Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы высшей нервной деятельности






 

Тип ВНД – это совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма. Согласно учения И.П. Павлова, критериями типологических свойств нервной системы являются сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

Под силой нервных процессов понимают работоспособность корковых клеток, которая определяется длительностью нервного напряжения, выражающаяся в процессах возбуждения и торможения. Существует два основных методических подхода определения силы нервных процессов у человека: исследование изменения реакций при разной интенсивности раздражителя и изменения реакций при длительном раздражении.

Под уравновешенностью нервных процессов понимают соотношение процессов возбуждения и торможения по силе. Уравновешенность нервных процессов у человека можно определять по методике РДО (реакция на движущийся объект).

Подвижность нервных процессов – это способность корковых клеток в различных условиях окружающей среды быстро «уступать место», давать преимущество одному процессу перед другим. Для определения подвижности нервных процессов чаще применяется способ двусторонней переделки, когда прекращают подкреплять положительный условный сигнал и одновременно подкрепляют условный тормоз.

Различные комбинации трех основных свойств нервной системы позволили выделить четыре типа, отличающихся по адаптивным способностям и устойчивости к различным факторам:

1) сильный, уравновешенный, подвижный;

2) сильный, уравновешенный, инертный;

3) сильный, неуравновешенный;

4) слабый.

У детей с помощью различных психологических методов (наблюдение за поведением, индивидуальные беседы, вопросники) описывают типологические варианты личности.

В свете учения о типах ВНД стала понятной научная основа о темпераментах: сангвиник – человек решительный, энергичный, подвижный, с ярким выражением эмоций, которые легко меняются; флегматик – спокойный, медлительный, со слабым проявлением чувств, трудно переключается с одного вида деятельности на другой; холерик – это вспыльчивый, с высоким уровнем активности, раздражительный человек, с сильными быстро возникающими эмоциями, быстрая речь, мимика и жесты; меланхолик – имеет низкий уровень нервно-психической активности, унылый, тоскливый, ранимый, мнительный, склонный к мрачным мыслям, замкнут.

В литературе чаще основными типологическими вариантами личности встречаются следующие: гармоничный, конформный, доминирующий, чувствительный, тревожный, интровертированный. А среди детей с патологическими формами выделяется особая группа с инфатильным типом формирования личности. Физиологической основой формирования типологических вариантов личности по мнению многих авторов являются сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения.

Важную роль в формировании этих свойств нервной системы играет среда (обстановка в семье и коллективе), особенно в раннем детстве.

Память

Накопление, хранение и воспроизведение информации – общее свойство нейронных сетей - память. Без способности к научению и памяти невозможна адаптация к окружающей среде, невозможно планировать успешные действия.

Память бывает генотипическая ( врожденная, которая обуславливает сохранение инстинктов) и фенотипическая, которая обеспечивает обработку и хранение информации, приобретаемую в процессе индивидуального развития.

По формам восприятия информации память различают - словесно-логическую, чувственно-образную и эмоциональную. Образная память подразделяется на модально-специфические виды (зрительная, слуховая, моторная). Словесно-логическая память фиксирует информацию и понятийные обозначения внешних объектов и действий. Эмоциональная память связана с запоминанием и воспроизведением эмоциональных переживаний, которые фиксируются и носят устойчивый характер.

По длительности хранения информации выделяют несколько вариантов памяти:

Мгновенная память – след внешнего воздействия на организм. Длительность сохранения информации в мгновенной памяти составляет 0, 1 –0, 5 с, этот интервал сопоставим с продолжительностью следовых процессов в анализаторах, обусловленных переключениями в синаптических контактах от рецепторов до коры головного мозга. Мгновенная память не зависит от воли человека, она связана только с ощущениями, которые возникают в результате раздражения рецепторов (сенсорная память). Рецепторами запечатляется все, что действует на организм, поэтому особенностью мгновенной памяти является ее неограниченная емкость.

Кратковременная память – этот вид памяти формируется на основе непосредственного сенсорного воздействия. Длительность хранения информации в кратковременной памяти – секунды, минуты. Запоминание любой информации начинается с электрофизиологических процессов в нейронных сетях головного мозга (возникновение ВПСП, ПД, выделение различных медиаторов в синапсах). Поэтому в основе кратковременной памяти лежит импульсная активность нейронов и циркуляция возбуждения по нейронным цепям (электрофизиологическая память). Консолидация памяти, т.е. упрочение, укрепление, объединение начинается обычно через несколько минут, иногда через несколько десятков минут. Циркуляция возбуждения (реверберация) по замкнутым цепочкам нейронов длится минутами, сохраняя информацию в виде последовательности импульсов, передающихся от нейрона к нейрону. Пока циркуляция продолжается, сохраняется нейронный след о воздействии того или иного раздражителя на организм в прошлом.

Промежуточная память – это процесс перевода кратковременной памяти в долговременную, который продолжается несколько часов. Следы кратковременной памяти становятся устойчивыми через 4 часа. На данном этапе электрофизиологические процессы запускают биохимические реакции, активируется синтез медиаторов, рецепторные ионные канальцы. Поэтому данный период переработки поступающей информации называется нейрохимической памятью.

Долговременная память – формируется с помощью кратковременной и промежуточной и при этом важную роль играют процессы в синапсах.

Синаптические процессы. Под влияние обучения в ЦНС образуются новые синапсы, увеличиваются их размеры, увеличивается количество медиаторов. В результате различных метаболических внутриклеточных процессов синтезируются специальные белковые молекулы, которые в свою очередь стабилизируют изменения клеточных мембран. Многочисленные исследования показали, что связывание индифферентного сигнала с безусловным при выработке условных рефлексов может быть результатом синаптического облегчения реакций нейрона на индифферентный стимул. После предъявления идиффирентного сигнала один или два раза происходит усиление амплитуды постсинаптического потенциала (ВПСП) и возникает ПД аналогичный тому, который возникал в ответ на безусловный стимул.

В результате непрерывного поступления к нейрону сигнальной информации в протоплазме нейрона усиливается синтез специфических белков-антигенов, характерных для данного нейрона. Эти белки являются компонентами синаптических мембран и синтезируются в количестве, достаточных только для их обновления. В период повторной импульсации при выработке ассоциативной связи, происходит усиление синтеза белков-антигенов.

Таким образом, в ходе формирования памяти происходя структурные изменения нейрона, где ключевую роль играет синтез белка, а именно, его роль огромна в консолидации памяти, т.е. в переводе информации из кратковременной памяти в долговременную.

Изменения белкового обмена в нейронах – это обязательное условие запоминания (консолидации памяти). Процесс фиксации информации в нервной клетке находит отражение в синтезе белка, в молекулу которого вводится соответствующий отпечаток изменений молекул РНК. Именно биохимические процессы, протекающие на уровне протоплазмы нервной клетки, формируют динамические изменения генома нейрона, вызывая перестройку кода РНК. А это в свою очередь приводит к синтезу адекватных для данной ситуации новых молекул белка, являющихся хранителем информации.

Синтез белка ведет к формированию энграмм долговременной памяти. В результате активации генома и синтеза специфических белков, в первую очередь в мембранах нервных клеток, в процессе обучения формируется структурно-функциональное объединение нейронов различных структур мозга, представляющее энграмму памяти. Энграмма – это ансамбль нейрональных и глиальнгых клеток, объединенных синаптическими механизмами. Энграммы – молекулярные основы нейронной памяти.

Память обусловлена деятельностью большого числа объединенных в структурно-функциональные ансамбли нейронов мозга, расположенных, как в коре, особенно в лимбических структурах мозга, так и в подкорковых образованиях. В нее включаются сенсорные корковые зоны, где формируется первичный след сенсорной информации, ассоциативные области, где синтезируется материал для образной и словесно-логичекой памяти.

В процессе перевода информации из кратковременной памяти в долговременное хранение принимает участие гиппокамп.

Гиппокамп, с одной стороны, играет роль селективного входного фильтра, выделяя стимулы, подлежащие хранению в долговременной памяти, и, устраняя реакции на посторонние для данного времени стимулы. С другой стороны, гиппокамп извлекает из памяти следы под влиянием мотивационного возбуждения.

Больные, у которых повреждены гиппокамп и височная кора забывают приобретенные навыки очень быстро. При поражении гиппокампа теряется память на текущие события при сохранении долговременной памяти.

В формировании эмоциональной памяти ведущая роль принадлежит миндалине, которая обеспечивает быстрое и прочное запечатление эмоционально значимых событий. Разрушение миндалины само по себе не нарушает процессов запоминания. Однако, если нарушение миндалины добавляется к повреждению гиппокампа, то нарушается кратковременная память. И это нарушение более выражено, чем при разрушении только одного гиппокампа.

Гиппокамп и миндалина тесно связаны с височной корой, которая рассматривается как «хранилище» долговременной памяти.

В отборе информации для хранения следов, необходимых для организации целенаправленного поведения, ведущая роль принадлежит лобным отделам коры, имеющим двусторонние связи со структурами лимбической и ретикулярной системы. Лобные отделы, принимающие участие в оценке значимости информации, обеспечивают создание оптимального уровня активации для фиксации следов и их воспроизведения.

При нарушении лобных областей коры больших полушарий отмечаются затруднения в организации действий, склонность к повторным стереотипным реакциям.

Ретикулярная формация, которая оказывает активизирующее влияние, также непосредственно включается в процессы формирования энграмм. Угнетение РФ различными средствами сопровождается нарушением процесса консолидации.

Некоторые авторы считают, что важная роль в долговременной памяти принадлежит активности глиальных клеток. Эти клетки синтезируют специальные вещества, которые облегчают синаптическую передачу, а также изменяют возбудимость соответствующих нейронов. При обучении в глиальных клетках увеличивается содержание РНК.

Таким образом, в основе механизмов памяти лежат пластические процессы (длительное изменение свойств нейрона) в синаптическом аппарате и в самой соме нейрона.

Представление – формирование образа предмета или явления, которые в данный момент не действуют на органы чувств, а извлекаются из памяти. Представление без памяти невозможно.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал