Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Россия в 1860-е – 1890-е гг.






Данная тема предполагает проработку следующих аспектов: - реформы 1860-х – 1870-х гг.; - политика контрреформ; - капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве; - общественные движения второй половины XIX в.; - восточный вопрос во внешней политике Российской империи; - Россия в системе военно-политических союзов; - культура народов России во второй половине XIX в.; - вклад российской культуры XIX в. в мировую культуру.

 

Персоналии Кто это?
имп. Александр II Николаевич  
Д.А. Милютин  
Н.А. Милютин  
П.А. Валуев  
Я. И. Ростовцев  
А.И. Желябов  
С.Л. Перовская  
В.Н. Фигнер  
Г.В. Плеханов  
В. Засулич  
М.А. Бакунин  
П.Л. Лавров  
П.Н. Ткачев  
Н.К. Михайловский  
С.Н. Кривенко  
М.Д. Скобелев  
И.В. Гурко  
М.Т. Лорис-Меликов  
имп. Александр III Александрович  
К.П. Победоносцев  
А.М. Горчаков  
ДАТА СОБЫТИЕ
1855 – 1881 гг.  
1861 г.  
1863 г.  
1864 г.  
1870 г.  
1873 г.  
1860 - 1874  
1877 – 1878 гг.  
1878 г.  
1881 – 1894 гг.  
1881 г.  
1882 г.  
1884 г.  
1887 г.  
1889 г.  
1890 г.  
1892 г.  
1894 г.  
ПОНЯТИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Выкупные платежи  
Мировые посредники  
Временнообязанные крестьяне  
Уставные грамоты  
Отрезки  
Чересполосица  
Свободные сельские обыватели  
Присяжные заседатели  
Гласность, открытость, состязательность суда  
Всеобщая воинская обязанность  
Земские собрания, земские управы  
Народничество  
Революционное народничество  
Либеральное народничество  
Теория «малых дел»  
Бакунизм  
«Хождение в народ»  
Разночинцы  
Контрреформы  
Земские участковые начальники  
Транссиб  

Тестовое здание:

При выполнении заданий части 1 (А) в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «+» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А 1. Организация, развернувшая в конце 70-х – начале 80-х гг. XIX в. террор против правительственных чиновников и царя, называлась

1) Северное общество 2) Южное общество 3) «Народная воля» 4) «Черный передел»

 

А 2. А.И. Желябов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер возглавляли

1) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»

2) организацию «Народная воля»

3) общество петрашевцев

4) Южное общество декабристов

 

А 3. С крестьянской реформой 1861 г. было связано возникновение понятия

1) вольноотпущенные крестьяне 2) выкупные платежи

3) хутора 4) отруба

 

А 4. Как назывались органы общественного самоуправления на местах, созданные в результате Великих реформ 1860-1870-х гг.?

1) земствами 2) дворянскими собраниями

3) общинами 4) вече

 

А 5. Россия в XIX в. была

1) конституционной монархией 2) демократической республикой

3) самодержавной монархией 4) сословно-представительной монархией

А 6. Кто из названных российских императоров проводил меры по ограничению деятельности органов земского и городского самоуправления?

1) Петр III 2) Александр I 3) Николай I 4) Александр III

 

А 7. В результате проведения Военной реформы в 1874 г. в России

1) введен рекрутский набор в армию

2) создана регулярная армия вместо дворянского ополчения

3) увеличено число наемных войск

4) введена всесословная воинская повинность

 

А 8. Что из перечисленного ниже являлось причиной замедленного развития капитализма в сельском хозяйстве России в 1870-х гг.?

1) сохранение крестьянской общины

2) крепостная зависимость крестьян

3) право крестьян на предпринимательскую деятельность

4) ликвидация помещичьего землевладения

 

А 9. Проведение Крестьянской реформы, победа в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. относятся к царствованию

1) Александра I 2) Николая I 3) Александра II 4) Александра III

 

А 10. Отмена крепостного права, проведение Военной, Судебной, Земской, реформ относятся к царствованию

1) Павла I 2) Александра I 3) Николая I 4) Александра II

 

А 11. Возникновение института присяжных заседателей связано с проведением

1) Судебной реформы 1864 г.

2) Земской реформы 1864 г.

3) преобразований в годы царствования Александра III

4) военной реформы 1860 – 1874 гг.

 

А 12. В результате проведения Земской реформы в 1864 г.

1) были созданы городские магистраты

2) столица России была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург

3) власть царя была ограничена Государственной думой

4) были созданы местные органы самоуправления с участием всех сословий

 

А 13. В чем заключалась деятельность земств?

1) в осуществлении политической власти на местах

2) в выполнении полицейских функций

3) в централизованном сборе общегосударственных налогов

4) в решении государственных вопросов местного значения

 

А 14. Что относится к политике контрреформ Александра III?

1) введение принципа университетской автономии

2) принятие положения о земских начальниках

3) создание системы военных поселений

4) установление черты оседлости

 

А 15. Что в результате реформы 1861 года крестьяне получали сразу?

1) вся обрабатываемую ими до реформы землю

2) личную свободу

3) освобождение от барщины и оброка

4) право посылать своих представителей в земства

 

А 16. К крепостническим чертам реформы 1861 года следует отнести:

1) выкупные платежи за землю

2) личную свободу крестьян

3) отмену ряда феодальных прав помещика

4) начавшийся процесс расслоения крестьянства

 

А 17. Что появилось в России впервые в царствование Александра II?

1) высшие женские учебные заведения 2) гимназии

3) лицеи 4) университеты

 

А 18. Что являлось элементами модернизации Витте?

1) изоляционизм 2) введение злотого стандарта

3) реформа системы образования 4) введение натурального обмена

 

А 19. Хождение в народ вылилось в мощное движение со своей идеологией, у истоков которого стояли:

1) А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский

2) Н.П. Огарев и Н.А. Добролюбов

3) Н.А. Некрасов и В.Г. Белинский

4) М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин

 

А 20. Земли, изъятые в 1861году у крестьян:

1) охотничьи угодья

2) отруба

3) отрезки

4) пастбища

 

А 21. Главная цель программы народников землевольцев:

1) подготовка народной социалистической революции

2) террористическая деятельность

3) широкое просвещение народа

4) только разъяснительная работа

 

А 22.Последователи теорий П.Л. Лаврова, М.А. Бакунина, Н.Н. Ткачева, осуществлявшие пропаганду социалистических идей среди крестьян назывались:

1) декабристами

2) петрашевцами

3) народниками

4) социал-демократами

 

А 23. Укажите НЕВЕРНОЕ положение в перечне причин, побудивших императора Александра Второго провести реформы 1860 – 1870-х г.г.:

1) рост крестьянских выступлений

2) экономическая невыгодность сохранения крепостного права

3) развертывание либерального антикрепостнического движения

4) давление со стороны ведущих европейских держав

 

А 24. Либералы накануне отмены крепостного права предлагали:

1) разного рода проекты

2) готовить народ к революции

3) использовать тактику индивидуального террора

4) сохранить неизменными существующие порядки

 

А 25. Прусский путь развития капитализма в сельском хозяйстве предполагал:

1) бесплатное предоставление крестьянам земли

2) реформу «сверху», волей господствующего класса

3) путь буржуазно – демократической революции

4) уничтожение помещичьего землевладения

 

А26. После военной реформы 1874 года офицером русской армии мог быть:

1) лишь русский

2) лишь дворянин

3) представитель любого сословия

4) только окончивший учебное военное заведение

 

А 27. Какие из перечисленных ниже преобразований относились к судебной реформе 1864 г.?

А) несменяемость судей

Б) получении помещиками права судить крепостных крестьян

В) гласность, состязательность судебного процесса

Г) впервые предоставление императору права помилования осужденных

Д) ликвидация военных судов для революционеров

Е) участие в судебном процессе адвоката, обвинителя, присяжных заседателей

Укажете верный ответ:

1) АВЕ 2) БГД 3) ВГД 4) ГДЕ

 

А 28. Определите, какие из перечисленных ниже мероприятий Александра III ограничили завоевания Великих реформ 1860-1870-х гг.

А) разработка фабричного законодательства

Б) ограничение автономии университетов

В) подчинение сельской администрации уездным начальникам

Г) понижение выкупных платежей

Д) обнародование циркуляра «о кухаркиных детях»

Е) прекращение временнообязанного положения крестьян

Укажет верный ответ:

1) АВЕ 2) БВД 3) ВГД 4) ГДЕ

 

А 29. Какие из перечисленных положений отражают взгляды представителей анархистского течения в революционном народничестве?

А) государство должно быть уничтожено

Б) пролетариат – движущая сила социалистической революции

В) будущее России – в создании диктатуры пролетариата

Г) способ преобразования общества – правительственные реформы

Д) будущее России – в создании федерации самоуправляющихся общин

Е) необходимо идти в народ и организовывать всероссийский бунт

Укажите верный ответ:

1) АДЕ 2) БВГ 3) БВЕ 4) ГДЕ

 

А 30. Какие из перечисленных событий, явлений относились к революционному народничеству?

А) террор против правительственных чиновников и царя

Б) организация «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»

В) теория «малых дел»

Г) хождение в народ, революционная пропаганда

Д) увлечение теориями П.Л. Лаврова, М.А. Бакунина, П.Н. Ткачева

Е) организация профсоюза рабочих

Укажет верный ответ:

1) АГД 2) АДЕ 3) БВЕ 4) ВГД

 

А 31. Какие из перечисленных положений относились к программным установкам и деятельности либеральных народников?

А) работа в земствах

Б) обоснование необходимости установления диктатуры пролетариата

В) идея построения социалистического общества в отдаленном будущем

Г) поддержка курса на постепенные реформы

Д) организация крестьянских бунтов

Е) приверженность теории «естественного права»

Укажите верный ответ:

1) АБЕ 2) АВГ 3) БДЕ 4) ВДЕ

 

А 32. Какие из перечисленных положений составляли понятие Восточный вопрос во внешней политике России в XIX в.?

А) поддержка Россией борьбы православных народов против турецкого владычества

Б) противоречия между Россией и Турцией из-за проливов Босфор и Дарданеллы

В) проблемы, связанные с продажей Аляски США

Г) споры с Японией из-за Курильских островов

Д) противодействие стран Запада стремлению России усилить свое влияние на Балканах

Е) необходимость установления границы с Китаем

Укажите верный ответ:

1) АБД 2) АВГ 3) БВД 4) ГДЕ

 

А 33. Внешнеполитическое событие в период царствования Александра III

1) присоединения Средней Азии

2) сближение с Францией

3) сближение с Германией и Австро-Венгрией

4) заключение Сан-Стефанскогг мира

 

А 34. Кто из перечисленных художников относится к передвижникам?

А) К.С. Малевич Б) Н.Н. Ге В) В.Г. Перов Г) М.З. Шагал

Д) И.Н. Никитин Е) И.Н. Крамской

Укажите верный ответ:

1) АВД 2) БВГ 3) АБГ 4) БВЕ

 

А 35. Интенсивная эксплуатация рабочих, неразработаность трудового законодательства в России в пореформенное время привели к

1) созданию профсоюзов

2) возвращению рабочих в деревню

3) массовой эмиграции рабочих

4) возникновению рабочего движения

 

А 36. Расцвет русской культуры второй половины XIX века связан с

1) отказом от демократических традиций

2) обращением к народным истокам

3) установлением жесткого цензурного контроля

4) распространением романтизма

 

А 37. Какие положения характеризуют взгляды российских социал-демократов конца XIX века?

А) необходимость образования рабочей партии

Б) распространение и изучение идей марксизма

В) использование тактики непротивление злу насилием

Г) отказ от привлечения народа к участию в вооруженном мятеже

Д) возможность главенствующей роли пролетариата в борьбе с самодержавием

Е) приверженность идем крестьянского социализма

Укажите верный ответ:

1) АБД 2) АБЕ 3) АГД 4) БДЕ

 

А 38. Какие явления из перечисленных ниже характеризовали процесс развития капитализма в России в конце XIX века?

А) развитое капиталистическое производство сельскохозяйственной продукции

Б) высокие темпы развития промышленного производства

В) отсутствие трудового законодательства

Г) участие иностранного капитала в российской промышленности

Д) высокий уровень концентрации производства в промышленности

Е) представительство буржуазии в органах государственной власти

Укажите верный ответ:

1) АБЕ 2) БВГ 3) БГД 4) ВГД

 

А 39. Что было одной из причин победы России в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг.?

1) поражение турецкого флота в Синопской бухте

2) совместные военные действия российских войск и болгарского ополчения

3) совместные военные действия России и Германии

4) введение рекрутского набора

 

А 40. Что из названного относилось к результатам победы России в русско-турецкой войне 1877 – 18788 гг.?

1) Турция перестала существовать как самостоятельное государство

2) к России был присоединен Крым

3) Россия захватила проливы Босфор и Дарданеллы

4) часть Болгарии была освобождена от Турецкого владычества

 

А 41. Как называлось сложившееся в 1850 – 1860-х гг. творческое содружество русских композиторов, оказавших значительное воздействие на форсирование русской национальной школы музыки?

1) «Зеленая лампа»

2) «Могучая кучка»

3) «Мир искусства»

4) «Пролеткульт»

 

А 42. Что из перечисленного произошло во второй половине XIX века?

А) открытие первого профессионального театра

Б) основание Московского Художественного общедоступного театра (МХТ)

В) основание Московского университета

Г) основание «Могучей кучки»

Д) расцвет творчества художников, представителей русского авангарда

Е) открытие высших женских курсов

Укажите верный ответ:

1) АБВ 2) БВД 3) БГЕ 4) ВДЕ

 

А 43. Проведение денежной реформы 1897 г. связано с деятельностью

1) К.П. Победоносцева 2) С.Ю. Витте 3) Д.А. Толстого 4) М.Н. Каткова

 

А 44. Известными учеными в России XIX века были

А) М.В. Ломоносов Б) С.В. Ковалевская В) П.Л. Капица Г) Н.А. Лобачевский Д) В.О, Ключевский Е) И.В. Курчатов

Укажите верный ответ:

1) АБД 2) АВЕ 3) БГД 4) ВГЕ

 

А 45. Показателем социального расслоения в русской деревне конца XIX – начала XX в. было появление кулаков и

1) батраков 2) временнобязанных крестьян

3) крестьян-общинников 4) посессионных крестьян

 

А 46. «Товарищество передвижных художественных выставок» возникло в

1) 1811 г. 2) 1832 г. 3) 1870 г. 4) 1899 г.

 

А 47. «Художник есть критик общественных явлений, - этот принцип, высказанный И.Н. Крамским и поддержанный его единомышленниками В.Г. Перовым, И.Е. Репиным лежал в основе деятельности

1) передвижников

2) участников объединения «Мир искусства»

3) российской академии художеств в конце 18 в.

4) участников «могучей кучки»

 

 

Задания части 2 (В) требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов №1 без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

 

В 1. Установите соответствие:

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕИЕ ФАМИЛИЯ ЕГО УЧАСТНИКА
1) народничество а) П.Н. Ткачев
2) декабристы б) Г.В. Плеханов
3) легальный марксизм в) П.Б. Струве
4) группа «Освобождение труда» г) П.И. Пестель
       
       

 

В 2. Установите соответствие:

ИМЯ ИМПЕРАТОРА ДОКУМЕНТ (ФАКТ) связанный с периодом его правления
1) Александр I а) учреждение Государственной думы
2) Александр II б) указ, запрещающий публикацию объявлений в газетах о продаже крепостных
3) Александр III в) введение всеобщей воинской повинности
4) Николай II г) ограничение деятельности земств
       
       

 

В 3. Установите соответствие:

ФАМИЛИИ ГОС, ДЕЯТЕЛЕЙ ПРООЕКТЫ, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

1) М.М. Сперанский А) разработка проекта о созыве выборных от земства

2) А.А. Аракчеев Б) подготовок отмены крепостного права в конце 1850-х гг.

3) Н.А. Милютин В) основание военных поселений

4) М.Т. Лорис-Меликов Г) проект созыва представительного органа – Гос. Думы

Д) создание III отделения имперской канцелярии

       
       

 

В 4. Установите соответствие:

ФАМИЛИИ ГОС, ДЕЯТЕЛЕЙ ПРООЕКТЫ, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

1) Д.А. Милютин А) созыв Государственной думы

2) А.Х. Бенкендорф Б) разработка отмены крепостного права

3) А.А. Аракчеев В) основание военных поселений

4) С.Ю. Витте Г) создание III отделения имперской канцелярии

Д) подготовка военной реформы 1864-1874 гг.

       
       

 

В 5. Установите соответствие:

ИМЕНА ИМПЕРАТОРОВ ДОКУМЕНТЫ

1) Петр I А) Жалованные грамоты дворянству и городам

2) Александр I Б) манифест «О всемилостивейшем даровании людям прав состояния свободных сельских обывателей

3) Екатерина II В) циркуляр о «кухаркиных детях»

4) Александр II Г) указ о «вольных хлебопашцах»

Д) указ о престолонаследии

       
       

 

В 6. Установите соответствие

ГОС. ДЕЯТЕЛИ РЕФОРМЫ, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

1) С.Ю, Витте А) разрешение выхода крестьян из общины с землей

2) П.Д. Киселев Б) реформа управления государственными крестьянами

3) П.А. Столыпин В) учреждение военных поселений

4) А.А. Аракчеев Г) обнародование указа о «вольных хлебопашцах»

Д) учреждение в России Государственной думы

       
       

 

В 7. Установите соответствие:

ДОКУМЕНТЫ ГОДЫ

1) указ о «вольных (свободных) хлебопашцах» А) 1785 г.

2) циркуляр о «кухаркиных детях» Б) 1803 г.

3) манифест Александра III о незыблемости самодержавия В) 1842 г.

4) Жалованные грамоты дворянству и городам Г) 1881 г.

Д) 1887 г.

       
       

 

В 8. Установите соответствие:

НАЗВАНИЯ РЕФОРМ ГОДЫ

1) Военная реформа А) 1837 – 1842 гг.

2) Крестьянская реформа Б) 1860 г.

3) Столыпинская аграрная реформа В) 1861 г.

4) Реформа управления государственными крестьянами

П.Д. Киселева Г) 1881 г.

Д) 1906 г.

       
       

 

В 9. Установите соответствия:

РЕФОРМЫ ДАТЫ

1) Военная реформа А) 1810 г.

2) отмена выкупных платежей Б) 1861 г.

3) учреждение Государственного совета В) 1874 г.

4) освобождение крестьян от крепостной зависимости Г) 1883 г.

Д) 1906 г.

       
       

 

В 10. Установите соответствие:

НАЗВАНИЯ СОЧИНЕНИЙ ФАМИЛИИ АВТОРОВ

1) «Конституция» А) П.И. Пестель

2) «Катехизис революционера» Б) Н.Г. Чернышевский

3) «Что делать» В) Н.М. Муравьев

4) «Русская правда» Г) С.Г. Нечаев

Д) А.И. Герцен

       
       

 

В 10. Установите соответствие:

ФАМИЛИИ ПОЛИТ. ДЕЯТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ

1) Н.К. Михайловский А) декабрист

2) В.И. Ленин Б) либеральный народник

3) М.С. Лунин В) славянофил

4) К.Д, Кавелин Г) западник

Д) социал-демократ

       
       

 

В 11. Установите соответствие:

ФАМИЛИИ ПОЛИТ. ДЕЯТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1) Л. Мартов А) Южное общество

2) П.И. Пестель Б) «Народная воля»

3) К.Ф. Рылеев В) Северное общество

4) С.Л. Перовская Г) Общество петрашевцев

Д) «Союз борьбы за освобождение

Рабочего класса

       
       

 

В 12. Установите соответствие:

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧАСТНИКИ

1) северное общество декабристов А) П.И. Пестель

2) «Черный передел» Б) К.Ф. Рылеев

3) Южное общество декабристов В) В.И. Ленин

4) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» Г) Г.В. Плеханов

Д) К.С. Аксаков

       
       

 

В 13. Установите соответствие:

ПОЛКОВОДЕЦ ВОЙНА

1) П.И. Багратион А) русско-турецкая война 1768 – 1774 гг.

2) М.Д, Скобелев Б) Отечественная война 1812 г

3) В.А. Корнилов В) Крымская война 1853 – 1856 гг.

4) А.В. Суворов Г) русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.

Д) Первая мировая война 1914 – 1918 гг.

       
       

 

В 14. Установите соответствие:

ВОЙНА ДАТА

1) Семилетняя война А) 1700 – 1721 гг.

2) Крымская война Б) 1756 – 1763 гг.

3) Первая мировая война В) 1853 – 1856 гг.

4) русско-турецкая война Г) 1877 – 1878 гг.

Д) 1914 – 1918 гг.

       
       

 

15. Установите соответствия:

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРЫ

1) Военный действия IV антинаполеоновской коалиции А) Парижский конгресс

2) Отечественная война 1812 г. Б) Венский конгресс

3) Крымская война 1853 – 1856 гг. В) Тильзитский мир

4) русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. Г) Берлинский конгресс

Д) Портсмутский мир

       
       

 

В 16. Установите соответствие:

ИМЕНА ХУДОЖНИКОВ НАЗВАНИЯ КАРТИН

1) М.А. Врубель А) «Корабельная роща»

2) А.Г. Венецианов Б) «Демон», «Сирень»

3) В.А. Тропинин В) «На пашне. Весна»

4) И.И. Шишкин Г) «Кружевница», портрет А.С. Пушкина

Д) «Явление Христа народу»

       
       

 

В 17. Установите соответствие:

ФАМИЛИИ СКУЛЬПТОРОВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1) М.О. Микешин А) памятник гражданину Минину и князю

Пожарскому в Москве

2) И.П. Мартос Б) памятник «1000-летие России» в Новгороде

3) Б.И. Орловский В) конные группы на Аничковом мосту

В Петербурге

4) П.К. Клодт Г) памятник М.И. Кутузову в Санкт-Петербурге

       
       

 

В 18. Установите соответствие:

ФАМИЛИИ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ СФЕРЫ ТВОРЧЕСТВА

1) А.А. Монферран, К.А. Тон А) драматический театр

2) О.А. Кипренский, В.А. Тропинин Б) скульптура

3) Б.И. Орловский, И.П. Мартос В) живопись

4) М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский Г) архитектура

Д) музыкальное искусство

       
       

 

В 19. Установите соответствие:

ВОЙНЫ НАЗВАНИЯ УЛИЦ, МЕМОРИАЛЫ

А) русско-турецкая война 1787-1791 гг. 1) памятник В.А. Корнилову на Малаховом кургане

Б) Отечественная война 1812 г. 2) Казанский собор на Красной площади в Москве

В) Крымская война 1853-1856 гг. 3) Кутузовский проспект, улица Герасима Курина в Москве

Г) русско-турецкая война 1877-1878 гг. 4) памятники А.В. Суворову в Санкт-Петербурге и в Москве

5) памятник М.Д. Скобелеву в Софии

А Б В Г
       

 

В 20. Установите соответствие:

ФАМИЛИИ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ СФЕРЫ ТВОРЧЕСТВА

1) А.А. Монферран А) музыкальное искусство

2) И.И. Левитан Б) драматический театр

3) Н.А. Римский – Корсаков В) скульптура

4) А.М. Опекушин Г) живопись

Д) архитектура

       
       

 

В 21. Установите соответствие:

ФАМИЛИИ ХУДОЖНИКОВ НАЗВАНИЯ КАРТИН

1) В.М. Васнецов А) «Явление Христа народу»

2) В.И. Суриков Б) «Покорение Сибири Ермаком»

3) А.А. Иванов В) «Последний день Помпеи»

4) К.П, Брюллов Г) «Богатыри»

Д) «Кружевница»

       
       

 

В 22. Установите соответствие:

ИМЕНА ЗОДЧИХ АРХИТЕКТУРНЫЕ СОРУЖЕНИЯ

1) О.И. Бове А) Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

2) К.А. Тон Б) Храм Христа Спасителя в Москве

3) А.А. Монферран В) здание Малого, Большого театров в Москве

4) А.Д. Захаров Г0 здание Адмиралтейства в Петербурге

Д) Казанский собор в Петербурге

       
       

 

В 23. Установите соответствие:

ФАМИЛИИ УЧЕНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯ, ДОСТИЖЕНИЯ

1) М.П. Лазарев А) «История государства Российского»

2) В.Я. Струве Б) открытие Антарктиды

3) Н.М. Карамзин В) основание Пулковской обсерватории

4) А.М. Бутлеров Г) создание новой теории химического строения вещества

Д) создание неевклидовой геометрии

       
       

 

В 24. Установите соответствие

ФАМИЛИИ УЧЕНЫХ ДОСТИЖЕНИЯ

1) И.И. Павлов А) первый в мире практический электродвигатель

2) Н.И. Лобачевский Б) учение о высшей нервной деятельности

3) С.М. Соловьев В) новая геометрическая теория

4) Б.С. Якоби Г) «История России с древнейших времен»

Д) создание периодической системы химических элементов

       
       

 

Для ответа на задания части 3 (С) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него.

С 1 – С3. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

С1-3.Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы:

Из письма историка М.П. Погодина Александру III от 3 января 1856 г.:

 

«Свобода! Вот слов, которое должно раздаться на высоте самодержавного русского престола! Слово должно сопровождаться делом… Дайте полякам конституцию, то есть позвольте им сочинять себе конституцию, которую они уже имели и которую верно будут сочинять несколько лет.

Простите наших политических преступников, которые, верно, возвратятся тихими агнцами и провозвестниками порядка и спокойствия. Объявите твердое намерение освободить постепенно крестьян, которое успокоит крестьян надолго, возбудит деятельность. Дайте право приобретать землю кому угодно..

Облегчите цензуру, которая без всякого ущерба власти обогатит вса нужными сведениями, наделит разнообразными советами, доставит полезные предлоги для будущих внешних отношений и приведет в движение русский ум, упавший почти до точки замерзания».

 

На основе рекомендаций историка и знаний материала учебников определите:

 

С1. Когда была принята польская конституция, когда и связи с чем она отменена? Каких политических преступников имеет в виду М.П. Погодин? Были ли они освобождены?

 

С2. Как предлагает решить крестьянский вопрос М, П. Погодин, что из его рекомендаций было воплощено в жизнь? В чем особенность позиции М.П. Погодина во взглядах на цензуру?

 

С3. Чьи взгляды в российском обществе отражал М.П. Погодин и почему именно в это время он решил довести их до императора?

С 1 – С3. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

С1-3.Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы:

Из письма К.П. Победоносцева Александру III от 6 марта 1881 года:

Не оставляйте графа Лорис-Меликова, я не верю ему. Он фокусник и может еще играть в двойную игру. Если вы отдадите себя в руки ему, он приведет вас и Россию к гибели…

И он не патриот русский. Берегитесь, ради Бога, Ваше величество, чтобы он не завладел вашей волей…Новую политику надобно заявить немедленно и решительно. Надобно покончить разом, именно теперь, все разговоры о свободе печати, о своеволии сходок, о представительном собрании…

Из письма Александра III Победоносцеву от 21 апреля 1881 года:

«Сегодняшнее наше совещание сделало на меня грустное впечатление. Лорис, Милютин, Абаза положительно продолжают туже политику и хотят так или иначе довести нас до представительного правительства, но, пока я не буду, убежден, что для счастья России это необходимо, конечно, этого не будет, я не допущу. Вряд ли, впрочем, я, когда нибудь убежусь в пользе подобной меры, слишком я уверен в ее вреде. Странно слушать умных людей, которые могут серьезно говорить о представительном начале в России точно заученные фразы, вычитанные ими из нашей паршивой журналистики и бюрократического либерализма. Более и более убеждаюсь, что добра от этих министров ждать не могу».

 

С 1. На основе приведенных отрывков из писем государственных деятелей и знаний материала учебников укажите, какое событие (ия) предшествует этой переписке? Укажите должность Лорис-Меликова в составе правительства. По какой проблеме он занимал наиболее последовательную и твердую позицию?

 

С 2. Назовите основные реформаторские предложения М.Т. Лорис-Меликова. Против каких реформаторских идей М.Т. Лорис-Меликова выступал КП. Победоносцев?

 

С 3. Охарактеризуйте позицию императора Александра III по вопросу о реформах. Какая судьба могла быть уготована М.Т. Лорис-Меликову в связи с позицией Александра III?

 

 

Задания С4 - С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

 

С4. Назовите не менее двух основных направлений общественного движения в России в середине 80-х – 90-х гг. XIX в.

Укажите, каковы были политические цели и способ их достижения у представителей одного из направлений (всего не менее трех положений).

 

С 4. Назовите основные внешнеполитические задачи, которые решались в царствование Александра II. Укажите не менее двух задач.

Приведите примеры событий, относящихся к решению одной из названых задач (не менее трех примеров).

 

С 4. Назовите не менее двух объединений композиторов, художников, деятельность

которых относится к 19 – началу 20 в.

Приведите не менее трех характерных черт одного из названных объединений.

 

С 5. Ниже приведены две точки зрения:

1. России принадлежит ведущая роль в освобождении народов Балканского полуострова от турецкого ига в 1877 – 1878 гг.

2. Позиция западных держав во многом противоречила интересам славянских народов Балканского полуострова.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется наиболее предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

 

С 7. Сравните идейные основы заговорщического и пропагандистского течений в русском народничестве второй половины XIX в. Укажите, что было общим во взглядах, а что – различным.

Общее  
Различия
   
   

Примечание: Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов.

 

С 7. Сравните положение русских дворян в последние годы царствования Николая I и в последние годы царствования Александра II.

Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что – различным (не менее двух различий).

Общее  
Различия
   
   

Примечание: Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов.

 

С 7. Сравните положение освободившихся от крепостной зависимости русских крестьян в периоды 1861 – 1881 гг. и после принятия Положения 1881 г. – вплоть до конца XIX в.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех различий).

Общее  
Различия
   
   

Примечание: Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов.

 

 

Ответы к теме «Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.»

А1 А2                                    
          Г   в             А          
А 20 а А21                                    
                                       
В1 В2 В3 В4 В5 В6 В7 В8 В9
АВДГ ГБАВ ВГБА Калита ВБАГ   ВГАБ    
В 10 В11 В12            
ВГБА   БАГВ            

 

С 1 – С3. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.086 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал