Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подлинность пророчества Исайи о падении Вавилона

Ис. 13 -14 1.

      В рассматриваемом отделе книги пророка Исайи заключается пророчество о Вавилоне. Пророк предрекает падение Вавилона. Отдаленные народы, со­шедшиеся «от края неба», составили боевое войско и вступают в боевом порядке в ворота властелинов (Ис. 13: 2-5). Их нашествие произведет ужас и смятение во властелинах, которые уподобятся женщинам — родильницам (Ис. 13: 6-8). Неприятельское нашествие сопровождается необычайными явлениями в физической природе: все светила небесные мерк­нут, земля и небо потрясены в своих основах (Ис. 13: 9-13). Неприятели будут отличаться необычайной Жестокостью. Они без милосердия будут убивать всех, кто им встретится на улицах города, не щадя пола и возраста (Ис. 13: 14-16). — Кто же враги, и кто — «властелины»? Первые — жестокие и не сребро­любивые — Мидяне, вторые — Вавилоняне (Ис. 13: 17-19). Вавилон падет и никогда не заселится (Ис. 13: 20-22 ). Ара­витяне не будут раскидывать шатров своих в развалинах Вавилона. Падение Вавилона соединено будет с помилованием Иакова. Иудеи освободятся из Вавилонского плена и возвратятся в Палести­ну (Ис. 14: 1-8). Гордый Вавилонский царь сойдет в шеол, где услышит презрительные о себе отзывы рефаимов (Ис. 14: 9-14). На земле его труп будет вы­зывать в зрителях удивление и сожаление, так как будет выброшен из царской гробницы (Ис. 14: 15-20). Его потомство будет истреблено, а Вавилонская земля навеки будет опустошена (Ис. 14: 21-23).
      Из представленного изложения содержания, че­ловеку, знакомому со временем служения пророка Исайи и принципами отрицательной критики, нетруд­но понять причины горячего «единодушного» 2про­теста представителей отрицательного направления против подлинности рассматриваемого пророчества. Пророк говорит о слишком отдаленных событиях, недоступных обыкновенному, естественному человеческому разуму. Признать подлинность его ре­чей, значит признать сверхъестественный характер ветхозаветного пророчества. Из нежелания согла­ситься с этим положением вытекают дальнейшие возражения отрицательной критики, к разбору которых переходим.
      Главное возражение против подлинности рассмат­риваемого отдела основывается на исторической дей­ствительности, современной произнесению этого про­рочества. Пророк имел перед собой и слушателями образ могущественного Вавилона «властелина народов» (Ис. 13: 2), «красы царств» (Ис. 13: 19). Он имел перед собой образ страдания в Вавилоне «разсеяннаго Иакова» (Ис. 14: 1-2) 3. Эти образы современного политического состояния резко отличаются от века Исайи. Они, по мнению представителей отрицательного направления, ясно указывают на конец Вавилонского плена. Пророчество о падении Вавило­на, по их мнению, «естественно» только в устах пленника, желавшего утешить своих соотечественников; современникам Исайи оно показалось бы странным, непонятным, как запечатанная книга (Ис. 28: 1-12). Во всяком случае, несообразно с Божественной мудростью изрекать такие «непонятные пророчества». Писатель его, будто бы, жил в конце Вавилонского плена.
      Насколько древне это возражение, высказанное Ейхгорном, Бертольдом, Розенмиллером, Грамбергом, повторенное Кнобелем, Фюрстом, Рейсом
      и др., настолько же древен и апологетический ответ на него (развитый преимущественно Геферником) 4. Мнимая, современная рассматриваемому пророчеству историческая действительность, по словам апологетов, есть, на самом деле идеальная действитель­ность. Пророк не был современником плена, но духом переносился в период плена. С точки зрения одних будущих событий (страданий в плену) он предсказывает другие будущие события (освобождение из плена), отдаленные и радостные.
      Каким образом можно доказать справедливость такого взгляда?
      Точный и определенный ответ на этот вопрос можно было бы дать в том случае, если признать всю 14-ю главу произведением одного писателя (так как в 24 стихе этой главы Ассирия считается еще самостоятельным государством, каким она была при Исайе, задолго до Вавилонского плена). Но отрица­тельная критика не допускает этого единства; сле­довательно, этим доказательством пока нельзя пользоваться.
      Чтобы ослабить силу возражения, остается поль­зоваться аналогиями из других речей пророка Исайи. Такую аналогию можно находить в одной из предыдущих речей Исайи, в 11 главе (Ис. 11: 11). Здесь Исайя предсказывает, что некогда Господь прострет руку и соберет рассеянных Иудеев из Патроса, Хуса, Элама и Сеннаара. Под Сеннааром, со­гласно книге Бытия 2 гл., разумеется Вавилон. Таким образом, пророк Исайя в неоспоримо подлинных речах предсказывает возвращение Иудеев из Вавилона, задолго до Вавилонского плена. Пророки говорят нередко в прошедшем времени о событиях будущих 5. Например, в той же 11-й гла­ве, в первых пяти стихах, Исайя говорит об Отрасли от корня Иессеева, как уже вступившем на служение, тогда как подобное выступление толь­ко еще ожидалось. Подобная речь основывается на непоколебимой вере пророков в исполнение их богооткровенных пророчеств. Приведенные парал­лели ослабляют силу возражения отрицательной кри­тики, потому что ими пользуются сами представите­ли ее, напр. Гезениус в защите подлинности 11 и 12 глав книги пророка Исайи. (Commentar ub. Iesaias, 419. 396 ss.). Во всяком случае, отрицатель­ная критика не может опровергнуть, на основании знакомства с пророческими речами, указанного предположения.
      Было ли странно для современников Йсайи про­рочество о падении Вавилона и освобождении Иудеев из плена? Изучение речей пророка Исайи и его современников-пророков приводит к удовлетвори­тельному ответу на этот вопрос. Сам пророк Исайя, как выше замечено, предсказывал возвращение Иудеев из Сеннаарско-вавилонского плена. Современник Исайи, пророк Михей, предсказал, что Иудеи отправятся в Вавилон, и там Господь искупит их от всех врагов (Мих. 4: 10). Про­рок Михей, следовательно, надеялся, что его совре­менники поймут и поверят пророчеству о возвра­щении из Вавилонского плена.
      Изучая политическое состояние современного Исайе языческого мира 6, убеждаемся, что Халдеи и Вавилон были известны азиатским народам в век Исайи. Они были известны и Евреям. По выздоровлении Езекии, в Иерусалим пришло посольст­во от Меродах Валадана, Вавилонского царя, ко­торое было радушно принято Езекией. (Ис. 89). Сношения с Вавилоном, для союза против Ассирии, могли быть у иудейских царей и ранее этого, и таким образом давали повод рассматриваемому пророчеству Исайи. Нельзя отвергать, что в этом пророчестве, наряду с утешением, слышна грусть о разсеянном Иакове (Ис. 14: 1). В виду тяготения Езекии и, может быть, всего Иудейского народа к Вавилону, в противодействие Ассирии, понятно рассматриваемое грустное пророчество Исайи. Пророк хотел предупредить Евреев от опасных союзников — будущих поработителей их.
      Вавилон, по пророчеству Исайи, падет от ру­ки Мидян. Имя этого народа признавалось крити­кой «странным» и непонятным в устах Исайи. В настоящее время, при нынешнем развитии исторических наук, едва ли кто согласится с таким мнением. Мидийское царство считается историками 7древнейшим, даже сравнительно с Халдейским царством. Мидийские предания, обработанные поэтом Фирдуси, вспоминают об отдаленнейшей, доисто­рической, взаимной борьбе жителей Мидии: Туранцев и Арийцев. Борьба их не привела к миру, и оба народа жили разрозненно во все последующее время. Подобно Халдеям, у Мидян была постоян­ная борьба с Ассирией. Первый ассирийский царь, Нин, по свидетельству Ктезия, подчинил себе Мидию вместе с Халдеей. Впрочем, ассирийские па­мятники, так подробно описывавшие победы Асси­рии над Халдеями, почему-то мало говорят о победах над Мидянами. После свидетельства Ктезия о победе Нина в XV веке до Р. X. в ассирийских памятниках встречается известие о войне Туклат- Адара II (882—851). Он ходил в Армению и Ми­дию, по-видимому, не для усмирения бунта, а для «распространения своих пределов». «Ассур, господин мой, произнес имя мое, распространил мою державу», говорит ассирийский царь о своем счастливом походе в Мидию. Из этого можно заклю­чать, что Мидия прежде не была подчинена Ассирии (а если, как видно из свидетельства Ктезия, была подчинена когда-нибудь, то с течением времени освободилась и сделалась независимой). Преемник Туклат-Адара, Салманассар IV (851—826), так же совершал походы в Мидию, но поводы для них и результаты их неизвестны. Следующие ассирийские цари, конца 9-го и начала 8-го столетия, довершили было завоевание Мидии, но потом все потеряли. Мидяне, под управлением Арбака, и Халдеи, под начальством Белезиса, восстали против Ассирии, взяли и разграбили Ниневию, и объявили свободу всех царств, порабощенных Ассирией (ок. 788 г. до Р. X). Восстановитель могущества Ассирии, пос­ле этого разгрома, Феглафелассар II, почему-то не ходил в Мидию. Только преемник его, Саргон II, ходил в страну «Мадай». «Я получил значительные дани от 28 правителей городов страны Мадай. Чтобы удерживаться в стране Мадай, я воздвиг укрепления близ города Сариукина. Я занял 34 крепости страны Мадай и наложил дань лошадь­ми», говорит Саргон. Из приведенной надписи Саргона видно, что покоренная вновь страна была опасна Ассирии и требовала, для поддержания влас­ти, больших затрат Ассирии. Благодаря силе и энергии Саргона, Мидия при нем не возмущалась, но со смертью его тотчас вспыхнул бунт. Сеннахирим только уже в конце, своего царствования собрался восстановить свою власть в Мидии. Он там взял несколько горных крепостей, по своему положению подобных «птичьим гнездам» (срав. Ис. 10: 12). Война в Мидии затем продолжалась до конца царствования Сеннахирима и в начале царствования Асаргаддона. По свидетельству Геродота, в правление Саргона и Сеннахирима Мидийские провинции под властью Дейока соединились и освободились от власти Ассирии.
      Можно, следовательно, думать, что Мидяне, так храбро противостоящие Ассирии, были известны во время пророка Исайи всей Азии. Они были изве­стны и Иудеям. Уведенные в ассирийский плен, жители израильского царства, были переселены в мидийские провинции (4 Цар. 18: 11; Кн. Товит). Из разных подчиненных Ассирии провинций иноземцы поселены были в израильском царстве (4 Цар. 17: 24). В числе их могли быть Мидяне. Через этих переселенцев современные Исайе Иудеи могли ближе познакомиться с этим «жестоким и не сребролюбивым» 8народом.
      Наконец, пророк Исайя упоминает об аравийских кочевниках (Ис. 13: 20). И это упоминание считалось «неестественным» (хотя одним Кнобелем). Но пророк Исайя, несомненно, был знаком с Аравией (См. Ис. 21: 13-14). С ней были знако­мы и современники его. Книга Паралипоменон (1 Пар. 4: 42-48) упоминает, что при Езекии многие из Иудеев поселились на местах Амаликитян, в Аравии. Множество арабских преданий подтверждает это сказание и удостоверяет, что Евреям, в век Исайи, очень близко были знакомы Аравия и ее кочевники (срав. Ленорман. История Востока, 2 т. 70—72 стр).
      Положительные доказательства подлинности апо­логеты находили, прежде всего, в самом надписании пророчества в (Ис. 13: 1) — пророчество (massaa) о Вавилоне, которое изрек Исайя сын Амосов. Надписание, таким образом, ясно свидетельствует о под­линности спорного пророчества. Но отрицательная критика не оставила без внимания сего свидетель­ства. Чтобы ослабить значение надписателя, Гитциг, Де-Ветте, Кнобель, и др., задались вопросом о происхождении его. Еще Иудейское талмудическое предание утверждало, что книгу пророка Исайи написало общество друзей Езекии, а не сам пророк Исайя. За это предание, как за «отголосок несомненной истины», взялась отрицательная критика, и в нем находила опору для мнения о «позднейшем редак­торе» книги пророка Исайи. Общество друзей Езекии, существовавшее до Вавилонского плена и даже лишь до смерти Езекии 9конечно бы­ло забыто, а время жизни этого «редактора» отнесено к послепленному периоду. «Этот редактор, говорят представители отрицательного направления, по ошибке или намеренно составил указанное надписание и приложил его к произведению чуждому Исайе. Пророчество, распространенное среди пленников, жадно читавших его, в виде летучих листков, редактор внес в книгу Исайи, и для избежания улики, даже снабдил авторитетным надписанием» 10. Гипотеза, как видится, очень остро­умная и эффектная, но не очень убедительная!
      Гипотеза эта подверглась критике даже некото­рыми из представителей отрицательного направления. Еще Бертольд спрашивал своих единомышленников: почему же этот редактор своими фальшивыми надписаниями снабдил не все пророчества Исайи? Отчего никто из пленников не уличил его, в таком подлоге? Как Иудеи могли допустить такую фальшь в произведениях глубокоуважаемого и хо­рошо известного им лица? 11К этим справедливым возражениям рационалиста апологеты присое­динили свои положительные доводы.
      Надписание несомненно принадлежит писателю пророчества. Без него непонятны первые 16 стихов 13-й главы, так как в них не упоминается предмет пророчества — Вавилон. Если составитель надписания вводил людей в обман, то намеренно, а не по ошибке, это делал, и составитель надписания очевидно не «редактор» книги Исайи, а сам писатель пророчества о Вавилоне. Мнимый обманщик был знаком с другими, несомненно, подлин­ными речами Исайи и подражал обычаю Исайи. Это видно из тождественных с настоящим надписаний пророчеств (massaa) о Дамаске (Ис. 17: 1), Египте (Ис. 19: 1), о долине видения (Ис. 22: 1; 29: 1; 30: 6) и т. п. А указанные надписания в подлинных речах Исайи несомненно принадлежат не редактору, а самому Исайе (что видно из Ис. 29: 1; 30иИс. 6: 1; 2: 1). Что­бы составить мнимый подлог, как видно, требова­лись большое искусство и эрудиция...
      Вместо того, чтобы допускать целый ряд таких искусных подчисток, несвойственных благо­честивому редактору, не лучше ли признать здесь истину и свидетельство об истине?!.. Надписание составлено самим пророком Исайей и свидетель­ствует о принадлежности ему оспариваемого проро­чества.
      Другое положительное свидетельство подлинно­сти рассматриваемого отдела защитники находили в Ис. 14: 24-27. Здесь заключается пророчество о падении Ассирии, «естественное», по мнению рационалистов, для Исайи, а потому неоспоримо подлин­ное. Признавая не подлинность Ис. 13 -14; 23, критики всегда отделяли от нее этот «подлинный» (Ис. 14: 24 -27) отдел. Но, соглашаясь в этом мнении, пред­ставители отрицательного направления, тем не ме­нее, не могли своим «единодушием» побороть недоумения: когда и по какому поводу был произнесен отд. Ис. 14: 24-27? Как он, по-видимому «без связи», попал между неподлинным пророчеством о Вави­лоне и подлинным — о Филистимской земле (Ис. 14 -32)? И вот, единодушие критиков кончается, и начинается разногласие — dissensus, по выражению Геферника. Коппе ставил его в связь с 36—37 гл. Исайи. Розенмиллер считал отрывком из какого-то «большого, но потерянного» пророчества на Асси­рию. Гезениус и Гендеверг помещали его в 10-й главе. Эвальд думал отнести к Ис. 17: 12, Фюрст к 5 главе, и так далее. Из всех этих разнообразных гипотез видно только, что критики сами себе в этом случае не доверяют. В действитель­ности же рассматриваемый отдел имеет естествен­ную связь с предыдущим пророчеством о Вавилоне. Пророчество о падении Вавилона стоит в связи с пророчеством о падении Ассири, в соответствие предметам их — Ассирии и Вавилону. Оба всемирных государства соединены между собой исторически: одно из другого развилось. Они соединены духом власти, как члены виденной Навуходоносором ста­туи (Дан. 2); они в одинаковом отношении стояли к иудее; после того как обглодал Иудею царь Ассирийский, Навуходоносор сокрушил ея кости (Иер. 50: 18).
      Тесную связь рассматриваемых двух пророчеств признавали ветхозаветные писатели. Несом­ненно, писателю 50 и 51 гл. книги пророка Иеремии было известно пророчество Исайи о Вавилоне (Ис. 13 -14: 23). Но Иеремии, несомненно, оно было известно в связи с пророчеством об Ассирии (Ис. 14 -27). Пророк Иеремия, притом, видел здесь связь не механическую, по положению, а внутреннюю — историческую. Он говорит, что Ассирия и Вавилон одинаково причиняли страдания Иудее, за это и Го­сподь посетит Вавилон, как посетил Ассирию. (Иер. 50: 17-18; Ис. 14: 23-24). В Ис. 14 ст. Исайя упоминает о руке Господней, простертой на «все народы». Под ними можно разуметь только на­роды с такой же мировой властью, какой обладала Ассирия (а не Филистимляне). Таким народом мог­ли быть Халдеи, о которых ранее говорить Исайя.
      Если несомненна связь подлинного пророчества Исайи об Ассирии (Ис. 14: 24-27) с пророчеством о Вавилоне (Ис. 13 -14: 23), то несомненна и подлинность пророчества Исайи о Вавилоне.
      Далее: в пророчестве о падении Вавилона, за­ключающемся в Ис. 13 -14ст. находится мно­жество мыслей и выражений, вполне тождественных с мыслями и выражениями, встречающимися в неоспоримо подлинных речах Исайи. Так:
      а) Для разрушения Вавилона Господь, говорит пророк, соберет многочисленное войско из царств и народов, от движения коего произойдет необык­новенный шум (Ис. 13: 3-4). Такое же многочисленное воинство из разных народов Господь намерен, по слову пророка, собрать на Иудею, и шум его подобен шуму моря (Ис. 17: 12-18).
      б) Это войско будет состоять из дальних народов, живущих на «краю» вселенной, и потому при­глашено будет особенным «знамением» (Ис. 13: 2, 5). Из таких же народов и таким же образом будут созваны враги Иудеев, как предсказывал Исайя (Ис. 5: 26).
      в) Вражеское нашествие поразит Вавилонян ужасом, руки у них опустятся, сердце растает, и изум­ленные они уподобятся жене — родильнице (Ис. 18: 7-8). Грядущие бедствия также точно отразятся на Египтянах (Ис. 19: 16) и Иудеях (Ис. 29: 9).
      г) Вражеское нашествие будет сопровождаться особыми знамениями на небесах и на земле: помрачением небесных светил и землетрясением (Ис. 13: 10, 13). Такими же точно знамениями будут сопровождаемы бедствия Иудеев (Ис. 5: 25, 30; 29: 6 ).
      д) Вавилон, краса царств, погибнет подобно Содому и Гоморе (Ис. 13: 9, 19). Такую же участь пророк предрекает Иудеям и славному Тиру (Ис. 1: 9-10; 3: 9; 23: 8).
      е) После падения Вавилона, помилованные Господом Иудеи соберутся, возвратятся в Палестину, к ним присоединятся иноземцы и сделаются рабами и рабынями их (Ис. 14: 1-2). Эти мысли нередко и в других своих речах выражал Исайя (Ис. 11: 11; 14: 19, 22—25).
      ж) По своей силе и грозе для порабощенных на­родов, Вавилон называется «жезлом и скипетром владык» (Ис. 14: 5-6). Так называется и Ассирия (Ис. 9: 3; 10: 15, 24, 26; 14: 25, 29).
      з) Радости Иудеев будет сочувствовать и неоду­шевленная природа; кедры и кипарисы Ливанские (Ис. 14: 8). Так и в другом месте пророк Исайя, говорит, что они разделяют страдания Израиля (Ис. 2: 13)…
      и) Даже и подземный мир (обитатели шеола) при­мет участие в торжестве Иудеев. Ваиилонский царь со своей славой и блеском сойдет в шеол и упо­добится бессильным рефаимам (Ис. 14: 9-11). Это же наказание Исайя предрекал Иудеям и Ассирийцам (Ис. 5: 14; 10: 16, 18).
      1) Попиравший народы, потрясавший царства, колебавший и опустошавший землю, желавший уподобить­ся Вышнему, Вавилонский царь будет разбит и повержен (Ис. 14: 1217). Также точно изображаются замыслы и участь Ассирии, Филистимской земли и Тира (Ис. 10: 13-14; 14: 31; 23: 11).
      к) Душевным мучениям Вавилонского царя в шеоле будет соответствовать презренное состояние его трупа, лишенного могилы (Ис. 14: 18-19). Такая же участь предречена Исайей его Иудеям, Эфиопам и Севне (Ис. 5: 25; 18: 4—6; 22: 16).
      Встречается в исследуемых нами главах кни­ги пророка Исайи и множество еврейских слов и оборотов речи, которые находятся в других неоспоримо подлинных местах книги пророка. Так:
      а) Ис. 13 — ע ָ ו ָ ה — назначать исполнителем гнева Господня ­­ Ис. 10: 6. — ק ָ ד ַ ש — исполнять определение Божие ­­ Ис. 5

 

16. — ע ֹ ֹ ל ֶ ז — тиран — исполнитель гнева Господня

      ­ Ис. 22: 2; 23: 7; 32: 13. Ис. 13: 4 — ש ְ א ו ֹ ן ק ו ל ע ם ־ ר ָ ב ה ַ מ ו ִ ן ֵ ק ו ל ­ Ис. 17: 12: 33, 3. — צ ב ָ א ו ֹ ת י ְ ה ו ָ ֹ ה — Генезиус это выражение вместе
      со словом ע ל ֶ ז — считает доказательством подлинности 23-й главы Исайи 12.
      б) Ис. 13: 2 — נ ָ שׂ ָ א ־ נ ֵ ב ת ַ ר ע ַ ל ­ Ис. 5: 26; 30: 17.
      Ис. 13: 2 — ק ז ל ה ֵ ר ָ י ם Ис. 37: 23.
      Ис. 13: 5 — ה ַ שׁ ּ ָ מ ָ י ם מ ִ ק ְ צ ה מ ֶ ר ְ ח ָ ק מ ֵ א ֶ ר ֶ ץ ­ Ис. 5: 26; 8: 9.
      в) Ис. 13: 7— י ִ מ ּ ָ ם ל ִ ב ַ ך ­ Ис. 19: 1.
      г) Ис. 13: 10 — ח ָ שׁ ַ פ א ו ֹ ר ­ Ис. 5: 30. - 13 — ר ָ ע ַ שׁ ­­ Ис. 29: 6.
      д) Ис. 13: 19 — ו ְ ת פּ א ֶ ר ֶ ת צ ב ִ ֹ נ ְ א ו ֹ ן ­ Ис. 4: 2; 23: 9. — כ ְ מ ַ ח ְ פ ֵ כ ַ ח ­­ Ис. 1: 7.
      Ис. 13: 9 — שׁ ָ מ ַ ר — Ис. 10: 7; 23: 11.
      е) Ис. 14: 1 — ר ַ ה ם ­ Ис. 9: 16; 30, 18.
      — 2 — נ ֹ ג ֶ שׂ (в значении: тиран) ­­ Ис. 3: 5; 11; 9: 3.
      ж) Ис. 14: 5-6; — ע ִ מ ּ ם מ ִ כּ ֶ ם שׁ ֵ ב ֶ ם מ ַ כּ ֶ ה שׁ ָ ב ַ ר ­ Ис. 9: 3; 10: 5; 14: 29. Глагол ИВРИТ употребляется для обозначения духовного и политического поражения в Ис. 1: 5.
      з) 14, 8 по Еврейскому тексту почти тождественен с Ис. 37: 24.
      и) Ис. 14 — ע ַ בּ ו ּ ד ­ Ис. 10: 13.
      i) Ис. 14 — כ ֶ ך ־ שׁ ָ ה ָ ר ­ ב ֶ ך ־ שׁ ִ מ ֶ ך ­ Ис. 5: 1. — по употреб­лению слова ב ֶ ד 13. — ו ְ נ ָ ז ַ ר נ ָ פ ּ ל ­Ис. 22: 25.
      Ис. 14 — ב ְ ל ֶ ב א ָ מ ַ ר ­ Ис. 10: 7; 9: 8.
      ה ֵ ר ִ י ם ­ Ис. 6: 1.
      Ис. 14 — ע ָ ב ­ Ис. 19: 1. облака — жилище Божие.
      Ис. 14: 16— מ ַ מ ְ ל ב ְ ו ֹ ה ה ִ ר ְ נ ִ י ו ­ Ис. 23: 21.
      к) Ис. 14 — ב ֵ י ה ­ מ ִ שׁ ְ ב ָ ך — Ис. 22: 16 — в приложении
      к гробнице.
      Ис. 14 — מ ְ ר ֵ ע ִ י ם ו ֶ ר ַ ע ­ Ис. 1: 4. — א ֶ ר ֶ ן ­Ис. 8 — в значении жителей
      страны.
      14, 22 — שׁ ְ א ָ ר — Ис. 10: 20; 17: 3; 21: 14—17. Употреблением этого слова Генезиус и Кнобель доказывают подлинность Ис. 21: 14-17 14.
      В этом отделе встречаются Еврейские слова, редко употребляемые или вовсе неупотребляемые, кроме неоспоримо-подлинных речей Исайи.
      Напр. ג ָ א ִ ו ָ ה — гордость- Ис. 13 ­­ Ис. 9: 8. ג ָ נ ָ ה (ב ר ק) — блестеть — Ис. 13 ­­ Ис. 9: 2. צ ִ י י ִ ם — жители пустынь. Ис. 13 ­­ Ис. 23: 13. ס ֵ ר ָ ה (ח ב ל) — жалость — Ис. 14 ­­ Ис. 1: 5. נ ְ צ ֶ ר — ветвь.Ис. 14 — Ис. 11: 1.
      Здесь встречаются также еврейские слова общеупотребительные, но с особенным значением, с каким они употребляются только в неоспоримо-подлинных речах Исайи. Таковы: ל א ־ ה שׁ ַ ב — не придавать никакой цены Ис. 13 ­­ Ис. 33: 8. שׂ י ב (שׂ י ם) — превращать в пустыню — Ис. 14 ­­ Ис. 3 15.
      На основании представленных примеров сход­ства 13 и 14 глав с неоспоримо-подлинными реча­ми Исайи, можно пророчество о Вавилоне (в 13 и 14 гл.) считать подлинным.
      Исторические свидетельства доказывают, что про­рочество Исайи о падении Вавилона могло быть понято его слушателями-современниками. Но вместе с тем они доказывают и то, что сам пророк Йсайя не мог бы произнести этих пророчеств, если бы ру­ководился только естественными соображениями. Он не мог узнать о предрекаемых событиях по естественным догадкам, так как прямых политических оснований для подобных догадок не было. И, тем не менее, пророчества Исайи буквально испол­нились: Вавилон пал от руки Мидян. Пророче­ства Исайи возможны только при участии Божественного вдохновения. — Вот конечная цель нашего исследования книги пророка Исайи.
      Достигнув осуществления ее по отношению к одному спорному отделу, перейдем к исследованию других отделов.

1      См. Прав. Соб. 1886 г. январь.

2      Выражение; «единодушный протест» заимствовано нами из комментария Кнобеля, где оно употребляется в подтверждение непоколебимости в авторитетности рационалистических тезисов

3      Ис. 13 читается так: поднимите знамя на открытой горе, махните им рукою, чтоб шли в ворота властелинов (т. е. Вавилонян). Ис. 13 — Вавилон, краса царств, гордость Халдеев будет ниспровержен Богом. Ис. 14: 1—2, помилует Гос­подь Иакова и возлюбит Израиля и поселит их на земле их... и возьмут их народы и приведут на место их... и дом Израиля возьмет в плен пленивших его и будет гос­подствовать над угнетателями своими.

4      Мы не будем указывать названия сочинений всех этих пи­сателей, потому что они поименованы выше — в истории вопроса о подлинности книги пророка Исайи. См. Прав. Соб. 1886 г. янв.

5      На этом основывается принимаемое в Еврейских грамматикахтак называемое «прошедшее время пророческое» — praeteria prophetica.

6      См. Прав. Собес. 1835 г. август.

7      История Мидии излагается нами по тем же пособиям, по которым выше была изложена история Ассирии и Вавилона. См. Прав. Собес, август. 1885 г.

8      Брюстон справедливо обращает внимание на то, что мнимый Вавилонский пленник писатель 13—14 гл. не назвал бы Мидян «не сребролюбивыми». Греческие историки, близко знавшие двор Астиваса, описывают его, как один из роскошнейших и изнеженных дворов. Histore critique de la Litterature prophetique des Hebreux 1881 г. 219 р.

9      Marx. Вышеуказ. cочин. 49 р.

10      De-Wette. Einleitung in Alt. Test. 201 s.

11      Berthold, Einleitung in Schriften des Alten und Neuen Testament. IV, 1395 s.

12      Commeatar ü b. Iesaia. 1, 718. 11, 934. Следовательно, эти выражения служат доказательством подлинности и 13-й главы. По уважению к авторитету своему — Гезениусу — рационалисты должны с этим согласиться.

13      Genesius. Comment. ub. Iesaia 1, 229.

14      Ibid. 1, 670. Knobel. Iesaia, 179. 5. На этом основании и 14-ю главу эти ученые должны признать подлинной.

15      Между еврейскими оборотами речи и выражениями пророка в переводе на русский язык существует тесная связь. На нее указывают буквы русского алфавита, составленные нами перед теми и другими выражениями. — Если в параллельных местах в еврейском тексте употребляются имена существительные в разных числах, то мы указываем единственное число. Если употребляются глаголы в разных формах, то указываем форму каль, перфект, 3 лицо, един­ственное число.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стипендіальне забезпечення студентів | Устные тренировочные упражнения
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал