Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приоритетные направления ГКП РФ.






Переход к новой государственности вызвал в России не только смену ориентиров в области субъектно-объектных отношений, но и смену приоритетов государственной кадровой политики. Анализ современной кадровой ситуации в Российской Федерации показы­вает приоритетные направления кадровой политики и кадровой деятельности государства. К ним в первую очередь относятся сле­дующие.

1. Обеспечение квалифицированными, профессионально подго­товленными кадрами государственной и муниципальной службы Российской Федерации. В сфере государственной службы государ­ство является единственным работодателем и поэтому непосредст­венно управляет происходящими в ней служебно-кадровыми про­цессами. Это центральная задача государства в работе с кадровым потенциалом общества. Государство в первую очередь должно обес­печить квалифицированными работниками свой государственный механизм, от работы которого зависит эффективность государст­венного управления, судьба власти и благополучие населения стра­ны. Особое значение приобретает кадровое обеспечение федераль­ной государственной службы.

2. Кадровое обеспечение рыночной экономики. Современное государство должно воздействовать на рыночную экономику, а тем более на кадровые процессы, которые там происходят. Государство обязано законными правовыми и финансовыми методами регули­ровать рыночный сектор.

Современная экономика, базирующаяся на многообразии форм собственности, требует большого количества квалифицированных спе­циалистов экономического, управленческого, финансового и иного профиля. Эти специалисты готовятся, как правило, в престижных госу­дарственных университетах и академиях. Окончив государственный вуз, выпускники прежде всего идут в бизнес, а не на государственную службу или в бюджетную социальную сферу.

Сфере бизнеса сегодня не хватает квалифицированных специали­стов в области менеджмента и точных технологий. Сложившаяся в рос­сийских вузах система подготовки специалистов широкого профиля не соответствует запросам современного рынка. В целях решения пробле­мы подготовки квалифицированных кадров для сферы бизнеса по ини­циативе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) недавно было учреждено негосударственное Национальное агентство профессиональных квалификаций. Идея создания Агентства заключается в том, чтобы РСПП вырабатывал требования к професси­ям и квалификациям для того, чтобы государство могло использовать национальные стандарты при формировании учебных планов и образо­вательных программ. Агентство займется оценкой качества образова­ния, составлением независимых рейтингов вузов, в которых основным критерием будет соотношение результата конечной подготовки выпу­скника с требованиями рынка труда. Решения Агентства будут иметь для Министерства образования и науки рекомендательный характер. Процедура их взаимодействия должна быть определена постановлением Правительства РФ.

В современных условиях значительно уменьшилось вмешательство государства в экономику, расширилась самостоятельность хозяйствую­щих субъектов.

Руководители частных предприятий, фирм, банков сами ответствен­ны за обеспечение кадрами, за профессиональное развитие персонала. Но государство обязано влиять на организацию труда и социальные от­ношения в бизнес-структурах. Основной путь этого влияния — правовое регулирование социально-трудовых и кадровых отношений в соответст­вии с Трудовым кодексом и другими федеральными нормативно- правовыми актами. При этом важны государственный надзор и контроль за соблюдением со стороны предпринимателей трудового законодатель­ства. Его осуществляют на территории России специальные органы фе­деральной инспекции труда.

3. Сохранение и укрепление квалифицированных кадров сило­вых структур государства — армии, правоохранительных органов и органов государственной безопасности.

До недавнего времени наблюдался массовый уход офицеров, имеющих большой служебный опыт, с военной и правоохранительной службы. Это создавало угрозу национальной безопасности страны. Причина такого явления очевидна: низкая материальная и социально- бытовая защищенность военнослужащих и, как следствие, снижение престижа военной и правоохранительной службы в обществе.

В настоящее время ГКП направлена на кардинальное решение дан­ной проблемы. Пути ее решения — создание современной правовой базы военной и правоохранительной службы; повышение авторитета и общественной значимости военной и правоохранительной службы; зна­чительное повышение уровня материального положения и социальной защищенности офицеров и прапорщиков; решение квартирного вопро­са. Но не следует забывать и о патриотизме, морально-волевом воспи­тании офицерского состава.

Перечисленные меры позволят прекратить отток офицеров, осо­бенно молодых, из армии и правоохранительных органов, увеличат число солдат и сержантов, желающих служить в армии по контракту. Это остановит падение уровня профессионализма военных кадров, сде­лает функционирование силовых структур государства гораздо более эффективным.

4. Сохранение и укрепление кадрового потенциала военно- промышленного комплекса страны.

В 1990-е годы кадровый потенциал этого комплекса в ходе мас­штабной конверсии был практически разрушен, что создало прямую угрозу национальной безопасности государства. Государственные воен­ные заказы резко сократились, и многие оборонные заводы были пере­профилированы. Масса специалистов оборонного профиля — инжене­ры, техники, квалифицированные рабочие были уволены и вынуждены уйти в другие сферы производства. Специалисты оборонных НИИ и КБ, причастные к военным секретам, уехали за рубеж на заработки.

Эта кадровая проблема может быть решена путем оптимизации за­грузки военных предприятий, увеличения уровня заработной платы работников этой отрасли, привлечения в военную промышленность перспективных ученых, инженеров, опытных специалистов, молодежи. Необходимо повысить престижность труда в оборонной отрасли про­мышленности. Для этого потребуется принятие специальной федераль­ной программы, акцент в которой должен быть сделан на кадровое обеспечение.

Особую роль в решении данного вопроса играет Военно- промышленная комиссия при Правительстве РФ, работающая на постоян­ной основе. Ее постоянные члены — бывшие руководители крупных обо­ронных предприятий — курируют производство авиационно-космической техники, техники сухопутных войск и техники флота. Непостоянными чле­нами ВПК являются руководители министерств, федеральных агентств и служб, которые связаны с оборонной продукцией. Если предыдущая комис­сия, работавшая на непостоянной основе, занималась лишь координацией работы оборонной отрасли, то в компетенцию нынешней ВПК входит орга­низация работы оборонно-промышленного комплекса, разработка и серий­ная поставка оружия и военной техники в войска.

5. Не меньшее значение для кадровой политики государства имеет формирование и сохранение кадров госбюджетной социо­культурной сферы — медицинских работников, педагогов, работни­ков культуры и т.д.

Работая в государственных учреждениях и на предприятиях, выпол­няя важную социальную функцию государства, они не являются госу­дарственными служащими, и на них не распространяется правовой ре­жим государственной службы с его социальными гарантиями. Эта кате­гория сегодня наименее социально защищена и наиболее уязвима. По­этому она мало престижна, что создает угрозу вымывания кадров этого профиля из сферы общественно полезной деятельности. Но школа и больница — это то, по чему люди судят об эффективности работы вла­стей. Сейчас в рамках национальных проектов реализуются определен­ные меры, направленные на поддержку персонала школ и больниц.

6. Сохранение и подготовка кадров массовых рабочих профессий — высококвалифицированных рабочих, особенно рабочих-станочников в городе и механизаторов широкого профиля на селе.

Происходит деградация квалифицированной рабочей силы. Си­туация такова, что если завтра уйдет старшее поколение квалифици­рованных рабочих, а профессионально-технические училища и кол­леджи не подготовят им смену, то на заводах некому будет стоять за станком, на полях некому будет вести комбайн. Хуже всего то, что сегодня на селе идет необратимый процесс деградации рабочей силы и вымирания российской глубинки. Под угрозой аграрная, продо­вольственная независимость страны. Под угрозой кадровая независи­мость страны. Это серьезная государственная кадровая проблема, ко­торую надо решать.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал