Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периодизация развития мировой социологии






У историков социологической науки сложилась уже достаточно общепризнанная периодизация развития мировой социологии. Наиболее общее деление различает классический и современный периоды развития. При этом периодом ранней классики считается время с середины XIX в. до окончания 1-й мировой войны, а «зрелая», или поздняя, «классика» - это социология между двумя мировыми войнами. На два подпериода часто делят и современный этап развития, выделяя послевоенный период с 1946 г. по конец 60-х гг. и собственно современную, или новейшую, социологию, датируемую с 70-х гг. ХХ в по настоящее время.

На протяжении ХХ столетия социология Запада претерпела весьма существенные изменения и ныне представляет собой чрезвычайно сложную систему идей, гипотез, концепций, теорий, методов исследования и способов описания разнообразных социальных реалий.

Интеллектуальное содержание классического этапа западной социологии использовалось по преимуществу двояким образом: 1) как определенный банк идей, обладающий самостоятельной ценностью и 2) как идеи, которые включались в качестве активного элемента в различные разновидности современной социологии Запада.

Эволюция главных школ и разновидностей современной западной социологии осуществлялась на трех уровнях: теоретическом, прикладном и эмпирическом.

Становление социологии ХХ в. было связано с попытками преодоления избыточного теоретизирования, характерного для социальной философии XIX в, а также с необходимостью решения новых практических задач по управлению общественными процессами и разработке средств социального контроля и регулирования общественной жизни.

В результате сформировалась эмпирическая социология как естественнонаучная ориентация в структуре социологического знания. Она адаптировала следующие постулаты позитивистского типа: 1) социальные явления подчиняются законам, в конечном счете общим для природной и социально-исторической действительности; 2) методы социологических исследований должны быть такими же точными, строгими и объективными, как методы естествознания; 3) социология должна быть свободной от ценностных суждений идеологического типа.

Исторические корни эмпирической социологии Х1Х в восходят к ранним эмпирическим исследованиям социального и морального здоровья общества. Исследования Э. Чадуик (Англия), Л. Виллерме, А. Паран-Дюшатле (Франция), Р. Вирхоу (Германия), Дж. Кей-Шаттлуорт, А. Герри, А. Вагнер развивались как направление, обеспечивающее не только научную оценку морального состояния общества, но и разработку решений в области социальной и культурной политики, социального планирования, формирования урбанистических зон и т.п.

Период с 1920-х по 1960-е гг. можно охарактеризовать как период господства американской социологии, а в рамках последней - как период господства структурного функционализма. Следует отметить, что американское общество проявило наиболее прагматичное отношение к дисциплине социологии, которая представлялась как эффективное средство социального контроля. Накопление эмпирических данных в самых разных отраслях социологического знания в этот период напоминало разрастание снежного кома. Складываются эмпирически ориентированные школы, среди которых в первую очередь следует выделить Чикагскую школу.

Ее представители - Э. Парк, Э. Берджесс, У. Томас, А. Смолл, Ф. Знанецкий, У. Огборн и другие известны своими исследованиями в области социологии города, которая оказалась наиболее актуальной отраслью социального знания в ситуации быстрой урбанизации, повышенной миграции, дальнейшего углубления социального неравенства. Один из важнейших методов, предложенный чикагцами, - этнографический, который следует понимать скорее не как исследование этнонациональных групп, а как наблюдение (в том числе включенное) над самыми разными профессиональными группами. Данная школа известна и тем, что в ее рамках сложился подход, называемый символическим интеракционизмом.

В 40-50-е гг. ХХ в лидерство в развитии эмпирической социологии перешло к Колумбийскому и Гарвардскому университетам. Большую роль сыграла деятельность Р. Мертона, П. Лазарсфельда, Э. Мэйо.

В это время проблемы урбанизма отразились в исследованиях ученых и стран Западной Европы. Наиболее видные представители социологии города во Франции - Шомбар де Лова, Р. Будон. В 60-70-е гг. активно формировалась немецкая социологическая школа со множеством отраслевых социологий (Р. Кениг, Х. Шельский и др.). В 80-90-е гг. особый интерес в немецкой эмпирической социологии в отношении социологии труда, а в ее рамках – к индустриальной социологии - представляют взгляды Ф. Адлер, Г. Бернард, Л. Фрайдебург, Т. Ханн, Ф. Мюллер, Р. Штольберг, Х. Циммерман и др.

Что касается структурного функционализма, то его основные принципы отражают консенсусный подход к изучению общества. Сами понятия «функция», «функциональность» говорят о том, что в обществе разнородные элементы, институты и роли должны действовать как части хорошо отлаженного механизма. Каждый социальный институт должен обладать некоторыми скрытыми функциями по отношению к другим институтам, то есть социальные институты оказываются взаимосвязанными. Социальная деятельность как на уровне индивида, так и на уровне группы оказывается направленной на поддержание стабильности социальной системы. Функционалисты, и в первую очередь классик функционализма Толкотт Парсонс(1902-1979), внесли большой вклад в развитие системного анализа общества. Они способствовали расширению круга специализированных отраслей в рамках социологии в целом.

Если функционализм предстает как преимущественно объективистское направление в общественных науках, то символический интеракционизм - как субъективистское. Напомним, что «субъективистское» не означает «субъективное». Интеракционисты стремились рассматривать общество как результат взаимодействий (интеракций) людей, как результат обмена символами, ожиданиями, как субъективную реальность, пронизанную субъективными намерениями и действиями индивидов. В частности, в рамках символического интеракционизма Ирвингом Гоффманом(1922-1982) был предложен драматургический подход, основная идея которого заключается в том, что люди постоянно разыгрывают друг перед другом некий «спектакль", то есть занимаются драматургической постановкой впечатлений, получаемых другими людьми. Так во второй половине XX в. предположение Шекспира о том, что «мир - театр, а люди в нем – актеры», получило развитие в рамках социальных наук.

В заключение хочется отметить, что всё разнообразие взглядов, течений и школ мировой социологии, традиции которой не прерывались как, например, в российской практике, невозможно отразить на нескольких страницах. Мировая социология чрезвычайно богата и разнообразна.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал