Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разновидности научного стиля ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Научно-популярный, научно-деловой, научно-технический, научно- публицистический, учебно-научны й. à К текстам научно-делового и научно-технических подстилей относятся стандартизованные описания научных и технических достижений. Основу этих текстов составляют языковые средства научного стиля, но унификация формы сближает их с произведениями официально-делового стиля. à Учебно-научные работы содержат в себе научную информацию учебного или методического плана. Стилистически они являются промежуточным звеном между произведениями собственно научными и научно-популярными. à Научно-публицистические тексты совмещают в себе черты научного и публицистического стилей. Их особенности сходны с особенностями научно-популярных работ, поэтому многие авторы не выделяют научно-публицистический подстиль среди разновидностей научной речи. à Научно-популярный подстиль. Произведения научно-популярного подстиля обращены к массовому читателю. Они должны ориентироваться на уровень научного знания адресата (читателя) и его способности научно-речевого восприятия. Обычно это публицистические статьи на научные темы в популярных периодических изданиях, журналах, рассчитанных на широкую аудиторию.
· Экстралингвистической основой стиля научно-популярного изложения выступает доступность в сочетании с научностью.
Способы популяризации: 1. тематическая редукция – свёртывание информации, не являющейся актуальной для конкретной читательской аудитории; 2. уменьшение плотности информативности – обращение к имеющемуся опыту читателя, переход от абстрактного к более конкретному путём объяснения; 3. создание наглядности – использование средств как внешней визуальной наглядности (фотографии, рисунки, таблицы, схемы в качестве смысловых ориентиров), так и внутренней наглядности (вовлечение нового знания в цепь житейских ассоциаций; 4. создание оценочности; 5. создание динамичности. [ Подробнееоб этомсм.: Городникова М.Д., Будасси Э.В. Научно-популярная статья как тип текста // Филологические науки, 1995, N 5 – 6, с. 79 – 89. ]
Субъективизация повествования, выражение личностного начала, является необходимым элементом этого подстиля. Это обусловлено коммуникативной задачей: автору важно донести научную информацию до читателя и сделать её понятной. Личностное начало – авторское «я» – находит эксплицитное (открытое) выражение как - в использовании различных контактоустанавливающих средств (обращение к читателю, вопросительные и восклицательные конструкции, парцелляция и т.д.), - открытых авторских включений (личные глагольные формы, использование личного местоимения «я»), так и - в использовании средств образности. Языковая база научно-популярного стиля включает в себя большое количество научных, художественных и разговорных языковых средств ¨ В лексической системе · центральное место занимают термины, причём термины обязательно объясняются, нередко подвергаются упрощению, когда снижается объём их содержания. · Часто используются англо-американские заимствования. · Часто термины заменяются разговорными синонимами (например, аскорбинка вместо аскорбиновая кислота). · Активно используются средства общелитературного языка, свойственные научному стилю: § отглагольные существительные, § абстрактные существительные, § глаголы обобщённо-отвлечённого характера, § прилагательные, § числительные, § устойчивые словесные комплексы.
¨ Синтаксические особенности – это использование ёмких по содержанию простых распространённых и
|