Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Речь и ее функции






Выделяют три основные функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую.

Коммуникативная функция – осуществление общения между людьми с помощью языка. В коммуникативной функции выделяют функцию сообщения и функцию побуждения к действию. При сообщении человек указывает на какой-то предмет или высказывает свои суждения по какому-либо вопросу. Побудительная сила речи зависит от ее эмоциональной выразительности.

Через слово человек получает знания о предметах и явлениях окружающего мира без непосредственного контакта с ними. Система словесных символов расширяет возможности приспособления человека к окружающей среде, возможности его ориентации в природном и социальном мире. Через знания, накопленные человечеством и зафиксированные в устной и письменной речи, человек связан с прошлым и будущим.

Языковые знания не передаются по наследству. Однако у человека имеются генетические предпосылки к общению с помощью речи и усвоению языка. Они заложены в особенностях как центральной нервной системы, так речедвигательного аппарата, гортани.

Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях – сознательных формах психической деятельности. Отличительной особенностью высших психических функций является их произвольный характер.

Первоначально высшая психическая функция как бы разделена между двумя людьми. Один человек регулирует поведение другого человека с помощью специальных раздражителей – знаков, среди которых наибольшее значений имеет речь. Научаясь применять по отношению к собственному поведению стимулы, которые первоначально использовались для регуляции поведения других людей, человек приходит к овладению собственным поведением. В результате внутренняя речь становится тем механизмом, с помощью которого человек овладевает собственными произвольными действиями.

Программирующая функция речи выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе этого процесса – внутреннее программирование, осуществляемое с помощью внутренней речи. Оно необходимо не только для речевого высказывания, но и для построения самих различных движений и действий. Программирующая функция речи страдает при поражении задне-лобных и премоторных областей левого полушария.

Важный вклад в понимание функциональной организации структур мозга при осуществлении речевой функции внесли нейропсихологические исследования А.Р.Лурия и других авторов.

Было показано, что при различных по локализации мозговых поражениях нарушается сложная структура речевой деятельности. Характер нарушений зависит от того, какая структура мозга повреждена.

Важную роль в восприятии слышимой речи играют вторичные отделы слуховой коры левого полушария. Нарушения в этой области делает невозможным понимание точного и конкретного значения слов.

Понимание смысла слов, особенно от контекста и целостного речевого высказывания страдает при поражении глубоких отделов левой височной коры и заднеассоциативных областей, где интегрируются элементы речевой структуры в смысловую схему.

Непосредственная реализация устной речи происходит с участием нижних отделов премоторной области левого полушария. Нарушения в этой области приводят к застреванию на каком-нибудь слоге, перестановке букв, многократном повторении.

Роль лобных областей коры особенно велика в воплощении замысла и намерения речевого высказывания в устную словесную форму. При поражении лобных областей отсутствует самостоятельное высказывание, больные ограничиваются пассивными и односложными повторениями.

Необходимо подчеркнуть, что несмотря на то, что основные речевые центры расположены в левом полушарии, правое тоже вовлекается в речевую функцию. При поражении правого полушария страдают нелингвистические компоненты речи: интонация, высота и громкость тона, эмоциональная окраска. Правое полушарие ответственно и за зрительно-пространственный анализ вербального материала. Показано участие в речевой деятельности и глубинных структур мозга (таламических структур).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал