилением удар­ного слога, как в норвежском и шведском языках, то же можно наблюдать в хорватской части сербохорватского языка и в литов­ском языке. В славянских языках также было когда-то тоновое ударение, остатки чего легко уловить в словах с полногласным корнем, где теперь на месте бывшего нисходящего ударения удар­на первая гласная (до р и л), а на месте бывшего восходящего ударения ударна вторая гласная (злр и л); например, в словах во­рон - ворона ухом легко расслышать нисходящий тон на первом слоге слова ворон и восходящий - на втором слоге слова ворона. В литовском, где в подобных случаях качество ударения обратное: var-nas - “ворон” с восходящим, а varna - “ворона” с нисходящим.

Языки с чисто количественным ударением встречаются редко. А. Мейе указывает в качестве примера современный новогречес­кий язык. Есть языки, в которых эти явления соединены вместе; таков русский литературный язык, где ударный слог всегда и са­мый сильный, и самый долгий и, кроме того, лишь на ударных слогах может происходить движение тона2 (поэтому правило о “понижении тона на последнем слоге фразы при повествователь­ном высказывании” неверно - на последнем ударном слоге, а если есть еще безударные далее, то они по тону нейтральны). Это не относится к русским диалектам, где предударный иногда длительнее Ударного (сладимиро-поволжские говоры), а движение тона может быть и на без­ударных слогах (вологодские говоры).

Если в русском языке удлинить безударный слог, то возникает иллюзия второго ударения: так, например, Пушкин использовал манеру переклички часовых с растягиванием последнего слога и слово слушай поставил в мужскую рифму:

Ну, женские и мужеские слоги!

Благословись, попробуем: слушай!

Равняйтеся, вытягивайте ноги

И по три в ряд в октаву заезжай!

(“Домик в Коломне”.)

 

Иллюзия двух слов с двумя ударениями получается и в воен­ных командах: кру: гом! бе: гом!

При экспираторном и экспираторно-комплексном ударении его место в слове может быть фиксированным (фиксированный - от немецкого fixieren - из французского fixer, которое в свою очередь из латинского flxare - “оставлять неподвижным”), или не­фиксированным; так, в чешском языке ударение всегда на первом слоге, в польском - на предпоследнем, в большинстве тюркских языков - на последнем. Это одноместное фик­сированное ударение[246]. Бывает ударение фиксированное, но разномёстное, например в итальянском языке: на предпос­леднем слоге casa - “дом”, на последнем liberta - “свобода”, на третьем с конца tempera - “темпера” (вид минеральной краски) и даже на четвертом с конца - recitano.

Примером языка с нефиксированным, разноместным и подвиж­ным ударением может служить русский, где для тех же слов и корней ударение может быть на любом слоге и даже уходить за пределы слова (например, на предлог: голова, головка, голову, на голову) [247]. Благодаря способности передвигаться, ударение в русском языке играет большую роль в грамматике, различая грамматичес­кие формы, например: рукú -рý ки, насыпá ть - насыпать и т. п. (см. гл. IV, § 53).

Динамическое и динамически-комплексное ударение может быть причиной редукции.

Редукция - это ослабление и изменение звучания без­ударных слогов и прежде всего слоговых звуков этих слогов; мы рассмотрим редукцию гласных, так как они чаще всего бывают слоговыми.

Различают количественную и качественную редукцию.

При количественной редукции гласные безудар­ных слогов теряют в долготе и силе (это условно и называют ко­личеством в гласных), но характерный тембр сохраняют в любом слоге; в русском языке такой редукции подвергается гласная [у] (ср. бур - бурав - буровой: в первом слове [у] под ударением, оно сильное и долгое, во втором, где [у] в первом предударном слоге, оно слабее и короче и в третьем слове, где [у] во втором предудар­ном слоге, оно совсем слабое и короткое); но тембр [у], обуслов­ленный формой резонатора при верхнем подъеме задней части языка, с вытянутыми в трубочку губами, остается неизменным[248]. При качественной редукции происходит то же, что и при количественной, но слоговые гласные безударных сло­гов не только делаются слабее и короче, но и теряют те или иные признаки своего тембра, т. е. качества; например, воды [вó ды] - [о] под ударением заднего ряда, среднего подъема, с округленны­ми в колечко губами; вода [вΛ дá ] - в первом предударном слоге уже не [о], а звук, более похожий акустически на [а], но это “а” среднего, а не нижнего подъема, по ряду задне-среднее (т. е. сдви­нутое к центру) и звук, лишенный лабиализации, т. е. обозначен­ный в транскрипции “крышечкой” [Λ ]; в слове водовоз [вǝ дΛ вó с] в условиях второго предударного слога вместо [о] звучит нейтраль­ный гласный звук [ǝ ] среднего ряда, среднего подъема, без лабиа­лизации и с распущенной мускулатурой языка, благодаря чему возникающие в резонаторе характерные тоны не отражаются в пространство, а поглощаются губчатыми рыхлыми поверхностя­ми стенок резонатора (язык, губы), и звук выходит лишенным индивидуального тембра, обезличенным, неопределенным.

Голосовые связки при редуцировании безударных гласных зву­чат также слабее, что уменьшает их сонорность.

Соотносительная сила редуцированных безударных слогов в разных языках бывает неодинакова. Так, для русского языка эту схему вслед за А. А. Потебней, В. А. Богородицким, С. О. Карцевским и другими можно изобразить упрощенно цифрами в следу­ющем виде:

 

Положение слога в слове Предударные Ударный Заударные
         
Степень редукции........     З    

Эта схема может меняться в зависимости от характера слогов; так, конечный открытый слог следует отмечать цифрой 2, а закрытый - по схеме 1 (ср. мама [мá мΛ ], мамам [мá мǝ м); 2-й предударный прикрытый сохраняет схему, а непри­крытый должен быть отмечен цифрой 2 (ср. поддавать [пǝ д: Λ вá т’], разобщены [рǝ зǝ пщиэы] и отдавать [Λ д: Λ вá т’], сообщены (сǝ Λ пщиэы).

 

Как видно из таблицы, ударный слог в полтора раза сильнее и длительнее первого предударного и в три раза сильнее и длитель­нее прочих безударных слогов. А, например, в английском языке (где то же динамическое ударение и сильная редукция) наиболее слабыми и короткими будут 1-й предударный и 1-й заударный сло­ги; слоги же, отстоящие от ударения на два слога, несколько сильнее и длительнее первых, т. е. схема может быть представлена так:

 

Положение слога в слове Предударные Ударный Заударные
        2
Степень редукции........         2

Такое различие резко меняет ритмику речи.

При очень сильной редукции безударные гласные могут дохо­дить до нуля, т. е. переставать произноситься, например, в таких словах, как жá в[о]ронки, прó в[о]лока, сý тол[о]ка, всё-т[a]ки.

Редукция может затрагивать и согласные; этим следует объяс­нять такие явления в русском, как превращение йота в [и] (и не­слоговое”) на конце слогов и в безударных слогах, оглушение ко­нечных звонких согласных в слове и некоторые другие.

Причины качественной редукции Л. В. Щерба видел в коли­чественной редукции, и именно в сокращении долготы; он писал: “Что касается причины изменения качества в неударных слогах, то его ставят обыкновенно в связь с их слабостью. Я полагаю, однако, что связь эта не непосредственная. Другое дело - коли­чество гласного: малое количество непосредственно влияет на качество, так как органы речи, не успевая занять положения, не­обходимого для произведения данного определенного качества, останутся, так сказать, на полпути, а если и успевают, то слиш­ком на короткое время, чтобы произвести впечатление на наш слух”[249].

Однако если бы это было только так, то как объяснить разли­чия схемы редукции в разных языках при одинаковом факторе (динамическое ударение и положение в безударных слогах того или другого отстояния от ударного) и почему тогда в пределах одного языка одинаковые позиционные случаи имеют разную про­износительную судьбу, например произношение слов поэтому с качественной редукцией [о] в [л] и поэтами без качественной ре­дукции [о] или произношение союза но без качественной редук­ции в любом положении. Вопрос о качественной редукции, оче­видно, более сложного порядка и требует исследования.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал