Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Открытым называется общество, гдеперемещения из одной страты в другую формальноне ограничены.






Если в открытом обществе, благодаря постоянным перемещениям людей из страты в страту, каждый слой и класс достаточно гетерогенны, разношерстны, то в закрытом обществе они в значительной степени гомогенны. Благодаря тому что из века в век закрытые страты “трамбуются” из одних и тех же людей, благодаря многовековому привыканию к своему социальному положению формируется не только особая психология фатализма, смирения перед своей участью, но и особого рода солидарность с классом и сословием. Корпоративный дух, сословная этика, кодекс чести — эти понятия пришли к нам из закрытого общества.

В открытом обществе, где сохранилось мало барьеров, мешающих продвижению наверх, те, кто поднимаются наверх, имеют тенденцию отходить от политической ориентации класса, из которого они происходят, и принимать политические взгляды класса, к которому они стали принадлежать. Аналогично выглядит поведение тех, чей социальный статус понизился: они становятся более левыми, чем члены страты, к которой они до того принадлежали, но менее левыми по сравнению с членами страты, в которой они оказались. Следовательно, движение в целом способствует стабильности и в то же время динамизму открытого общества[153].

Правящий класс и в закрытом, и, что особенно удивительно, в открытом обществе не заинтересован в пополнении своих рядов за счет представителей низших классов. Наследуя состояния и титулы своим детям, элита склонна к самовоспроизводству. В проникновении в высший класс заинтересованы прежде всего представители среднего и низшего классов. Для них это значительное продвижение по службе и показатель общего жизненного успеха.

Для ограничения инфильтрации снизу высший класс создает множество самых разных барьеров. Первый тип социальных барьеров -административно-правовые. В феодальном обществе каждый человек был юридически записан за определенным сословием, а отношения между сословиями, в том числе брачные, права и обязанности каждого из них регламентировались государственными актами. Второй тип барьеров — религиозные и профессиональные. Примером служит кастовая система в Индии. Кастовое положение человека закреплено индуизмом, согласно канонам которого люди проживают не одну жизнь. Индивид не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Каждая каста живет в соответствии со своей дхармой — тем сводом предписаний и запретов, которые определяют нормы поведения, регулируют поступки и даже чувства. Касту в течение многих веков определяла прежде всего профессия. Она переходила от отца к сыну, не меняясь на протяжении жизни десятков поколений. Кастовый строй уподобляет индийское общество улею с горизонтальными слоями сотов. Каждый слой был столетиями изолирован от другого системой запретов взаимного общения и, главное, перемены профессии, и каждая ячейка каждого слоя изолирована от соседней ячейки запретами взаимных браков.

Третий тип барьеров — образование. Только в период первоначального накопления, характеризующего ранний капитализм, неучи и недоучки могли делать огромные состояния и со временем основывать крупные финансовые династии. Но это исключительные случаи. Типичным режимом восхождения является получение общего среднего и престижного высшего образования. Для попадания в элиту английского общества обязательным считается окончание престижной школы в Итоне, Оксфордского или Кембриджского университетов. В целом чем ниже образование, тем больше препятствий на своем пути встречает индивид.

Четвертым типом барьеров являются деньги и собственность. Их отсутствие препятствует продвижению в высший класс. Их наличие предполагает соответствующий уровень и образ жизни, высокопрестижную и высокооплачиваемую должность.

В некоторых обществах в качестве барьеров выступают также раса, пол и возраст. Ранее 35 лет индивид не может баллотироваться в президенты, а до 16 лет он не обладает большинством тех прав (соответственно и обязанностей), которыми наделен взрослый гражданин в цивилизованном обществе. Хотя мужчины и женщины имеют формально равные права для продвижения наверх, реально среди женщин количество руководителей как в политике, так и в экономике, во много раз меньше, чем среди мужчин.

Стратификация, т.е. неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого общества. В зачаточной форме она обнаружена уже в простом (первобытном) обществе. С появлением раннего государства — восточной деспотии — стратификация ужесточается, а по мере развития европейского общества, либерализации нравов стратификация смягчается. Сословный строй свободнее кастового и рабства, а пришедший на смену сословному классовый строй стал еще более либеральным.

 

Рабство — исторически первая система социальной стратификации. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранялось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США еще в XIX в.

Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Все высокоразвитые цивилизации (и это определение надо особо подчеркнуть: высокоразвитые) начинали с института рабства. Оно основано на завоеваниях. Самый ранний пример высокой цивилизации, основанный на рабстве, являет Шумер. Старинный идеограф, обозначавший здесь врача, переводился так: “человек из чужих земель”. В гомеровские времена рабом называли военнопленного, лишенного какой-либо свободы. По римским законам пленник автоматически становился рабом.

Рабство — более сложное явление, чем это принято думать. В античности термином “раб” обозначали скорее род занятия, нежели статус. Наши предки считали унизительным работать на других. Поступать так означало потерять свободу, стать в каком-то отношении зависимым от этих других. Даже работа за плату считалась недостойной. Латинское слово для обозначения раба “серв” (servus) именовало человека, занимающегося обслуживанием других помимо своей воли. Тогда еще не было работы по контракту. Рабство и принудительные услуги являлись синонимами. Рабство стало рушиться с приходом контрактного труда.

Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы:

• При патриархальном рабстве (примитивная форма) раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать.

• При классическом рабстве (зрелая форма) раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина (“говорящим орудием”). Когда говорят о рабстве как об историческом типе стратификации,

подразумевают его высшую стадию.

Античное рабство в Древней Греции и плантационное рабство в США до 1865 г. ближе ко второй форме, а холопство на Руси Х-ХП вв. - к первой. Различаются источники рабства: античное пополнялось преимущественно за счет завоеваний, а холопство было долговым, или кабальным, рабством. Третий источник — преступники. В средневековом Китае на положении рабов оказывались преступники.

На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию. Рабовладение — единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких прав и свобод. Такого нет в кастах и сословиях, не говоря уже о классах.

Долговое рабство, касавшееся соплеменников, в отличие от военного, не было постоянным. В Древнем Риме отец продавал сына не в рабство, а в услужение (за плату), т.е. внаем, получая за него жалованье. После трех таких “продаж” по закону сын становился свободным. Конечно, и здесь речь идет о принудительном труде. Но то же самое можно сказать о современных трудовых лагерях при тоталитаризме. В подобных случаях рабство не являлось наследственным. Оно называлось индивидуальным, или ненаследственным, рабством. Наследуемым было только рабство завоевательное. Оно относится к групповому, в то время как долговое — к индивидуальному.

 

Специалисты выделяют шесть видов институционального группового рабства:

1. Женское рабство: из числа завоеванных иноплеменников в живых оставляли только женщин, используя их в качестве жен, наложниц, прислуги.

2. Домашнее рабство: покоренных иноплеменников держали в качестве младших членов семьи.

3. Ремесленное рабство: из покоренного племени отбирали только квалифицированных людей, используя их в качестве рабов-ремесленников, привозивших товары для рынка и тем самым доставлявших хозяину прибыль.

4. Рабство-солдатчина — из покоренного племени отбирали здоровых, умелых, воинственных мужчин, превращая их в “пушечное мясо”.

5. Административное рабство — специально обученный контингент рабов использовался в качестве управляющих имениями.

6. Аграрное рабство: подневольный труд на латифундиях и плантациях. Иначе оно называлось крепостничеством[154].

Крепостничество трактуют двояко: 1) как разновидность рабства 2) как специфический, более мягкий тип рабства.

Крепостничество, или крепостное право, — это форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судейской власти феодала. В Западной Европе (где в средние века на положении крепостных находились английские вилланы, каталонские ременсы, французские и итальянские сервы) элементы крепостного права исчезли в XVI—XVIII вв. В Центральной и Восточной Европе в эти же века распространились суровые формы крепостного права. Здесь крепостное право отменено в ходе буржуазных реформ конца XVI II—XIX в. В России в общегосударственном масштабе крепостное право оформлялось Судебником 1497 г., указами о заповедных летах и урочных летах и окончательно — Соборным уложением 1649 г. В XVIII—XIX вв. все несвободное население слилось в крепостное крестьянство. Крепостное право было отменено в 1861 г.

Хотя понятия рабства и крепостничества похожи, раб и крепостной не одно и то же. Крепостной (serf) обладает не только обязанностями, но и правами. В отличие от них рабы, в частности в Риме, были лишены всех прав. В других странах наделение рабов правами зависело от желания рабовладельца, а права крепостного устанавливались законом. Крепостной владел собственностью, мог жениться и завести семью. Так формировалась наследственная страта крепостных.

Рабство означало принудительный труд в любой сфере экономики, а крепостничество — только в сфере сельского хозяйства. Крепостной — подчиненный кому-то крестьянин. Раб—личная собственность господина. Он — чаще всего иностранец. Крепостной — из местных. Рабовладелец мог продать своего раба, но европейский феодал, по мнению Е. Бергеля, не мог продать крепостного. Как правило, он продавал землю вместе с крестьянами, если, конечно, разорялся.

Теоретически крепостничество — менее мучительная форма зависимости. Но так было не всегда. Судьба раба зависела от субъективного расположения к нему господина. Последний, по желанию, мог облегчить положение раба. Но феодал не мог облегчить положение своих крестьян, поскольку оно регулировалось общим для всех законодательством. Таким образом, рабство — система личных отношений, а крепостничество — юридических. Те и другие строились на отношениях зависимости.

Статус крепостного предписывается, наследуется от родителей и передается детям. Крепостные составляли самостоятельную страту. Сменялись династии королей и роды феодалов, завоевывались и отвоевывались страны, но положение крепостного не изменялось. Он оставался крепостным, как и земля, с которой он был связан.

Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое общество и жесткую стратификацию. Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Так, у народа Фульбе в Западной Африке выделяются группы-касты мастеров по металлу, по дереву, горшечников, кожевников, ткачей и мастеров “словесного и музыкального ремесла” — гриотов[155]. Таким образом, термин “кастовая система” применим не только к Индии, являющей классический пример кастового общества, но и к другим странам, где существуют иерархически ранжированные группы людей.

Между историками нет единства во мнении о том, на основе какой стратификационной системы возникла кастовая стратификация. Одни полагают, что касты возникли на развалинах рабовладельческого строя в первые века новой эры. Другие утверждают, что кастовая система Индии — всего лишь модификация более ранней сословной системы, возникшей в этой стране. Если быть точным, полагает Е. Бергель, то в Индии, кастовая система возникла уже после того, как здесь появилась сословная система. Четыре главные касты соответствуют четырем сословиям. Кастовая система сформировалась после завоевания Пенджаба, когда индо-арианцы не смогли защитить южную Индию.

Первая сословная система возникла в конце неолитического и в начале железного века. По своей структуре она напоминала кастовую с четырьмя варнами: аристократия, священники, простые люди, зависимые. Этот костяк оставался долгое время неизменным, хотя к нему то и дело добавлялись новые страты, в то же время исчезали старые, например рабство. Неизмененной сохранялась троичная система наследуемых страт: привилегированные, простые и непривилегированные люди. Изменялся круг прав и обязанностей каждой страты. Подобные системы устанавливались силой, но и изменялись они также силой.

Термин “каста” позаимствован из португальского и испанского языков, где он обозначает “расу”, “имидж” и “потомство”. Впервые этот термин использовал португальский путешественник в XVI в., наблюдавший обычаи индийского общества. В самой Индии используется другое слово — “джати” (jati), обозначающее “расу” или любую Другую группу, связанную кровными узами и единством происхождения[156].

В современной социологической литературе касты трактуются следующим образом.

Каста — группа людей, имеющих особый социальный ранг, характеризуемых общим происхождением, браком и профессией. Распространенная в Индии, кастовая система берет начало в античности. Каждая каста имеет собственные обычаи, которые диктуют выполнение профессиональных обязанностей, питание, одежду и социальные контакты с представителями других каст.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Каста представляет собой наименьшую эндогамную социальную общность местного населения. Представители каждой касты женятся и выходят замуж только за “своих”. Согласно этой традиции, сексуальные связи женщины с представителями низшей касты караются изгнанием из касты, а половые связи мужчины - снижением социального ранга.

Касты можно рассматривать как экстремальную форму сословной системы, полагает Хагопьян[157]. Каста — это малая группа, имеющая собственное имя, характеризующаяся эндогамией, наследуемым членством, специфическим стилем жизни, который чаще всего подразумевает неукоризненное соблюдение традиций определенного вида занятий[158].

Система каст — это на самом деле разветвленная и очень сложная иерархия, образованная сотнями каст, точнее подкаст, в которой только главные касты сохраняют в течение столетий свой статус, а все другие, называемые региональными, могут с течением времени несколько смещаться относительно друг друга. В Индии насчитывается около 3000 каст и более 25 000 субкаст, численность которых может варьироваться от нескольких сот человек до нескольких миллионов.

По традиции 3000 каст, или джати, группируются в четыре основные варны (на санскрите слово “варна” обозначает “цвет”):

• брахманы (священники),

• кшатрии (воины),

• вайшьи (купцы),

• шудры (рабочие и крестьяне).

Таким образом, на вершине пирамиды расположены брахманы (священники и ученые), за ними идут кшатрии (воины и правители), вайшьи (купцы и фермеры), шудры (ремесленники, рабочие, слуги и рабы). Представители каждой варны, или класса, считаются ритуально загрязненными. Каждая каста соблюдает очистительные ритуалы, совершаемые в случае нарушения профессиональных, пищевых или социальных табу.

Те, кто загрязнен благодаря своему занятию в наибольшей степени, находится ниже последней варны и называется “неприкасаемыми” (современные названия: Harijans, или “Children of God”). Поэтому неприкасаемые стоят в системе стратификации на особом месте — они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию. В Индии в 1991 г. численность касты неприкасаемых равнялась 55, 3 млн человек.

В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживают 7/10 населения, остается кастовой.

Касты возникли в то время, когда не было городов или они только зарождались. Члены касты рождаются, воспитываются, вступают в брак, дают имена своим детям, обучают их, отправляют ритуальные церемонии и, наконец, после смерти бывают преданы сожжению (а некоторые погребению) в соответствии с теми правилами, которые предписаны каждой касте древним религиозным законом.

Касту в Течение многих веков определяла прежде всего профессия. Она переходила от отца к сыну, не меняясь на протяжении жизни десятков поколений. Из века в век земледельческие касты обрабатывали землю и снабжали общину зерном; скотоводческие касты разводили скот и обеспечивали всех молочными продуктами; ремесленные касты изготовляли в обмен на продукты утварь, одежду, украшения; члены низших каст убирали деревенские улицы и дома, вывозили трупы животных, обдирали их и изготовляли обувь, стирали на всех и стригли всех; члены самых высоких каст были жрецами, учителями, руководителями духовной жизни, бдительно следившими за соблюдением всех кастовых предписаний.

Каждый ремесленник, как и брахман, обслуживал только определенный круг семей. Если эти семьи принадлежали к высоким кастам, то ремесленник считался членом более высокой подкасты - группы внутри своей касты. И наоборот. Незримая нить связывала семьи обслуживаемых с семьями обслуживающих. Ни та, ни другая сторона не могла беспричинно порвать ее и вступить в деловые отношения с Другими семьями. Если такое случалось, то сразу же вмешивался кастовый панчаят — выборное правление касты — и привлекал виновных к самой строгой ответственности. Панчаят, элемент формальной организации, служит отличительной чертой кастовой системы. В сословной системе только высшие страты имеют эффективную формальную организацию, у низших сословий она практически отсутствует. Напротив, в кастовой системе каждая каста имеет свой административный орган управления. Если в сословной системе стратификации хорошо организованы лишь высшие сословия, то в кастовой это можно сказать буквально обо всех стратах.

Связывая людей сотнями нерасторжимых уз, каста превращалась в замкнутый социальный организм, который мало изменялся в течение столетий. Кастовый строй придавал обществу незыблемость и социальную гармонию, упорядоченность и смысл жизни. Будучи членом определенной касты, индиец обладает рядом неотъемлемых прав, в том числе правом на поддержку со стороны всей касты, на ее участие в семейных праздниках и событиях[159].

Загрязнение и очищение — ключевые понятия в кастовой системе. Оба понятия базируются на вере индусов в то, что каждая каста может сохранить свой статус только при условии жесткого регулирования контактов с представителями других каст или объектами, которые могут быть нечистыми в ритуальном смысле. Как полагает М. Хагопьян, понятие чистоты и оскверненности наиболее ярко отличает кастовую систему Индии от сословной системы Западной Европы[160].

Представление о телесной и пищевой чистоте появилось еще в ранней санскритской литературе. В ранних брахманских циклах уделялось большое внимание физической гигиене и пищевым ограничениям. Чистота и ограничения позволяли достичь высоких духовных целей и самопознания. Они являлись обязательным моментом переселения души (transmigration, реинкарнация). В дополнение к тому позже появился запрет убивать животных, первым среди которых была корова, если это не делается со священными целями, но предпринимается ради продажи.

Индуистская доктрина кармы и реинкарнации устанавливает серию уровней чистоты сверху вниз от высшей касты браминов через низшую касту шудр до внекастовой страты неприкасаемых. Таков религиозный фундамент крайне ограниченной социальной мобильности, резко отличающей кастовую систему от сословной: отдельному индивиду практически невозможно подняться сверху вниз.

Кастовая чистота должна соблюдаться потому, что некоторые профессии связаны с нарушением священных табу, в частности кожевники и сапожники, использующие кожу убитых коров для целей продажи, а также воины и охотники, участвующие в убийстве людей или животных.

Что воспрепятствовало возникновению кастовой системы в Европе? Прежде всего христианское учение о равенстве всех людей перед Богом. Кроме него немалое значение имели два других фактора: достижимость высших статусов и практика целибата (безбрачия), существующая среди высшего сословия — священников, позволившая им сохраниться в качестве носителей высокой культуры и быть недоступной для новобранцев на манер касты[161].

 

 

Формой стратификации, предшествующей классовой, являются сословия. В феодальных обществах, которые существовали в Европе с IV по XIV в., люди разделялись на сословия.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал