Дополнительные задания к занятию №2а
| Нарисуйте схему этапов хемотаксиса и фагоцитоза
|
|
| Нарисуйте таблицу тип TLR – тип распознаваемой им структуры «чужого».
|
|
| Нарисуйте схему классического пути активации комплемента
|
|
| Составьте таблицу сравнения свойств врожденного и адаптивного иммунитета:
|
| Характеристика
| Врождённый
| Адаптивный
| ·
| У каких видов представлены
|
|
| ·
| Клетки-участники
|
|
| ·
| Тип распознавания
|
|
| ·
| Тип реагирования популяции клеток
|
|
| ·
| Основные гуморальные факторы
|
|
| ·
| Скорость реакции
|
|
| ·
| Память
|
|
| ·
| Примеры сочетанного действия
Врожденного и адаптивного иммунитета
|
|
|
Занятие №2 б
«Антигены. Определение и основные свойства. Главный комплекс гистосовместимости человека. Антигенпрезентирующие клетки. Особенности процессинга и предоставления внутриклеточных и внеклеточных патогенов».
Краткие ответы на 10 вопросов.
№
| Вопрос
| Краткий ответ
|
| Дайте определение понятию «антиген».
|
|
| Какие виды антигенов вам известны?
|
|
| Перечислите основные свойства антигенов.
|
|
| Опишите строение главного комплекса гистосовместимости.
|
|
| Дайте характеристику молекулам MHCI и II класса. На каких клетках экспрессируются данные молекулы? Каково их строение?
|
|
| Назовите профессиональные ангигенпрезентирующие клетки.
|
|
| Что такое «процессинг антигена и предоставление его в иммуногенной форме»?
|
|
| Каковы особенности предоставления внеклеточных антигенов?
|
|
| Каковы особенности предоставления внуриклеточных антигенов?
|
|
| Приведите примеры наследственной предрасположенности к различным заболеваниям при определенных гаплотипах молекул MHCI и II класса.
|
| Дополнительные задания занятию №2 б
| Расшифруйте сокращения HLA, MHC.
|
|
| Нарисуйте схему строения главного комплекса гистосовместимости –генов, расположенных на коротком плече 6 хромосомы, кодирующих молекулы MHC I и MHCII.
|
|
| Нарисуйте схему строения самих молекул MHCI и MHCII.
|
|
| Нарисуйте схемуMHCI - презентации эндогенных АГ.
|
|
| Нарисуйте схемуMHCII - презентации экзогенных АГ.
|
|
Занятие №3 а
Иммунопоэз: созревание Т - и В- клеточных рецепторов. Роль факторов микроокружения. Механизмы положительной и отрицательной селекции. Основные субпопуляции лимфоцитов. Краткие ответы на 10 вопросов.
№
| Вопрос
| Краткий ответ
|
| Какова роль тимуса в процессе дифференцировки Т-лимфоцитов?
|
|
| Каков биологический смысл положительной и отрицательной селекции?
|
|
| Каковы механизмы формирования разнообразия Т- клеточных рецепторов?
|
|
| Опишите строение Т- клеточного рецептора.
|
|
| Перечислите основные субпопуляции Т лимфоцитов.
|
|
| Опишите строение В - клеточного рецептора.
|
|
| Назовите субпопуляции В-лимфоцитов.
|
|
| Опишите этапы антигеннезависимой дифференцировки В-лимфоцитов.
|
|
| Опишите процесс антигензависимой дифференцировки В-лимфоцитов.
|
|
| Какие клетки являются конечной стадией развития В-лимфоцитов?
|
|
Дополнительные задания занятию №3 а
| Нарисуйте схему строения антигенраспознающих рецепторов Т и В лимфоцитов.
|
|
| Нарисуйте схему «двойного распознавания» или распознавания «чужого в своем»; указать роль корецепторов Т-лимфоцитов - CD 4 и CD 8 в связывании с MHCII и MHCI молекулами
|
|
| Нарисуйте схему перестройки генов, кодирующих Т клеточный рецептор.
|
|
| Нарисуйте схему перестройки генов, кодирующих В клеточный рецептор.
|
|
Занятие №3 б
«Система цитокинов. Классификация. Основные свойства. Механизмы действия. Типы цитокиновой регуляции. Клетки-продуценты и клетки-мишени. Цитокиновая регуляция воспаления и иммунного ответа».
1. Краткие ответы на 10 вопросов.
№
| Вопрос
| Краткий ответ
|
| Классификация цитокинов.
|
|
| Основные свойства цитокинов.
|
|
| Понятие о цитокиновой сети.
|
|
| Характеристика клеток-продуцентов цитокинов во врожденном иммунитете.
|
|
| Понятие о Т хелперах 1; 2; 17 типов.
|
|
| Характеристика цитокинов и их антагонистов.
|
|
| Семейства рецепторов цитокинов.
|
|
| Цитокины и воспаление.
|
|
| Системные и местные эффекты цитокинов.
|
|
| Примеры препаратов на основе цитокинов и их антагонистов.
|
|
Дополнительные задания занятию №3 б
| Охарактеризуйте дозо-зависимое действие фактора некроза опухолей.
|
|
| Охарактеризуйте множественность эффектов провоспалительных цитокинов в запуске системного воспаления на примере интерлейкина 1- бета.
|
|
| Нарисуйте схему регуляции цитокинами дендритных клеток типов адаптивного иммунного ответа.
|
|
| Нарисуйте схему действия цитокинов субпопуляций Т –хелперов на разные типы эффекторных клеток.
|
|
Занятие № 4 а
«Гуморальный иммунный ответ. Основные этапы развития».
Краткие ответы на 10 вопросов.
№
| Вопрос
| Краткий ответ
|
| Фазы адаптивного иммунного ответа.
|
|
| Типы иммунного ответа и факторы, их определяющие.
|
|
| В-лимфоцит как антигенпредставляющая клетка.
|
|
| Взаимодействие В-лимфоцита и Т-лимфоцита-хелпера.
|
|
| Активация и пролиферация В-лимфоцитов.
|
|
| Дифференцировка В-лимфоцитов в плазматические клетки и клетки памяти.
|
|
| Общая характеристика и строение молекулы иммуноглобулина.
|
|
| Характеристика классов иммуноглобулинов.
|
|
| Механизмы взаимодействия антигенов и антител.
|
|
| Свойства и эффекторные функции антител.
|
|
Дополнительные задания занятию №4 а
| Нарисуйте схему строения молекулы иммуноглобулина, опишите полярность молекулы.
|
|
| Дайте краткую характеристику 5 классам иммуноглобулинов.
|
|
| Нарисуйте конформации молекулы иммуноглобулина класса М («снежинка», «краб»), по какой причине меняется конформация молекулы?
|
|
| Нарисуйте схему строения секреторного иммуноглобулина А.
|
|
| Опишите 3 эффекторных механизма элиминации внеклеточных патогенов с помощью антител.
|
|
Занятие № 4 б
«Первичный и вторичный гуморальный иммунный ответ. Переключение изотипов антител. Клетки памяти. Аффинность и авидность антител. Механизмы действия вакцин. Клинические примеры».
Краткие ответы на 10 вопросов.
№
| Вопрос
| Краткий ответ
|
| Двойственная роль В-лимфоцита в гуморальном иммунном ответе (основной эффектор и одновременно антигенпрезентирующая клетка-АПК), взаимоотношения В-лимфоцита и –Т-хелпера.
|
|
| Каков биологический смысл соматических мутаций в антигенсвязывающих участках рецепторов В лимфоцитов после их встречи с антигеном?
|
|
| Что такое аффинность и авидность антител?
|
|
| Что такое изотипы антител?
|
|
| Каковы методы и антител определения В-лимфоцитов в клинической практике?
|
|
| Каковы характеристики первичного и вторичного иммунного ответа?
|
|
| Что такое иммунологическая память? Какие типы клеток памяти Вам известны?
|
|
| Критерии эффективности вакцин.
|
|
| Классификации вакцин.
|
|
| Примеры применения вакцин в клинической практике.
|
| Дополнительные задания занятию № 4 б
| Что такое активная и пассивная иммунопрфилактика?
|
|
| Что входит в состав вакцин?
|
|
| Какими свойствами должна обладать эффективная вакцина?
|
|
| Дайте определение понятиям:
· PAMPs,
· DAMPs,
· адъювант,
· прайминг,
· брустер
|
|
Занятие №5 а
«Клеточный иммунный ответ. Основные популяции клеток и механизмы их взаимодействия».
Краткие ответы на 10 вопросов.
№
| Вопрос
| Краткий ответ
|
| Типы иммунного ответа и факторы, их определяющие.
|
|
| Внутриклеточная локализация патогенна и тип клеточного иммунного ответа.
|
|
| Клетки-эффекторы клеточного иммунного ответа.
|
|
| Роль цитокинов в реализации клеточного иммунного ответа.
|
|
| Основные различия клеточного и гуморального типов ответов.
|
|
| Механизмы цитотоксичности CTL.
|
|
| Роль Т – лимфоцитов – хелперов 1 типа.
|
|
| Роль активированных макрофагов.
|
|
| Механизмы действия активированных макрофагов.
|
|
| Общая характеристика типов иммунных ответов.
|
|
Дополнительные задания занятию №5 а
| Какие факторы, определяют гуморальный тип ответа?
|
|
| Какие факторы определяют клеточный тип ответа?
|
|
| Каковы основные этапы гуморального иммунного ответа?
|
|
| Каковы основные этапы клеточного иммунного ответа?
|
|
Занятие № 5 б
«Типы гиперчувствительности.Иммунные реакции клеточного типа (гиперчувствительность замедленного типа - ГЗТ). Клинические примеры».
Краткие ответы на 10 вопросов.
№
| Вопрос
| Краткий ответ
|
| Дайте определение понятию «гиперчувствительность».
|
|
| Какие виды гиперчувствительности вам известны?
|
|
| Какой принцип лежит в основе классификации типов гиперчувствительности?
|
|
| Дайте характеристику ГНТ
|
|
| Опишите II тип гиперчувствительности.
|
|
| Опишите III тип гиперчувствительности.
|
|
| Опишите IV тип гиперчувствительности.
|
|
| В патогенезе каких заболеваний лежит в основе ГЗТ?
|
|
| Чем отличается IV тип гиперчувствительности от всех остальных типов?
|
|
| Какие клетки участвуют в реализации 4 типа гиперчувствительности?
|
|
Дополнительные задания занятию №5 б
| Опишите механизмы гиперчувствительности I типа
|
|
| Опишите механизмы гиперчувствительности II типа
|
|
| Опишите механизмы гиперчувствительности III типа
|
|
| Опишите механизмы гиперчувствительности IVтипа
|
|
Занятие № 5 в
«Основные принципы оценки иммунной системы. Возрастные особенности. Основные виды нарушений функционирования иммунной системы: иммунодефицитные состояния; аутоиммунная патология; аллергия».
Краткие ответы на 10 вопросов.
№
| Вопрос
| Краткий ответ
|
| Какие звенья иммунной системы изучаются в клинической практике?
|
|
| Какие методы иммунного анализа вам известны?
|
|
| Как происходила эволюция методов иммунного анализа?
|
|
| Каковы основные принципы оценки иммунограммы?
|
|
| Каковы возрастные особенности иммунологических показателей?
|
|
| Дайте определение понятию «иммунодефицитные состояния».
|
|
| Какие механизмы лежат в основе развития аутоиммунной патологии?
|
|
| Какие виды гиперчувствительности Вам известны?
|
|
| Какие виды аллергических заболеваний вам известны?
|
|
| Перечислите основные клетки-эффекторы аллергии.
|
|
Дополнительные задания занятию № 5 в
| Укажите основные различия поликлональных и моноклональных антител
|
|
| Приведите примеры применения моноклональных антител в терапии и в иммунодиагностике.
|
|
| Какие кластеры дифференцировки используют для определения:
В-лимфоцитов, Т лимфоцитов, Т-хелперов, Т-цитотоксических лимфоцитов, натуральных киллеров?
|
|
| Укажите, какие патологические состояния иммунной системы можно выявить по результатам оценки иммунного статуса?
|
|
|