Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Существование единоличного главы государства - монарха (фараона, короля, царя, шаха, князя, султана и др.);






Обладание монархом всей полнотой власти, которая является безраздельной, верховной и суверенной (независимой);

Занятие трона в порядке престолонаследия, т.е. путем передачи власти по наследственному праву и в порядке родства, т.е. по фамильному праву;

Бессрочность правления монарха, т.е. пожизненность его правления;

Представительство во внешних отношениях не по поручительству (мандату), а по собственному праву;

Юридическая безответственность монарха, неприкосновенность и неподсудность его личности.

В различные исторические эпохи существовали два основных типа монархии: неограниченная (абсолютная) и ограниченная (конституционная). Оба эти типа, различающиеся степенью ограничения власти главы государства, сохраняются и в современном мире.

Абсолютная монархия характерна для рабовладельческих и феодальных обществ, в которых она выражалась деспотическим владычеством. Классический деспотизм присущ государствам Древнего Востока (Ассирия, Вавилон и др.). При абсолютном монархическом правлении самодержец является единственным субъектом и творцом права. Пользуясь неограниченными правами, он отправляет свою власть через лично ему подчиненную систему государственной бюрократии; его подвластные (или подданные) -лишь объекты права. Карательная функция также находится в его руках. Расцвет монархического абсолютизма в Западной Европе приходится на XVII-XVIII вв., в России - на XVIII-XIX вв. В наше время эта форма правления сохраняется в некоторых странах Азии: в Непале, где вся власть принадлежит королю, а также в Саудовской Аравии, Катаре, Омане, где существует теократическая разновидность абсолютной монархии, при которой глава государства является одновременно и религиозным главой.

Политическим завоеванием буржуазных революций, происходивших в Европе в XVIII-XX вв., явились конституционные ограничения абсолютных монархий. Конституция провозглашает и гарантирует права личности, их признание обязательно для верховной власти и всех органов государственного управления, при этом законодательные функции передаются парламенту, а исполнительные - правительству.

В зависимости от объема полномочий, сохраняемых монархом, конституционная монархия подразделяется на два вида: дуалистическую и парламентскую.

Дуалистическая монархия представляет собой переходную модель государственного правления. Здесь монарх обладает обширными полномочиями по руководству исполнительной властью, формированию правительства, которое несет ответственность перед ним, а не перед парламентом. В этом случае законодательные функции парламента имеют к нему лишь формально-юридическую принадлежность. Дуалистическая монархия присуща странам с сильными пережитками феодализма, как например, в России в начале XX в., где существовали два политических учреждения: монарх, формировавший правительство, и учреждение парламентского типа (Государственный совет и Государственная Дума, которым члены правительства были не подотчетны).

Парламентская монархия представляет собой гораздо более демократическую модель государственного правления, действующую в целом ряде современных государств (Великобритании, Дании, Испании, Швеции, Японии и др.). Права монарха ограничены. Он является номинальным главой государства, руководствуясь «правилом английской королевы»: царствует, но не правит. Монарх назначает главу правительства и министров, но они подконтрольны парламенту, все исходящие от него акты нуждаются в одобрении членов кабинета министров. Монарх в таких странах символизирует историческую преемственность государства, олицетворяет единство нации, являясь фигурой скорее символической, своего рода данью традиции, нежели властной.

Известна также особая разновидность монархии - выборная или так называемая избирательная, в которой сочетаются элементы монархии и республики. Такая монархия существует в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием представителей монархических штатов федерации.

Республика (от лат. Res publika - общественное дело, государство) -одна из форм правления (наряду с монархией), при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями.

Республиканская форма правления возникла в античную эпоху как альтернатива монархической. Наибольшее распространение получила в новое и новейшее время. Обычно выделяют следующие виды этой формы правления: президентские, парламентские и смешанные республики. В конце XX в. в мире насчитывалось 65 президентских государств, 13 парламентских и 20 полупрезидентских.

Парламентская республика - форма республиканского правления и организации государственной власти, при которой парламент занимает ведущую роль в политической системе. Становление парламентской республики происходит в середине XIX в. и исторически связано с формированием представительной формы демократии в странах Западной Европы. В парламентской республике органы исполнительной и судебной власти «избираются либо утверждаются парламентом, которому принадлежат властные приоритеты законодательной власти, и это «старшинство» не подвергается сомнению. Парламент задает тон в политической жизни страны, воплощая ее верховную власть. Парламент наделяется полномочиями, позволяющими контролировать правительство: отличительным признаком парламентской республики являются коллективная ответственность правительства перед парламентом, «ответственное правительство», которое формируется и контролируется парламентом. Традиционно выделяют четыре основных элемента парламентского режима, это:

1) дуализм исполнительной власти (наличие института премьер-министра);

2) политическая ответственность правительства перед парламентом,

3) возможность досрочного роспуска одной из палат парламента главой государства;

4) глава государства не избирается всенародно.

Иногда выделяют также такие признаки, как одновременное формирование парламента и правительства по итогам выборов, возможность совмещения правительственной должности и парламентского мандата, предоставление правительству права законодательной инициативы.

Можно с уверенностью утверждать, что в парламентской республике идеи представительства и представительной демократии реализуются наиболее полно. Ведущая роль законодательной власти определяется тем, что она является представительной и получает легитимацию непосредственно от источника власти - народа. Представительная власть в лице парламента способствует легитимации государственного строя и стабилизации политической системы, является политической трибуной и способом формирования цивилизованной оппозиции, обеспечивает большую подконтрольность элит и пресекает попытки государственных чиновников действовать незаконно. В то же время парламентская форма правления при определенных условиях (отсутствии партии парламентского большинства) может демонстрировать негативные стороны и сдерживать развитие общества, так как привязанность правительства к парламенту может быть фактором нестабильности и приводить к «министерской чехарде» и частой смене правительства (примером может служить Италия, где за послевоенный период (1946-1993) сменилось 52 правительства). Большинство западных государств управляются парламентским путем (Италия, Германия, Швеция, Австрия, а также государства бывшей Британской империи).

Президентская республика. Институт президентства и президентская республика - довольно позднее явление в истории человечества, исключение составляет лишь форма правления США, существующая с конца XVIII в. При президентской форме правления представительные органы власти играют в системе государственной власти существенную но не доминирующую роль (США, Сирия, Зимбабве, Бразилия, Мексика, Уругвай). Выделяют три основных элемента президентства:

• отсутствие дуализма исполнительной власти, т.е. президент является и главой государства, и главой правительства;

• президент избирается всем народом;

• парламент не вправе сместить правительство с помощью вотума недоверия, а президент не может распустить парламент.

Некоторые специалисты полагают, что решающим критерием является не формирование, а смещение правительства, так как в парламентских и президентских системах разных стран неодинакова процедура образования правительства. При президентской системе президент и парламент избираются на отдельных выборах, поэтому не только законодательная (представительная) власть, но и президентская власть получают легитимацию непосредственно от народа. Данное обстоятельство существенно трансформирует принцип разделения властей в пользу президентской власти и снижает роль законодательной власти, ибо правительство, как уже говорилось, не назначается и не может быть отозвано парламентом. Баланс властей при президентской системе достигается своеобразной системой «сдержек и противовесов», однако эта система, по мнению исследователей, предрасположена к усилению исполнительной власти и возникновению авторитарных тенденций, что особенно опасно для нестабильных политических систем.

Смешанная республика сочетает в себе элементы президентской и парламентской. Характерна как для «старых» демократий (Франция, Швейцария), так и для вновь образовавшихся республик (Польша, Чехия, Болгария, Румыния, Сербия, Литва, Латвия, Эстония, Украина, Армения, Молдова, Россия).

При смешанных формах правления наблюдается стремление ограничить власть парламента и усилить исполнительную власть (полупарламентская система), что объясняется стремлением создать более стабильное правительство, которое не могло бы быть отозвано парламентом по причинам фракционной борьбы или, наоборот, усилить ответственность правительства перед парламентом (полупрезидентская республика). Для этого создается правительство с «двойной ответственностью», ответственное как перед президентом, так и перед парламентом. При этом президент играет более существенную роль, чем при парламентской модели, избирается на прямых выборах и существенно влияет на создание правительства. Выделяют следующие черты смешанной республики:

• президент является главой государства, но не является главой правительства;

• наличие института премьер-министра;

• правительство «двойной ответственности»;

• возможность досрочного роспуска одной из палат парламента главой государства;

• глава государства избирается всенародно.

Некоторые специалисты отрицают существование смешанных форм (&. Штеффани, например), выдвигая в качестве критерия возможность или невозможность отправить правительство в отставку. Французские политологи М Дюверже, Р Арон, также отрицая смешанные формы, говорят о системе альтернативных фаз — президентской и парламентской, в зависимости от политических условий.

Форма государственного устройства - способ территориально-политической организации государства. Различают три основных формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Иногда выделяют такие формы государ-ственного устройства, как союзы, содружества и объединения.

Унитарное государство (от фр. unitaire, лат. unitas - единство) - единое централизованное государство, неразделенное на самоуправляющиеся единицы.

Унитарная форма государственного устройства характеризуется следующими признаками:

1) единая территория, существует административное деление, но административные единицы не имеют политической самостоятельности, хотя некоторым может быть предоставлен статус автономии (самоуправление) - национальной, территориальной, культурной;

2) единая конституция, действующая на всей территории страны без каких-либо ограничений; единая система высших органов государственной власти - парламент, глава государства, правительство, судебные органы, юрисдикция которых распространяется на всю территорию страны;

3) единые система права и судебная система, единое гражданство;

4) единые государственный бюджет, налоговая, валютная системы.

Унитарность предполагает централизацию всего государственного аппарата, прямой или косвенный контроль над местными органами власти. При этом централизм проявляется в разной степени и в разных формах, вплоть до назначения центральными органами своих представителей для управления административно-территориальными единицами вместо выборных органов власти. В то же время в большинстве современных демократических государств имеются выборные органы местного самоуправления (например, коммунальные советы в Италии и Франции), которым государство делегирует часть функций: сбор местных налогов, благоустройство, строительство, просвещение, здравоохранение и др. Местные судебные органы власти являются звеньями единой судебной системы.

Унитарными являются большинство современных государств.

Федеративное государство, или федерация (от лат. foederatio - союз, объединение), - форма государственного устройства, при которой входящие в состав государственные образования - субъекты федерации - обладают определенной юридической и политической самостоятельностью. Федерация - это союзное государство, состоящее из относительно самостоятельных государственных образований.

Федеративное государство характеризуется следующими признаками:

1) федеративно-территориальное деление, т.е. территория государства состоит из территорий субъектов федерации (штатов, провинций, кантонов, земель, республик) и в политико-административном отношении не представляет собой единое целое (при единой системе охраны границ). Субъекты федерации могут иметь свое административно-территориальное деление;

2) государственные образования, составляющие федерацию, являются ее равноправными субъектами, обладающими относительной юридической, политической и экономической самостоятельностью;

3) субъекты федерации не обладают суверенитетом в полном объеме и, как правило, не пользуются правом одностороннего выхода;

4) субъекты федерации могут иметь свои " конституции (или уставы), они разрабатываются на основе федеральной конституции, не должны ей противоречить. Это правило распространяется и на государства, вступившие в федерации, имея ранее принятую конституцию. Некоторые федерации не предоставляют право своим субъектам иметь конституцию;

5) субъекты федерации имеют свое законодательство, право издавать законы, указы и т.п. Эти законодательные акты имеют юридическую силу только на территории субъектов федерации, в отличие от федеральных законов, обязательных на всей территории федерации. Законодательные акты субъектов федерации не должны противоречить федеральным законам, в противном случае они считаются недействительными;

6) субъекты федерации имеют свою систему законодательных и исполнительных органов власти. По отношению к федеральной системе они являются подсистемами; порядок их организации, процедуры и пределы юрисдикции определяются федеральной конституцией. Однако название органов власти и форма организации системы власти могут находиться в юрисдикции субъектов федерации. Органы влҰ ст萸 и управпения субъектов Ѥ едерации обычно коి иру䑊 ӂ федеральную стЀ уктуру, но догут иĠ отличаться;

7) гражданство в ᑄ едерации доᐟ ускается двойное: каждый гражданин считаХтся гӀ ԰ жданином федерации и ళ ీ ажДанином сжответствующего государственного образования. Законодательно оговаривается недопустимость привилегий одного гражданина по отношению к другим.

Федеральный парламент в федеративном государстве обычно двухпалатный. Верхняя палата представляет субъектов федерации на основе территориального или национально-территориального представительства и состоит из представителей всех субъектов федерации. Нижняя палата является органом федерального представительства и избирается по избирательным округам.

В федеративном государстве сложной является проблема разграничения компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Обычно конституция федерации устанавливает перечень полномочий, которые относятся к ведению федерации. Все остальные вопросы относятся к ведению ее субъектов. В федеральной конституции мо- жет устанавливаться также перечень вопросов совместного ведения. Объем прав и полномочий субъектов федерации зависит от исторических традиций, уровня развития и других факторов, при этом равенство субъектов федерации является непременным условием федерации. Наблюдается тенденция к расширению функций центральных органов власти (США, Германия). В истории развития государства встречаются различные виды федерации. Большинство из них сформированы по однородному принципу деления

(штаты, кантоны, земли, провинции); другие делятся на государственно-территориальные образования и автономии (Бельгия, Испания, Канада); третьи - на национально-территориальные и административно-территориальные образования (Россия).

В настоящее время в мире насчитывается около 50 федеративных государств.

Конфедерация - межгосударственный союз, образованный путем подписания международного договора, члены которого полностью сохраняют свой государственный суверенитет.

Основными признаками конфедерации являются:

1) отсутствие единой территории межгосударственного союза - есть территория каждого отдельного государства;

2) каждое государство, входящее в конфедерацию, имеет собственную независимую систему органов власти и управления, самостоятельное гражданство, свою валюту, национальную армию, независимое законодательство, правовую и судебную систему;

3) для координации действий государства члены конфедерации создают один или несколько политико-административных органов. Законодательные органы формируются из равного количества представителей объединенных государств с одинаковыми полномочиями; исполнительные органы формируются на коллегиальных началах; правительства государств - членов конфедерации могут выступать против конфедеративных органов;

4) государства - члены конфедерации имеют неограниченное право выхода из союза;

5) финансовые средства конфедерации формируются из взносов членов союза: национальные вооруженные силы формально находятся под общим командованием;

6) государства - члены конфедерации обычно проводят общую, согласованную международную политику, что не исключает самостоятельной позиции в конкретных вопросах;

7) юридически все государства - члены конфедерации равноправны (часто в реальной жизни приоритетную роль играет государство, имеющее более высокий экономический, военный и т.п. уровень).

Главной целью создания конфедерации является достижение общих интересов (экономических, политических, военных). Конфедерации обычно недолговечны, они либо распадаются, либо превращаются в федерации. Доминирующая тенденция развития чаще всего такова, что государства эволюционируют от полной независимости через конфедерацию к федерации. Такова, например, история формирования США. Таким образом, конфедерация выступает промежуточным этапом формирования более полного союза. Швейцария, например, до сих пор официально именуется конфедерацией, хотя фактически является федерацией. Исторически могут преобладать и

обратные тенденции: распад федераций и образование конфедераций (распад СССР и образование СНГ) или полностью независимых государств (распад Югославии, Чехословакии). Конфедеративные принципы могут использоваться и в ходе современных интеграционных процессов (например, опыт создания Европейского сообщества - ЕС).

Важнейшей характеристикой социальной сущности государства является политический режим (от лат. regimen - управление) - способ функционирования политической системы и государства, характеризующий реальное распределение политической власти и влияния в государстве и обществе.

Существует широкая и более узкая трактовка понятия «политический режим». Так, М. Дюверже трактует политический режим в широком смысле как структуру правления, тип человеческого общества, отличающий одну социальную общность от другой, а в более узком - как характер и способ образования высших органов власти и управления, участие в этом процессе политических партий и групп давления. Поэтому некоторые специалисты считают правомерным различать понятия «государственный режим» и «политический режим». Политический режим - как способ существования политической системы. Государственный режим - как совокупность способов и методов осуществления государственной власти, характеризующей ее использование в практике государственного управления.

Но главное, если категория «форма правления», описывая черты государственной организации только в том виде, как они обозначены в конституции и законах, отражает формально-юридическую сторону политической жизни, то категория «политический режим» характеризует то, как реально складываются отношения власти. Она значительно динамичнее и способна отражать глубинные изменения, происходящие внутри неизменных по формальным признакам систем власти.

В основу классификации политических режимов могут быть положены различные критерии: реальное выражение плюрализма интересов, многопартийность, наличие оппозиции, принципы разделения властей, взаимоотношений государства и гражданского общества, методы властвования, уровень политических свобод, характер выборов, тип политической культуры.

По этим критериям выделяют три основных типа политических режимов - демократический, авторитарный и тоталитарный. Самые краткие их характеристики: демократического - полная возможность политического выбора в государстве; авторитарного - ограниченный, частичный политический выбор; тоталитарного - отсутствие выбора, полный контроль государства над всеми сферами жизни общества.

Более развернутым критерием классификации политических режимов может служить степень плюрализма (многообразия), существующая в данном государстве в различных сферах жизни общества. См. табл. 2.

Сравнительная характеристика политических режимов Таблица 2
Демократический режим Авторитарный режим Тоталитарный режим
Плюрализм политический (многопартийность, существование оппозиции) Ограничение плюрализма политического (запрещение оппозиционных партий и течений) Политический монизм (однопартийная система)
Плюрализм экономический (существование разных форм собственности) Сохранение плюрализма экономического Экономический монизм (одна форма собственности)
Плюрализм идейный (конкуренция идей, программ, сосуществование разных идеологий) Ограниченный идейный плюрализм Идейный монизм (одна идеология)  

Перечисленные типы политических режимов представляют собой скорее политические абстракции, в практической политической жизни ни один из реально существующих политических режимов не соответствует какому-либо из этих типов в чистом виде. Поэтому внутри каждого из основных типов выделяют многочисленные более конкретные разновидности режимов, а также режимы смешанного и переходного типов. Например, некоторые авторы предлагают выделять следующие варианты: 1) тоталитарный, 2) жестко-авторитарный, авторитарно-демократический, демократически-авторитарный, 3) развернуто-демократический, анархо-демократический (охлократия). Западные специалисты называют следующие режимы: 1) либеральный и авторитарный; 2) демократический, автократический, смешанный; 3) монократический (диктаторский), директории (коллективное правление), комбинированный.

Исторически доказал свое преимущество демократический политический режим. Однако формы реализации и способы организации демократии могут быть разными.

Среди демократических политических режимов можно выделить следующие разновидности: прямая и представительная демократия, либерально-демократический, консервативно-демократический, консенсусная демократия, охлократия.

Демократия (от греч. demos - народ и cratos - власть, народовластие) -понятие, которое имеет множество оттенков: один из основных политических режимов; тип политической и социальной организации общества, развивающийся и прогрессирующий в истории; форма организации государства, политической системы и власти, когда не одно лицо, а все граждане, пользующиеся равными правами, участвуют в управлении государством; форма устройства любой организации, основанной на равноправии ее членов, периодической

выборности и отчетности органов управления, принятии решений по принципу большинства (партийная, профсоюзная, производственная демократия); идеал общественного устройства, определенный тип мировоззрения; социальные движения, направленные на достижение демократического идеала.

Демократический режим известен в истории едва ли не раньше, чем другие (монархические) формы организации общества: прямая первобытнообщинная демократия, общинная демократия, военная демократия. Государственные формы демократии были хорошо известны античному миру. В Древней Греции они длительное время чередовались с различными формами монократии (тирании, деспотии). В средневековье также возникали демократические города-государства (Венеция, Женева, Генуя, Новгород).

В современной политической науке различают две основные концепции демократии и две основные формы демократии: прямая (идентитарная, непосредственная) и представительная (репрезентативная) демократия. Существуют также модернизированные концепции демократии: плебисцитарная демократия (Л/. Вебер), консенсусная демократия, или демократия согласования (Лийпхарт, Круийт), демократия участия (Краух, Бабер, Н. Боббио) и др.

Прямая демократия - идеальная модель, исходит из идентичности правителей и управляемых, предполагает постоянное участие всех граждан в разработке решений. Различий между государством и обществом не существует. Ликвидация господства предполагает ликвидацию государства вообще. Организационно прямая демократия предполагает избрание всего делегатского корпуса снизу доверху, императивный мандат, принцип ротации, отзыв и прямые выборы депутатов. Все государственные должности выборные, что препятствует бюрократизации и концентрации власти. Принцип разделения властей не предполагается. В результате достигается идентичность избирателей и делегатов, управляющих и их социальной базы. Депутаты в основном работают на общественных началах. Демократия здесь постулируется как общественный принцип и не ограничивается, как в концепции репрезентативной демократии, только политической сферой.

Несмотря на всю свою привлекательность, модель советов, как и другие формы прямой демократии, оказывается практически неприменимой, однако элементы прямой демократии существуют во всех современных представительных демократиях: прямые выборы президента и судей в некоторых штатах США, референдумы, опросы, народные инициативы и т.п.

Представительная демократия (репрезентативная) известна с конца XVII в. как этап развития государства, приходящий на смену абсолютизму.

Демократический режим характеризуется целой совокупностью признаков, взаимосвязанных между собой. Исключение или деформация любого из них ведет к деформации и перерождению политической системы в целом.

Базовыми принципами представительной демократии являются: суверенитет народа, представительство, признание и гарантированность прав и свобод граждан, разделение властей, свободный мандат депутата, гласность, принцип большинства, политический, экономический и идейный плюрализм, многопартийность, существование оппозиции, наличие развитого механизма обратных связей в политической системе, демократические методы властвования.

Благодаря принципу представительства данная форма организации демократии становится приемлемой для больших государств. Именно поэтому большинство теоретиков и рассматривают представительную демократию как наиболее оптимальную форму демократической организации власти и общества.

Либерально-демократический режим, или либеральная демократия, -наиболее распространенный тип демократии, который сформировался в развитых странах Западной Европы и США в раннебуржуазную эпоху рыночных отношений. Данный тип характеризуется основными принципами представительной демократии, но имеет некоторые особенности. В центре этого режима - личность, ее права и свободы, ее индивидуальная свобода. Государство играет служебную роль «ночного сторожа». Для политической системы характерна открытость, многопартийность, свободная игра политических сил. Это конкурентный тип демократии, при котором роль регулятора общественных отношений играет свободная конкуренция как в экономике, так и в политике. Это конституционная демократия, для которой характерны опора на кодифицированную конституцию и законы, культ права в обществе. В зависимости от социально-экономических и политических условий может обличаться нестабильностью.

Консервативно-демократический режим характеризуется опорой не столько на конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой демократического режима. Данный режим характерен, например, для Великобритании, он опирается не на постоянные правовые нормы, а на прецедент, прецедентное право и неизменные демократические традиции. Режим характеризуется политической стабильностью, устойчивым функционированием властных структур.

Консенсусная демократия, или демократия согласования (от лат. consensus - согласие) - современный тип представительной демократии. Одним из принципов, который часто подвергается критике со стороны противников либеральной демократии, является принцип большинства. Если для XIX и начала XX в. был характерен тип конкурентной демократии, то наиболее яркой тенденцией современного этапа является распространение другого типа демократии - «демократии согласования» (Австрия, Швейцария, Бельгия, Нидерланды). Здесь принцип большинства уже не является центральным механизмом принятия решений. В процессе принятия решений участвуют все группы, в том числе и меньшинства, решения принимаются на основе консенсуса, причем меньшинства обладают более или менее выраженным правом вето. Сюда относится и участие всех важных групп в создании правительств и правил паритетного или пропорционального представительства при занятии государственных должностей, при организации парламента, в распределении средств госбюджета и при наделении групп меньшинств компетенцией автономного регулирования, особенно в федеративном государстве. Элементы демократии согласования встречаются в западноевропейских политических системах, например в ФРГ.

Охлократический демократический режим иногда выделяют как промежуточный режим переходного периода. Это непосредственная митинговая демократия, для которой характерна социально-экономическая и политическая нестабильность, популизм, резкое увеличение непосредственного политического участия. Обычно эволюционирует либо в сторону либеральной демократии, либо в сторону авторитарных или тоталитарных режимов.

Тоталитарный политический режим (тоталитаризм) - это государственно-политическое устройство общества, характеризующееся полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества. Режим характеризуется определенной совокупностью признаков:

• в политической сфере - установление однопартийной системы, ликвидация оппозиции, системы разделения властей, уничтожение гражданских свобод, вождизм харизматического толка, полное сращивание партийного и государственного аппарата, культ насилия, массовые репрессии, террор;

• в экономической сфере - установление одной государственной формы собственности, плановая экономика или монопольный контроль государства над экономикой, процессом производства и распределения при сохранении рыночной экономики, милитаризация экономики, централизованное руководство экономикой;

• в духовной сфере - одна официальная идеология, особого рода идеология, отрицающая прошлое и настоящее во имя будущего, обосновывающая право режима на существование, борьба с инакомыслием, идеологизация общественной жизни, тотальный контроль над средствами массовой информации, установление «железного занавеса»;

• в обществе - огосударствление гражданского общества, милитаризация общественной жизни, разрушение его традиционной социально-классовой структуры, маргинализация общества, тотальная заорганизованность общества (создание массовых общественных организаций, охватывающих все население страны и являющихся проводниками идей правящей партии, официальной идеологии).

Можно выделить следующие разновидности тоталитарных политических режимов:

правые: фашистские (основанные на фашистской идеологии, претендующей на восстановление, очищение народного духа, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве, например, Италия в период Правления Муссолини), военно-фашистские (особая роль военных, опора на армию, например, Испания в правление генерала Франко), на-

ционал-социалистические (особая националистическая идеология - нацизм, пропаганда национального, расового превосходства, например, фашистская Германия); тирании (в основе - сочетание традиционализма с диктаторским режимом, например, режим Амина в Уганде, Бокасса - в ЦАР, Стреснера - в Парагвае); теократии (основной опорой режима является религия, например, исламский фундаментализм, режим Хомейни в Иране), националистические (в основе режима национализм - или расизм, например, режим апартеида в ЮАР); военно-бюрократические (две основные опоры - армия и бюрократия).

левые коммунистические режимы (в основе - коммунистическая идеология, идеи эгалитаризма, например, СССР в период правления Сталина, КНР времен Мао Цзэдуна, КНДР времен Ким Ир Сена, режим Пол Пота в Кампучии).

Авторитарный политический режим (авторитаризм) - недемократический политический режим, для которого характерна сильная личная диктатура одного человека или узкой группы лиц, установленная недемократическими процедурами и неподконтрольная гражданам. Для авторитарных демократических режимов характерны следующие черты: сосредоточение власти в руках лидера (фюрера, дуче, каудильо), власть, основанная на авторитете, рекрутирование политической элиты путем кооптации, т.е. назначения сверху путем специальных процедур. В отличие от тоталитаризма сохраняется автономия личности и общества в неполитических сферах, не используются массовые репрессии, хотя существует избирательный политический террор, может использоваться принуждение населения с помощью силы, проводятся чистки государственного аппарата, может существовать ограниченное число партий, профсоюзов, других организаций. При авторитарном режиме не происходит радикальной перестройки общества на основе идеологии, нет тотального контроля над населением, не затрагивается существующая социально-классовая стратификация, режим вполне совместим с экономическим, социальным, культурным и частичным идеологическим плюрализмом.

Существует множество разновидностей авторитарных режимов: традиционно-авторитарные, военно-авторитарные (военные хунты, диктатуры), военно-бюрократические, авторитарно-бюрократические, популистские режимы, авторитарно-демократические и демократически-авторитарные режимы, соревновательная олигархия.

Охарактеризуем некоторые из них.

Традиционный авторитарный - режим, через который прошли все страны мира. Существует в традиционных обществах, это — родовые империи, феодальные системы, централизованные бюрократические государства. Характеризуется закрытостью, монолитной элитой. Опорой режима являются землевладельческие элиты, экономическая элита совпадает с политической. Государство является верховным собственником земли, формируется феномен так называемой власти-собственности, когда власть выступает продолжением права собственности; профессия однозначно определяет социальный статус личности. Сакральный характер режима (источником легитимности является религиозная санкция, приписывающая режиму «богоданный» характер), который может просуществовать достаточно долго без каких-либо изменений (Саудовская Аравия, Бутан, Бруней, большинство княжеств Персидского залива).

Военно-авторитарный режим - политическая власть принадлежит военной элите, либо военные выступают как главная опора режима. Характеризуется роспуском государственных гражданских органов власти, сохранением чиновно-бюрократического аппарата, альянсом армии и гражданской бюрократии, периодическими чистками государственного аппарата, апеллированием к широким народным массам, героическому прошлому народа (характерен для стран Латинской Америки, например, режим Пиночета в Чили).

Военно-бюрократический - основной опорой режима выступают армия и бюрократический аппарат, проникающий во все поры общества, армия является частью государственного аппарата Для режима характерно лавирование между различными фракциями экономической элиты (режим Луи Бонапарта во Франции, в Португалии в 1926-1974 гг.)

Соревновательная олигархия - существует на пассивной социальной базе. Промежуточный режим, носит переходный характер, для него характерно сохранение демократического фасада: парламента, партий, выборов, но при этом полное исключение большинства населения из политического процесса, существование разнообразных цензов. Режим представляет собой проекцию конкурирующих между собой экономических элит (Англия 1688-1832 гг., Колумбия).

Важно отметить, что типы и формы государственно-управленческих структур и способы их создания определяют политический режим не в полной мере. Последний прежде всего зависит от реального функционирования этих структур, степени гласности в работе органов власти, их открытости, процедур отбора правящих групп, от деятельности политических партий, фактической политической роли различных социальных групп, состояния законности, особенностей политической культуры и политических традиций, сложившихся в обществе.

Литература

Гаджиев КС. Введение в политическую науку. - М., 1997. Государственное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. проф. О.Е. Кутафина. - М., 1996.

Громыко А.Л. Политические режимы. Ч. 1-2. - М, 1994. Гунель. М. Введение в публичное право. - М., 1995.

Гуторова А.Л. Формы государства. Конституционализм. Проблемы становления правового социального государства: Политология. Учебное пособие для вузов. Вып. 3. - М., 1998.

Лазарев Б.М. Что такое правовое государство? - М, 1990. Мамут Л. С. Государство в новом измерении. - М., 1999. Общая и прикладная политология / Под ред. Жукова В.И., Краснова Б.И. -М, 1997.

Основы политологии: Курс лекций / Под ред. проф. В.П. Пугачева. - М., 1996. Чиркин В.Е. Государствоведение. - М, 1999.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал