Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законы Хаммурапи.






Важнейшим памятником эпохи Хаммурапи стал свод законов, носящий этого царя. Он сохранился в виде клинописной надписи на чёрной диоритовой стеле. Её нашла французская археологическая экспедиция Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901-1902 годах в Сузах, столице древнего Элама (провинция Хузестан в современном Иране).

Свод законов Хаммурапи не был первым в истории Месопотамии кодексом права. «Овальная пластинка» Энметены, правителя Лагаша (XXIV в. до н.э.), надписи царя Уруинимгины (2319 - 2311 гг. до н.э.) из этого же города свидетельствуют об их законодательной деятельности. Первый дошедший до нас текст законов носит имя Шульги (2094 - 2046 гг. до н. э.) из III династии Ура. Непосредственным предшественником свода Хаммурапи являются законы царства Эшнунны (ок. 1800 г. до н.э.).

Но именно законы Хаммурапи считаются вершиной развития клинописного права. Они состоят из трех частей. В «Прологе» Вавилон объявляется «вечным обиталищем царственности». Этим отвергался общепринятый ранее принцип, согласно которому «царственность» могла перемещаться из одного города в другой.

Далее перечисляются заслуги Хаммурапи перед каждым важнейшим городом Месопотамии и их божествами-покровителями. Затем провозглашается цель создания Законов: «Дабы сильный не притеснял слабого, дабы сироте и вдове оказываема была справедливость...».

За «Прологом» следует изложение самих законов. Ассириологи разбили его на 282 отдельных параграфа, отсутствующих в оригинале. В тексте Законов можно выделить следующие разделы:

1) основные принципы правосудия (§ 1-5);

2) охрана собственности царя, храмов, общинников и царских людей (§ 6- 25);

3) нормы, касающиеся служебного имущества (§ 26-41);

4) операции с недвижимостью и связанные с нею деликты (§ 42-88);

5) торговые и коммерческие операции (§ 89-126);

6) семейное право (§ 127-195);

7) телесные повреждения (§ 196-214);

8) операции с движимым имуществом и личный наем (§ 215-282).

За основной частью идет «Эпилог». Он содержит проклятия тем, кто отступит от установлений, содержащихся в Законах Хаммурапи. «Пролог» и «Эпилог» написаны торжественным языком и во многих отношениях напоминают литературные произведения. Сами же законы изложены четким деловым языком.

Общество, каким оно обрисовано в законах Хаммурапи, состояло из трех категорий:

- свободные общинники (авилум);

- царские люди (мушкенум);

- рабы (вардум).

Жизнь, честь и личную неприкосновенность мушкенум «Законы Хаммурапи» оценивают «дешевле», чем авилум. Зато их имущество охраняется более строго, ибо оно фактически являлось составной частью достояния царя.

Определенные права имели вардум – рабы. Например, раб дворца или мушкенума мог вступить в брак со свободной женщиной. Дети от такого брака считались свободными. Собственных детей от рабыни ее господин мог признать своими законными, со всеми вытекающими для них правами. Но если даже он их таковыми и не признал, то после смерти господина дети и их мать получали свободу.

Раб, купленный в чужой стране, в Вавилонии должен был быть отпущен на свободу без выкупа, если выяснялось, что он вавилонянин. За оскорбление действием, нанесенное свободному, а также за оспаривание своего рабского состояния раб подлежал не внесудебной расправе, а наказанию по суду - отрезанию уха. Долговое рабство было ограничено сроком в три года. Продажа свободнорожденного человека в рабство была ограничена тем же сроком.

Долги могли привести к другому виду временной утраты свободы - заложничеству. Полагают, что кредитор мог задержать должника насильно и держать его долговой тюрьме, чтобы принудить к уплате.

Законы Хаммурапи до известной степени ограждали должников от злоупотреблений со стороны кредиторов. Разрешалась в некоторых случаях отсрочка уплаты долга, допускается замена серебра другими материальными ценностями, запрещалось забирать в покрытие долга урожай поля или сада, устанавливалось наказание за обмер и обвес при выдаче и возвращении ссуды.

Большое внимание в Законах Хаммурапи уделено сельскому хозяйству. Основным типом его было мелкое. Крупные землевладельцы обрабатывали свои земли либо предоставленными в их распоряжение царскими людьми, либо сдавая их мелкими участками в аренду за долю урожая (1/3 или 1/2 урожая) или за твердую плату вперед. На арендаторе лежала обязанность вести хозяйство добросовестно, обеспечивая надлежащий доход. Срок аренды мог быть продлен, если арендатор из-за стихийных бедствий потерпел убыток.

Земледелец был обязан содержать в исправности оросительные сооружения, Он нес ответственность за убыток, который причинила соседям его нерадивость. Крупный и мелкий скот передавался для пастьбы пастухам - наемным или царским людям). Они которые несли ответственность за потраву, а также за любой ущерб в стаде, происшедший по их вине пастуха.

Законы Хаммурапи подробно регулируют тарифы заработной платы для очень многих видов труда, от самого квалифицированного (врач, ветеринар, строитель, корабельщик) до труда ремесленника (кирпичник, кузнец, плотник, сапожник, ткач и т.п.) и неквалифицированных видов труда. Работников нанимали, как правило, на короткий срок (на время сева или особенно жатвы), либо поденно на время, необходимое для выполнения конкретной работы.

Наемник нес материальную и уголовную» ответственность за причинение хозяину убытков. Плата наемному работнику была рассчитана на возможность прокорма им своей семьи в течение периода найма.

Большое внимание Законы Хаммурапи уделяют семье. Брак считался законным лишь при соблюдении определенных юридических формальностей - требовалось заключить при свидетелях брачный контракт, устный или письменный. Семья была моногамной. Целью брака было рождение детей, которые унаследуют семейное имущество.

Супружеская неверность со стороны жены каралась смертью. Законы Хаммурапи устанавливают подробные правила для разбора обвинений такого рода. Муж при этом мог сожительствовать с рабынями и признавать прижитых с ними детей своими законными.

При определенных обстоятельствах (болезнь жены; женитьба на жрице, которой не полагалось иметь детей, плохое поведение жены) муж мог взять вторую супругу. В случае бездетного брака выход мог быть в усыновлении чужих детей (по соглашению с их кровными родителями) или найденышей.

Законы Хаммурапи уделяют много внимания наказаниям за различные проступки и преступления. Характерно очень широкое применение смертной казни за самые различные виды преступлений - от присвоения чужого имущества до прелюбодеяния.

В остальных случаях Законы Хаммурапи соблюдался принцип талиона - наказание должно воспроизводить вред, причинённый преступлением («око за око, зуб за зуб»). Допускалась денежная компенсация телесного увечья.

Судебный процесс в Вавилонии был устным и состязательным. Дела возбуждались лишь по жалобе заинтересованной стороны. В ходе процесса каждая из сторон должна была доказывать свои утверждения. Протоколы процессов не велись, хотя некоторые наиболее важные моменты могли фиксироваться письменно. Основными доказательствами были свидетельские показания и документы. В некоторых случаях при отсутствии иных способов установления истины прибегали к «божьему суду».

«Божий суд» мог иметь две формы - водная ордалия и клятва во имя богов. Водная ордалия осуществлялась путем погружения подозреваемого в воду реки. Если он тонул, считалось, что река (т.е. бог реки) покарала виновного. Если ему удавалось выйти из воды благополучно, он считался оправданным.

Клятва богам, по тогдашним представлениям, неминуемо привлекала на ложно поклявшегося кару богов. Поэтому принесение такой клятвы считалось достаточным основание для оправдания. Отказ принести ее служил доказательством справедливости обвинения. Ложное обвинение, как и лжесвидетельство, каралось по принципу талиона, т.е. тем же самым наказанием, которое понес бы обвиняемый, будь его вина доказана.

Хаммурапи считал законы главным достижением своей жизни. Он призывал всех будущих царей следовать их духу и образцу, прибавляя: «Мои законы отменны, мои установления не имеют равных! Только для неразумного они – пустое, но мудрому они созданы для соблюдения». Хаммурапи также запретил преемникам уничтожать его законы или заменять в тексте его имя на собственные под угрозой самых чудовищных проклятий такому правителю и всей его стране.

Законы Хаммурапи считались в Месопотамии образцом законодательства на протяжении почти двух тысячелетий. До нас дошло около 40 списков текста Законов Хаммурапи. Это больше, чем количество копий любого другого клинописного текста.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал