Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прочитайте текст и выполните задания 21-24

В социальной системе непрерывно происходят процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Речь идет о проблеме социальных изменений.

Существуют две основные формы социальных изменений: эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений является эволюция. Еще социолог Г.Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс появления все более сложных социальных форм.

Неравновесной моделью социальных изменений выступает революция. Социальная революция – это такой способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии: происходит ее дестабилизация, нарушается баланс социальных сил.

Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нем, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности.

Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным ее элементам. Отношение к результатам социального прогресса в науке не однозначно. Часть ученых считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений.

Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии. В современной социальной науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера труда (труд становится все более интеллектуальным, а значит, сложнее поддается количественному учету) и усложнением социального поведения человека (феномен «бегства от свободы», открытый Э.Фроммом). В научных дискуссиях о «цене прогресса» постепенно начинает выделяться и утверждаться третий критерий – уровень нравственности в обществе. По-видимому, этому критерию предстоит, развившись и оформившись, стать интегральным критерием, отражающим важнейшие тенденции изменения общественных отношений.

(А.Б.Безбородов, В.П.Филатов)


21.Назовите рассматриваемые авторами формы социальных изменений и приведите по одной любой характеристике каждой из них.
22.Объясниет, почему отношение ученых к понятию «прогресс» неоднозначно. Приведите любые два объяснения, опираясь на текст.
23.Проиллюстрируйте примерами любые три упомянутых в тексте свойства социального прогресса. К каждому свойству приведите по одному примеру.

24. Опираясь на содержание текста и знания курса, приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является интегральным критерием прогресса.

 

 

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Общественные отношения»? Составьте 2 предложения: одно – с информацией об особенностях общественных отношений, и одно – о видах общественных отношений.

 

26. Подтвердите 2 примерами негативное влияние и двумя примерами - позитивное влияние общества на природу.

 

27. Налаживанию всестороннего сотрудничества между народами и государствами способствует деятельность многих международных организаций. Назовите любые три таких организаций и укажите сферу деятельности каждой из них.

 

28. Составьте план по теме: «Общество как динамическая система»

 

29. Выберите одно из предложенных высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

 

1) " Нас ждет то, что мы сделаем сами, потому что таких законов, которые вели нас по строго определенному пути и не давали никуда отклониться, в истории нет" (Д.С.Лихачев).

 

2) " У социального института своя история, существовавшая до рождения индивида, которая недоступна его индивидуальной памяти" (Т.Луман).

 

Последняя тема только для воскресных курсов:

3)" Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути: благо или зло" (Й. Хейзинга)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методическая разработка | Рабочие дипломы, квалификационные свидетельства
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал