Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обеспечение права на образование в деятельности педагога

Образовательное учреждение занимает важнейшее место в жизни ребенка. Однако, именно образовательное учреждение представляет собой основную угрозу правам ребенка.

Попробуем выделить основные нарушения прав ребенка в образовательном учреждении.

 

1. Игнорирование прав и свобод ребенка

Проявления:

- неприятие детства как особой субкультуры наряду со взрослой;

- пренебрежение основополагающим понятием прав человека " достоинство человека" (многие педагоги считают, что достоинством обладают только взрослые);

- представление о ребенке, как о пассивном материале, из которого учителю предстоит лепить " нечто" по своему усмотрению, полное игнорирование детской индивидуальности;

- пренебрежение равенством возможностей учащихся и равного ко всем отношения (говоря словами Б.Алмазова, «выдавлены слабые, урезаны перспективы большинству обычных детей и осуществляется поддержка ограниченного числа привилегированных» [1]);

- государственная типовая школа остается основным местом образования;

- не соблюдаются гарантии на бесплатное образование (бесплатность образования лишь декларируется, на деле качественное образование требует вложения больших средств; государство экономит на школе, родителей используют в качестве естественных доноров; дети из малообеспеченных семей не имеют возможности получения качественное образования);

- распространен авторитарный стиль педагогической деятельности (ребенок рассматривается не как равноправный партнер воспитания, а как объект).

 

2. В системе образования применяются наказания, ущемляющие человеческое достоинство

- физическое насилие;

- психологическое, психическое насилие;

- система штрафов за плохую успеваемость или неудовлетворительное поведение учащихся;

- выставление отметки за поведение, которая влияет на выведение общей отметки по предмету;

- отчисление из учебного заведения детей не достигших 14 лет;

- перевод в другой класс, на другой вид обучения без согласия законных представителей и ребенка.

Поясним некоторые понятия, характеризующие обращение с детьми, унижающее человеческое достоинство.

Насилие – любой вид жестокого обращения с детьми, нарушающий физическое и (или) психическое здоровье ребенка, мешающее его полноценному развитию.

Выделяется два вида насилия над детьми – физическое и психическое.

Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относится:

- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

- оскорбление или унижение его человеческого достоинства;

- угрозы в адрес ребенка;

- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

- предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;

- ложь и невыполнение взрослым обещаний;

- однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение интересами ребенка – это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего возраста 18 лет, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

Психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.

 

3. Наносится вред здоровью ребенка

Проявления:

- расписание не соответствует нормам валеологии;

- сверхнормативное увеличение учебного плана;

- проведение более 2-х контрольных, проверочных работ в день;

- большие объемы домашних заданий;

- у ребенка формируется страх ошибки (ребенок боится предъявить неправильный ответ).

 

4. Отсутствие возможности участия в соуправлении учебным заведением.

- Отсутствие общественных детских, молодежных объединений в учебных заведениях.

 

Заметим, что массовые нарушения прав ребенка в образовательном учреждении происходят при отсутствии реальных механизмов защиты прав ребенка. В школе, как правило, отсутствует система защиты прав участников образовательного процесса, нормативная база с этой точки зрения не выдерживает никакой критики. В целом в системе образования отсутствуют правозащитные методики и условия интеграции наработанных вне ее методик в систему образования. Место права на образование в системе основных прав и свобод человека рельефно определено сборнике «Права человека и образование» [2].

Конвенция о правах ребенка закрепляет основные права детей в области образования, досуга и участия детей в культурной жизни. В соответствии с международными нормами каждый ребенок имеет право на:

- бесплатное начальное образование, доступ к среднему и профессиональному образованию (Российское государство превзошло этот уровень требований);

- образование, которое обеспечивает развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка;

- образование, готовящее к активной взрослой жизни в свободном обществе;

- образование, содействующее воспитанию уважения к своей семье, культурной самобытности, языку своей страны, природе;

- воспитание в духе взаимопонимания, мира, терпимости и равенства;

- досуг, игры и возможность участвовать в культурной и творческой жизни;

- возможность пользоваться своей культурой, исповедовать и практиковать свою религию и пользоваться родным языком.

 

В Российской Федерации право на образование гарантировано в первую очередь Конституцией РФ (ст. 43). Вот ее основные положения.

Каждый имеет право на образование.

Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Закон РФ “Об образовании”, исходя из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны провозглашает область образования приоритетной.

В этом законе под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

В статье 2 закреплены принципы государственной политики в области образования:

O гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье;

O единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

O общедоступность образования, адаптированность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

O светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

O свобода и плюрализм в образовании;

O демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений.

 

Право на образование следует рассматривать как совокупность прав:

1) на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;

2) на получение образования в соответствии с установленными стандартами;

3) на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;

4) на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;

5) на обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе;

6) на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, а на конкурсной основе – среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

7) на обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;

8) на добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы;

9) на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

10) на социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования;

11) на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;

12) на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования;

13) на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;

14) на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет и согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управления образованием;

15) на продолжение образования в образовательном учреждении, получающий образование в семье при условии положительной аттестации и решению родителей, лиц их заменяющих, на любом этапе обучения;

16) на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации;

17) на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;

18) на уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся;

19) на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

О.Газман

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
IV. Вывучэнне матэрыялу. | Упражнение.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал