Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предложение






 

Мы сообщаем предложениями, и это кажется таким обычным, что, думается, и определение предложения так же просто. Однако определение предложения наталкивается на большие затруднения. Обычное школьное определение предложения: “Сочетание слов или отдельное слово, выражающее законченную мысль, называет­ся предложением”[344] — не неправильно, но непонятно, так как здесь одно неизвестное (предложение) определено через другое неиз­вестное (законченная мысль), т. е. х определен через у, а значение у не раскрыто. Кроме того, бывают и такие предложения, которые выражают не мысль, а чувство или желание.

Не помогают и такие полуопределения предложения, как: пред­ложение — “грамматически оформленная единица человеческой речи, выражающая относительно законченную мысль”[345] или ссыл­ки на “отражение действительности” и “выражение отношения к этой действительности”. Как известно, грамматика имеет дело с явлениями, связанными с грамматической абстракцией, не имея в виду конкретных слов.

Поэтому, если слова не “отражают” действительности или ложно отражают ее, но грамматические их связи правильны, то и предло­жение получается правильное, например: Кентавр выпил круглый квадрат [346].

Очевидно, при определении предложения следует идти иным путем, исходя из чисто грамматических понятий.

Если мы определили, что такое предикация и что такое преди­кативная синтагма, то, пользуясь этим как известным, мы можем дать такое определение предложения (которое отнюдь не претен­дует быть исчерпывающим, но вполне пригодно как удобная рабо­чая формула).

Предложение - это высказывание, содержащее предикативную синтагму.

Нормально в речи предложение произносится с замкнутой интонацией, но в случае эллиптирования, опущения чего-либо, обрыва предложения никакой “замкнутой интонации” нет, а пред­ложение есть (то же и в случаях типа: Я тот, которому внимала ты в полуночной тишине, где главное предложение Я тот... никак нельзя произнести с “замкнутой интонацией”).

Если высказывание содержит только предикативную синтаг­му, то это простое нераспространенное предложение, причем ко­личество слов здесь не играет роли: Здесь хорошо — предложение распространенное, так как здесь — второстепенный член, распро­страняющий предложение хорошо; значит, в этом предложении две синтагмы: предикативная — хорошо и релятивная — здесь хорошо; предложение же Отец был намерен лечь спать — нераспространен­ное, так как в нем лишь одна предикативная синтагма: отец — подлежащее и был намерен лечь спать — сказуемое.

Члены предложения обычно делят на главные (подлежа­щее и сказуемое) и второстепенные (определение, допол­нение, обстоятельство)'.

Подлежащее— это абсолютное определяемое, определяе­мый член предикативной синтагмы.

Сказуемое— это определяющий член предикативной син­тагмы.

Определение — это определяющий член атрибутивной синтагмы.

Дополнение— это определяющий член объективной син­тагмы.

Обстоятельство— это определяющий член релятивной синтагмы.

Члены предложения могут быть простыми и с о с т а в -н ы м и.

Простой член выражается лексемой или лексемой в сопровож­дении служебного слова (на полу, посредством взрыва, в отношении кадров, в порядке самокритики; ходил бы, буду ждать, начал петь), а также лексикализованными сочетаниями {спустя рукава, через пень колоду, “Не в свои сани не садись”).

Составные члены выражаются сочетанием лексем при помощи предлогов и союзов.

Составное подлежащее состоит из двух (или более) лексем, со­единенных либо союзом, либо предлогом, если это однородные лексемы (два существительных, два местоимения), либо из двух лексем без служебного слова (если это разнородные лексемы), когда сказуемое согласовано с составным членом в целом, например: Петя и Ваня гуляли; Петя с Ваней гуляли; Он и она сидели (в этом случае нельзя: Он с ней сидели); Два стола стояли; Несколько сту­дентов опоздало и т. п.[347].

Составное дополнение, как и подлежащее, состоит из двух (или более) лексем в параллельных падежах, если это однородные лек­семы, соединенные союзом, например: Видел Петю и Ваню; Жил без отца и без матери; Передал Пете и Ване; Сидел с Петей и Ваней; Тосковал по отцу и матери и т. п., либо из двух лексем без служебных слов, если это разнородные лексемы, т. е. сочета­ния числительного или числительного-местоимения с существи­тельным в косвенном падеже, например: Вижу два стола; Вижу двух студентов; Вижу много столов; Вижу несколько студентов и т. п. То, что эти сочетания составляют один член, доказывает определение, кото­рое должно быть согласовано во множественном числе, т. е. с составным членом в целом: Видел Петю и Ваню, гулявших в саду. Вижу два стола, стоящие в углу; Видел несколько студентов, гулявших в саду и т. п.

Наиболее разнообразны возможности составного сказуемого, оно состоит из связки и присвязочной части; в русском языке в качестве связки может быть как вспомогательный глагол быть (э то не относится к тем случаям, 'когда вспомогательный глагол образует аналитическую форму будущего времени из глаголов несовершенного вида: буду читать, буду заглядывать и т. п. ), так и полузнаменательные глаголы: бывать, стать, становиться, являться, казаться, выглядеть, оказываться, делаться, считаться, называться, ходить, разгуливать, выступать и некоторые другие с именной присвязочной частью и такие, как хотеть, мочь, намере­ваться, стараться, пытаться, собираться, сесть, лечь, решить, обе­щать, ходить, усесться, найти и другие — с инфинитивом. Глагол ходить допускает в качестве присвязочной части как существитель­ное в творительном падеже (что выглядит очень идиоматично), так и инфинитив: ходит гоголем и ходит купаться.

Связка может быть и нулевой; отсутствие связки (нулевая связка) показывает настоящее время по сравнению с наличием связки для прошедшего и будущего времени: она — врач, она была (или будет) врачом.

В качестве присвязочной части может быть существительное в именительном, творительном и родительном падежах (Он был врач, Он был врачом, Он был высокого роста; Книга была сестры), прила­гательное и причастие краткие (Она была красива, Город был взят) и полные — в именительном и творительном падежах (Она была красивая, Шахта была действующая; Она была красивой, Шахта была действующей), числительное (Дважды два — четыре, Дважды два всегда было и будет четыре. Нас было двое), слово категории состояния (Мне было жаль отца, Нам было пора ехать, Ему нужно было вернуться, Я был рад встретиться), наречие (редко: Шутка твоя была некстати), инфинитив (Хотел остаться, Намеревался выспаться, Старался не шуметь, Лег спать, Сел ужинать и т. п.). Не при переходном глаголе, при переходном же инфинитив будет играть роль прямого дополнения: люблю гулять.

От простых членов следует отличать распространён­ные члены, т. е. наличие при том или ином простом члене зави­симых слов, его определяющих членов; таковы случаи, когда, на­пример, дополнение имеет при себе определение, или определе­ние имеет при себе обстоятельство, или определение, или прило­жение имеет при себе дополнение и т. п.; в этих случаях налицо сочетание простых членов и соответствующих синтагм.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал