Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 5. Россия в первой половине XVIII в.
Данная тема предполагает проработку следующих аспектов: - Петровские преобразования; - абсолютизм; - Северная война; - провозглашение империи; - дворцовые перевороты.
Тестовое задание: При выполнении заданий части 1 (А) в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «+» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А 1. Укажите признаки поместья: 1) обладает судебным и налоговым иммунитетом 2) его можно продавать, покупать и дарить 3) его можно завещать монастырю 4) является держанием на условии несения службы
А 2. В правление Федора Алексеевича (1676 – 1682 г.г.): 1) введена рекрутская повинность 2) отменено местничество 3) Россия провозглашена империей 4) принято соборное ужение
А 3. Поместье окончательно сливалось с вотчиной в единую форму собственности в: 1) «Табели о рангах» 2) указе о единонаследии 3) Уложении о службе 4) указе о престолонаследии
А 4. Официальная цель «Великого посольства» (1697 – 1698): 1) подтверждение союза направленного против Турции и Крыма 2) поиск новых союзников против Турции 3) внешнеполитическая и экономическая изоляция Крыма 4) поиск союзников против Швеции
А 5. Реформа государственного управления проведена Петром I для: 1) еще большего закрепощения крестьян 2) укрепления неограниченной власти царя 3) введения органов местного самоуправления 4) создания сословно-представительной монархии
А 6. Важнейшей внешнеполитической задачей к XYIII веку стала борьба: 1) за черноморские проливы 2) с революционной Францией 3) за освобождение балканских народов от османского ига 4) за создание общеевропейской коалиции «просвещенного абсолютизма»
А 7. Что из названного относилось к военным реформам Петра I: А) создание первых полков «нового строя» Б) введение рекрутской повинности В) создание школ для подготовки сухопутных и морских офицеров Г) введение всеобщей воинской повинности Д) создание стрелецкого войска Е) создание Военной коллегии Укажите верный ответ: 1) АБД 2) АВЕ 3) БВЕ 4) БГД
А 8. Когда в России было введено новое летоисчисление? 1) 1 января 1700 г. 2) 1 сентября 1709 г. 3) 1 января 1725 г. 4) 1 сентября 1721 г.
А 9. Мазепа, Карл XII, Август II были современниками царя 1) Павла I 2) Петра I 3) Ивана IV Грозного 4) Бориса Годунова
А 10. «Табель о рангах» 1722 года: 1) закрепила абсолютную монархию в России 2) вводила рекрутский набор 3) ранжировала государственную службу на три вида (придворную, военную, гражданскую) и установила порядок прохождения дворянской службы 4) установила порядок работы коллегий
А 11. Социальные отношения в пер. четв. 18 века характеризовались: 1) складыванием сословного деления общества 2) распространением принципа всесословности 3) увеличением численности вольных «гулящих людей» 4) ослаблением зависимости крепостных крестьян от помещиков
А 12. Назовите нормативный документ принятый НЕ в петровскую эпоху: 1) Генеральный регламент 2) «Наказ Уложенной комиссии» 3) «Табель о рангах» 4) Воинский артикул
А 13. Петр Первый провозгласил себя императором после заключения: 1) Прутского договора 2) Ништадтского договора 3) Константинопольского договора 4) Нерчинского договора
А 14. В результате Северной войны Россия получила: 1) выход в Балтийское море 2) Новгородские земли 3) Смоленские земли 4) Финляндию
А 15. А.Д. Меншиков, Ф.М. Апраксин, Я.В. Брюс, Ф.Я. Лефорт известны в истории как 1) «птенцы гнезда Петрова» 2) вельможи эпохи Екатерины II 3) организаторы стрелецкого бунта в конце XVII в. 4) деятели, участвовавшие в проведении церковной реформы XVII в.
А 16. Как назывался документ XVIII в., определявший в систему чинов и порядок продвижения на государственной и военной службе? 1) Табель о рангах 2) указ «О единонаследии» 3) Строевое положение 4) Регламент адмиралтейства
А 17. Как называлась политика Петра I, направленная на поощрение развития отечественного производства, защиту интересов русских купцов от иностранных конкурентов? 1) протекционизмом 2) благотворительностью 3) секуляризацией 4) просвещенным абсолютизмом
А 18. Кто из перечисленных лиц относится к сподвижникам Петра I: А) В.В. Голицын Б) Д.М, Пожарский В) Ф.Я. Лефорт Г) Б.П, Шереметев Д) А.Г. Орлов Е) Ф.М. Апраксин Укажите верный ответ: 1) АВГ 2) БВД 3) ВГЕ 4) ГДЕ
А 19. Рекрутская повинность в XVIII в. это 1) обязанность крестьян работать в хозяйстве помещика 2) способ комплектования русской армии 3) прикрепление крепостных крестьян к мануфактурам 4) способ формирования рынка рабочей силы
А 20. Резкое ухудшение положения крестьян и городских низов в начале XVIII в. было вызвано: 1) церковным расколом 2) введением подушной подати 3) появлением медных денег 4) установлением налога на соль
А 21. В результате Северной войны Россия получила 1) выход в Балтийское море 2) Новгородские земли 3) Смоленские земли 4) Финляндию
А 22. Создание в России в 1721 г. Святейшего Синода привело к 1) подчинению церкви государству 2) церковному расколу 3) усилению позиции патриарха 4) полной секуляризации церковно-монастырских земель
А 23. В каком году произошло Полтавское сражение: 1) 1702 г. 2) 1709 г. 3) 1711 г. 4) 1714 г.
А 24. В 1722 г. Петр I принял Указ о престолонаследии, в результате которого государь получил право: 1) лично выбирать и назначать наследника 2) выбирать наследника вместе с Сенатом 3) передавать престол строго по наследству 4) передавать престол только по мужской линии
А 25. Что из ниже перечисленного относится к последствиям социально-экономических преобразований Петра I: А) активизация социальной мобильности населения Б) исчезновение различий между вотчиной и поместьем В) исчезновение «белых слобод» Г) окончательное закрепощение крестьян Д) рост налогообложения Е) образование монополий Укажите верный ответ: 1) АБД 2) АВГ 3) БГЕ 4) ВГД
Задания части 2 (В) требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов №1 без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
В 1. Установите соответствие:
В 2. Установите соответствие:
В 3. Установите соответствие:
В 4. Установите соответствие:
В 5. Установите соответствие:
В 6. Установите соответствие между именами современников:
В 7. Установите соответствие: ПРОЦЕССЫ ТЕРМИНЫ А) закрепощение крестьян 1) «Новоторговый устав» Б) образование всероссийского рынка 2) «заповедные годы» В) создание регулярной армии 3) рекрутчина Г) «обмирщение культуры» 4) «ассамблеи» 5) Государственный совет
В 8. Прочтите отрывок из именного указа от 18 января 1721 г. и напишите, как назывались крестьяне, о которых идет речь. «…Позволяется сим нашим указом для размножения.. заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно с позволения Берг- и мануфактур-коллегии, токмо под такою кондициею, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно». Ответ: ________________
Для ответа на задания части 3 (С) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Задания С4 - С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.
С 5. В исторической науке существует мнение, что жестокие меры проведения петровских реформ оправдываются их прогрессивным характером. Какая другая оценка петровских реформ вам известна? Какая оценка вам кажется более убедительной? Приведите положения, факты, которые аргументируют избранную вами точку зрения.
С 6. Рассмотрите историческую ситуацию, охарактеризованную историком, и ответьте на вопросы. «С началом династии Романовых (1613 г.) смена царской власти проходила чинно и спокойно: Михаила Федоровича сменил Алексей Михайлович, Алексея Михайловича – Федор Алексеевич. Но как только умер царь Федор, дети Алексея … перестроились в борьбе за власть». Чем была обусловлена эта борьба? Через какие этапы она прошла и к каким результатам в итоге привела?
С 7. Сравните систему государственного управления в России при Алексее Михайловиче и при Петре I. Укажите, что было общим, а что различным.
Примечание: Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов.
|