Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование языков






 

Если вопрос о происхождении языка остается в сфере гипо­тез и во многом решается дедуктивно, то вопрос об образо­вании реально существующих или существовавших языков и языковых семей должен решаться на основании реальных исто­рических данных. А так как нет и не было языка вне его носите­лей, то и вопрос об образовании, складывании и развитии тех или иных языков нельзя разрешать силами только одной лин­гвистики.

Конечно, путь сравнительно-исторического анализа диалек­тов и языков — первое данное, необходимое не только лингвис­там, но и историкам, этнографам, археологам, и в противоречии с данными сравнительно-исторического метода решать вопросы этногенеза нельзя (Этногенез - от греческого ethnos - “народ” и genesis - “происхождение”).

Но для выяснения вопросов, связанных с расселениями и переселениями племен, их скрещиванием, за­воеваниями и т. п., вопрос должен решаться по данным археоло­гии, антропологии и истории (это остатки человеческих скеле­тов, черепа, остатки памятников материальной культуры: ору­дия, утварь, жилища, захоронения, украшения, орнаменты на разных изделиях, письмена разного вида и т. п., что изучает нау­ка на основе археологических раскопок, а также исторические свидетельства, сохранившиеся от древних времен).

Естественно, что, чем глубже мы заходим в историю общест­ва, тем меньше у нас реальных данных о языках. Мы всего боль­ше можем знать о языках периода развития наций, когда воз­никла наука о языке, меньше о языках периода складывания народностей, где очень важным материалом служат не описания языков, а письменные памятники, которые надо уметь прочи­тать, понять и разъяснить с разных точек зрения, в том числе и со стороны языка. Еще меньше — о реальных чертах языков родо-племенных. Как уже выше было сказано, о первобытных языках могут быть высказаны лишь более или менее вероятные гипотезы.

Однако на помощь приходит неравномерность развития об­щества. И в настоящее время народы мира стоят на разных сту­пенях общественного развития.

Существуют народы, не дошедшие до ступени национально­го развития, а находящиеся в силу тех или иных условий в состо­янии формирования народностей (многие народы Африки, Ин­донезии); существуют и типично родо-племенные общества (в Австралии, Полинезии, Африке; до периода советского переуст­ройства общества были на Кавказе, в Сибири и Средней Азии).

Возможность изучать в натуре эти типы общественного уст­ройства и в XIX в. (Морган, М. М. Ковалевский, описаниями которых пользовались К. Маркс и Ф. Энгельс) и особенно в на­стоящее время (труды зарубежных африканистов, американис­тов и советских языковедов, этнографов, антропологов, архео­логов и историков) дает очень много для понимания языка в условиях различных формаций и разного общественного строя.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал