Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальный контроль как способ саморегуляции системы: понятие, структура, методы и функции






Осознание неизбежности отклонений в поведении части людей не исключает необходимости постоянной борьбы общества с различными формами социальной патологии.

Каждый человек треть своей жизни обучается жить в мире общественных отношений, т.е. проходит социализацию – процесс обучения культурным нормам и освоения социальных ролей. Это индивидуальный процесс, но всегда под бдительным оком общества, окружающих людей, которые обучают и контролируют правильность усвоения образцов поведения. Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом, то приобретает общественный характер и называется социальным контролем.

Впервые понятие «социальный контроль» было введено в научный оборот французским социологом Габриэлем де Тардом. Первоначально это понятие обозначало средство возвращения преступников к жизни в обществе, позднее Тард стал понимать под социальным контролем один из факторов социализации. Т.Парсонс рассматривал социальный контроль не только как средство противодействия любому отклоняющемуся поведению, но и как способ поддержания социальной стабильности.

Термин «социальный контроль» в социологии используется в двух смыслах: в широком – под ним понимается создание условий для устойчивого функционирования социальной систем; в узком – как совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы поведения (негативную девиацию) с целью их устранения или минимизации.

Социальный контроль – это система предписаний, запретов, убеждений, мер принуждения, которая обеспечивает соответствие действий индивида принятым образцам и упорядочивает взаимодействие между индивидами.

Постоянное воздействие социального контроля на индивида осуществляется через множество реакций на его поведение, через механизмы власти, через целенаправленное применение социальных санкций организациями, членами групп и коллективов, а также участниками неорганизованного социального воздействия (например, толпа).

Направленность и содержание социального контроля, методы и формы его осуществления зависят от социально-политических, экономических, идеологических, этических, культурных и иных особенностей социальной системы.

Формально социальный контроль присутствует в любом обществе. Это проявляется в том, что к любому обществу можно применить понятия нормы и санкций. Однако содержательно, т.е. с точки зрения того, что действительно запрещается и предписывается, системы социального контроля в каждом обществе сугубо индивидуальны. Все зависит от того, что именно запрещается или предписывается, следовательно, многое в данном случае зависит от социокультурных, исторических, политических и прочих факторов.

По своим типам он подразделяется на внешний и внутренний (самоконтроль), формальный и неформальный; карательный (репрессивный) и сдерживающий (предупредительный).

В процессе развития общество выработало три взаимосвязанных механизма социального контроля. Система социального контроля имеет сложную структуру

1) внешний контроль – это совокупность социальных институтов и механизмов (гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов), которые регулируют деятельность индивида Он связан с запретами и репрессиями.

Внешний контроль может быть формальным (институциональным) и неформальным (внутригрупповым). Формальныйконтроль основан на инструкциях, предписаниях, нормах и нормативных актах и осуществляется посредством специально созданных для осуществления санкций к нарушителям норм социальными институтами (милиция, суд, прокуратура), СМИ, системой образования и т.д.; неформальный базируется на реакциях окружения (группы друзей, семьи, общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи, либо СМИ) на их одобрении или осуждении.

Методы контроля зависят от применяемых санкций и подразделяются на жесткие и мягкие, прямые и косвенные, которые могут пересекаться. Так, уголовное наказание – это инструмент жесткого и прямого контроля, а СМИ служат инструментом мягкого и косвенного контроля.

Общественное мнение – это разновидность социального контроля, это совокупность представлений, оценок и суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения либо его частью. Воздействие его, пожалуй, самое сильное, Примером тому может служить борьба с курением в США после Второй мировой войны: в 1957 г. медики доказали его губительное воздействие на человека, что повлекло за собой широкую кампанию, которая в свою очередь вылилась в борьбу с курильщиками всем обществом.

Традиционная сельская община контролировала все аспекты жизни своих членов. Никаких писаных норм не существовало. В качестве контролера выступало общественное мнение, чаще всего выражаемое старейшими членами общины. В единую систему социального контроля органично вплеталась религия. Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с традиционными праздниками и обрядами воспитывало чувство уважения к социальным нормам, прививало глубокое понимание их необходимости.

Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписанных приемах, то в современном обществе его основой выступают писанные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества как суды, образование, армия, производство, СМИ, политические партии, правительство.

2) Внутренний контроль или самоконтроль, обеспечиваемый социализацией и служащий средством саморегулирования поведения индивида, т.е. согласования собственного поведения с социальными нормами. Регуляция в данном случае осуществляется не в рамках взаимодействия, а в результате чувства вины или стыда, которые возникают при нарушении усвоенных (интернализованных) норм. Психоаналитическая теория считает, что внутренний контроль представляет собой вторичное явление, результат социализации; первичным же является внешний контроль, осуществляемый родительскими фигурами, их заменителями, а также людьми, окружающими ребенка. Воплощением социального контроля в психоаналической теории является инстанция Сверх-Я, воплощающая как требования окружения, так и идеалы конкретного человека. Индивид как бы заставляет себя действовать согласно предписанным нормам, на основе чувства долга, зачастую идя вразрез со своими желаниями, интересами и целями.

Внутренний контроль предполагает интериоризацию общественно одобряемых ценностей и норм. Здесь индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины и говорят о муках совести. Совесть – проявление внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера бессознательного. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии. Примерно на 70 % социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем реже обществу приходится применять методы воздействия внешнего контроля. Соответственно, чем ниже развит самоконтроль, тем чаще прибегают к жестким санкциям. Нередко методы внешнего контроля используются чаще, чем это необходимо, тем самым тормозя развитие самосознания у индивидов чувства ответственности.

3. Косвенный контроль, обусловленный идентификацией индивида с определенной группой и соответствующим принятием ее норм и следованием им (связанный с ориентацией индивида на референтную группу, нормы которой реализуются в его поведении).

Эти три взаимосвязанных механизма социального контроля предполагают использование социальных санкций в отношении индивида, нарушающего общепринятые нормы. Санкции – это реакции группы на поведение индивида в социально значимых ситуациях (определение Я. Щепаньского).

Другой разновидностью социального контроля выступает общественное мнение, понимаемое как совокупность оценок, суждений, разделяемых большинством членов общества или социальной группы. Оно занимает определенную позицию, выносит решение по тем или иным вопросам, регулирует поведение индивидов, групп, поддерживая либо отвергая те или иные их представления, ценности и нормы. Посредством общественного мнения выражается негативное или позитивное отношение членов общества или социальной группы к действиям индивида, общностей, социальных учреждений.

Принято выделять следующие формы социального контроля:

- карательная, при которой личность нарушителя характеризуется как «преступник», а целью этой формы контроля является наказание;

- терапевтическая (личность нарушителя) – «пациент», «клиент»), цель контроля – «лечение», помощь;

- образовательная (личность нарушителя – невежественное, необразованное лицо), цель контроля – достижение «стандарта», признание компетентности;

- компенсирующая (личность нарушителя – «должник»), цель контроля – оплата долга;

- примирительная (личность нарушителя – «спорящий»), цель контроля – примирение, разрешение конфликта.

Р. Парк выделял три формы социального контроля: 1) элементарные (в основном принудительные); 2) общественное мнение; 3) социальные институты. Следствием социального регулирования поведения индивидов является установление «здорового» социального порядка.

Другой американский социолог С. Аск выделил особую форму социального контроля – групповое давление, которое в угоду общности интересов и целей принуждает индивида приспосабливаться к существующим в ней коллективным мнениям, ценностям и нормам.

Социальный контроль включает в себя два главных элемента: нормы и санкции.

Социальный контроль (в узком смысле) располагает двумя основными методами: принуждением, наказанием (негативные санкции) и поощрением, наградой (поощрительные санкции).

По отношению к лицам, допускающим негативные отклонения от норм, общество применяет социальные санкции, т.е. наказания за неодобряемые, нежелательные действия. Слабые формы отклоняющегося поведения (оплошность, обман, грубость и т.д.) корректируются другими людьми – участниками взаимодействия. Более значительные формы социальных отклонений, в зависимости от последствий, влекут за собой осуждение и наказание, исходящие не только от общественности, но и от государственных органов.

Если правила поведения, требуемые социальным давлением, нарушаются, то следует социальная санкция – средство поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Таким образом, она может быть как наказанием или мерой принуждения, например за нарушение закона, так и поощрением, в том случае, если отклонение от нормы было в позитивную сторону. Санкции – это охранники. Наряду с ценностями они ответственны за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Нормы защищены с двух сторон – со стороны ценностей и со стороны санкций.

Для контроля за соблюдением норм и ценностей применяются социальные санкция. Санкция - это реакция группы на поведение социального субъекта. Социальные санкции – это разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т.е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т.е. за девиантность. Это наказания и поощрения, способствующие соблюдению норм.

С помощью санкций осуществляется норматив­ное регулирование социальной системы и ее подсистем. Их можно подразделить на негативные (наказания, порицания) и позитивные(поощрения) (это награда или поощрение за соответствие поведения общественно одобряемым стандартам). Негативные санкции связаны с социально неодобряе­мыми нарушениями норм. Это наказания, препятствующие поведению, которое не соответствует социальным нормам, чтобы исключить девиацию, или, по крайней мере, уменьшить ее вероятность.

Наряду с негативными и позитивными выделяются формальные и неформальные санкции, которые различаются в зависимости от институтов их применяющих и характера их действия:

- формальные осуществляются официальными институтами, санкционируемыми обществом - органами охраны правопорядка, судами, налоговыми службами, пенитенциарной системой и носят принудительный характер.

- неформальные применяются неформальными институтами и первичными группами через общественное мнение и групповое давление (товарищи, семья, соседи) и носят более либеральный характер.

Выделенные четыре типа санкций дают четыре типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата.

  Позитивные Негативные
Формальные Ф+ Ф-
Неформальные Н- Н-

 

Формальные негативныесанкции – это наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными предписаниями. Они проявляются в наказаниях, предусмотренных правовой системой, общества, прежде всего в штрафах, наложении ареста, лишении свободы, конфискации имущества (тюрьма, арест, возбуждение уголовного дела, увольнение, штраф, отлучение от церкви).

Формальные позитивныесанкции - это публичное одобрение со стороны официальных организаций. Они проявляются в публичном одобрении со стороны политических институтов, государственных наградах и премиях, предоставлении определенных льгот, назначении на высокие посты, символических акциях по увековечиванию памяти о том или ином событии, вручении почетной грамоты, ордена, денежной премии.

Неформальные негативныесанкции – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями, сводятся к выражению неудовольствия, порицанию, насмешкам, саркастическим замечаниям, проявлениям недружелюбия и враждебности, отказу от содействия и помощи, подачи руки и др.

Неформальные позитивныесанкции - публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций. Они выражаются в признании, росте авторитета, славы и почета, доброжелательном отношении той группы, в которую входит индивид (выражение уважения, похвалы знакомых и родных: комплименты, доброжелательное расположение, слава, почет, улыбка).

Т. Парсонс выделил основные методы социального контроля:

1) изоляция, которая применяется с целью ограничения свободы лица, нарушающего важные социальные нормы. На практике он реализуется в виде исполнения приговоров к тюремному заключению. Она связана с формальными типами социального контроля (отлучение девианта от общества – тюремное заключение).

2) обособление, которое сводится к ограничению социальных контактов индивида, нарушившего нормы, с другими людьми. Имеет место как с формальным, так и неформальным типом социального контроля (ограничение контактов девианта с возможностью его возвращения в общество, например психиатрическая больница).

3) реабилитация нарушителей социальных норм. Для этого необходима работа психологов, психиатров и социальных работников по социальной адаптации личностей, чье поведение отклоняется от нормы. Возвращение девианта к нормальному образу жизни посредством социальных программ.

Эффективность социального контроля зависит от оценки обществом или группой значимости существующих норм, от результатов социализации, степени интеграции общества и уровня его институционализации. Исследователи подчеркивают, что ужесточение негативных санкций не приводит к однозначному повышению эффективности социального контроля, поэтому в большинстве рекомендаций относительно повышения эффективности социального контроля акцент делается на превентивных (предупредительных) мерах.

Вопросы для обсуждения и дискуссии

1. Что означает понятие «девиантное поведение»? Каковы его причины и последствия?

2. Что такое аномия?

3. Что понимают под термином «аномия» в рамках социологических теорий отклоняющегося поведения? Как использовался термин «аномия» в исследованиях Э. Дюркгейма и Р. Мертона?

4. Раскройте социологическое значение понятий «нормы» и «ценности».

5. Что такое социальные нормы, какова их классификация?

6. Как можно сформулировать основную концепцию теорий «физических типов» и психоаналитических теорий? В чем их основные различия? Кто является основоположниками этих теорий?

7. Что объединяет теории Ч. Лоброзо и У. Шелдона?

8. Как объяснял девиацию З. Фрейд?

9. В чем состоит основное отличие психологического подхода к изучению социальных отклонений от всех других подходов?

10. Как с помощью марксистской теории можно объяснить девиацию?

11. В чем суть теории Р. Мертона? Какие типы девиации он выделял?

12. На чем основана типология отклоняющейся личности у Р. Мертона по отношению к целям и средствам их достижения?

13. Какие типы самоубийств выделял Э. Дюркгейм?

14. Что такое стигма и как стигматизация влияет на девиантное поведение?

15. Проанализируйте феномен девиантного поведение с точки зрения теории стигматизации.

16. В чем состоит основная концепция теории «навешивания ярлыка» и определения первичных и вторичных отклонений? Какие последствия могут иметь для индивида: первичное или вторичное отклонение?

17. Что представляет собой деликвентное поведение? В чем его различие с девиантным поведением?

18. Может ли девиантное поведение носить позитивный характер?

19. С чем связано понятие «культурно одобряемое отклонение»? В чем причина появления такого рода отклонений?

20. Чем отличаются разрушительная девиация и созидательная девиация?

21. Что такое первичная и вторичная девиация?

22. Что такое социальный контроль и почему он является необходимым условием успешного функционирования общества?

23. Дайте характеристику структуре социального контроля.

24. Каковы основные способы осуществления социального контроля в обществе или социальной группе? Назовите его формы и виды воздействия.

25. Приведите примеры формального и неформального контроля.

26. Какие существуют механизмы (методы) социального контроля?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал