Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системогенез






Системогенез (греч. systema — соединение с одно целое + genesis — происхождение, развитие) — избирательное и ускоренное по темпам развития различных по локализации структурных образований, которые, консолидируясь в единую функциональную систему, обеспечивают адаптивное существование организма, его выживание. Системогенез является следствием длительного филогенетического развития и закрепления наследственностью наиболее прогрессивных форм приспособления; вместе с тем позволяет понять закономерности преобразования органов и структур организма на всем протяжении онтогенеза.

Представление о системогенезе было разработано П.К. Анохиным. Теория основывается на экспериментальных исследованиях, показавших, что в раннем онтогенезе отдельные элементы органа созревают постепенно и неравномерно и, объединяясь с наиболее рано созревающими элементами другого органа, принимающего участие в реализации данной функции, создают функциональную систему. Разные функциональные системы в зависимости от их значимости в обеспечении адаптивного существования и развития организма созревают в разные сроки постнатальной жизни. Это обеспечивает высокий приспособительный эффект развития организма на каждом этапе онтогенеза, отражая надежность функционирования биологических систем. П.К. Анохин сформулировал следующие принципы системогенеза: 1)принцип гетерохронной закладки компонентов функциональной системы — неодновременной закладки и разной скорости формирования различных по сложности компонентов функциональной системы (более ранняя закладка и формирование более сложных компонентов) — эти компоненты " подгоняются" к одновременному началу функционирования в рамках данной системы; 2) принцип фрагментации органа — формирования отдельных функциональных систем на последовательных этапах онтогенеза — состав данного органа в каждый момент развития неоднороден по своей зрелости; наиболее зрелыми оказываются те элементы, которые должны обеспечить реализацию систем, формирующихся на более ранних этапах; 3) принцип минимального обеспечения функциональных систем - функциональная система становится " продуктивной", обеспечивающей достижение результата и имеющей все необходимые составляющие до того, как все ее компоненты получат окончательное структурное оформление.

Количественные и качественные изменения функционирования организма на разных этапах изменений приводят к необходимости четкой характеристики этапов развития и выбора критериев их различения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

 

1. Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения». /Под ред. Ю.В. Микадзе и В.М.Астапова. – М.: ПЕР СЭ, 2003.

2. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. –М.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 2000.

3. Липченко В.Я., Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека. – М.: Медицина, 1989.

4. Сапин М. Р., Брыскина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. -

5. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность. – М.: Академия, 2000.

6. Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. – М.: Академия, 2003.

7. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. – М.: Аспент-Пресс, 2000.

8. Югосова, Е.А., Турова Т.Ф. Возрастная анатомия и психофизиология. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений для бакалавриата.– М.: Академия, 2011.

Дополнительная литература

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М.: Медицина, 1975.

2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Хрестоматия по возрастной физиологии. – М., Издательский центр «Академия», 2002. – 288с.

3. Бернштейн Н.А. О построении движений. – М.: АН СССР, 1971.

4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: МГУ, 1979.

5. Нейман Л. В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001.

6. Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. М. Инст. психол. РАН, 1998.

7. Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. – М.: МГУ, 1997.

8. Экклс Дж. Физиология синапсов. – М.: Мир, 1966.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал