Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Романы Г. Флобера «Г-жа Бовари» и «Воспитание чувств». Проблематика. Художественное своеобразие.






«Объективный реализм» Г. Флобера. Ирония по отношению к «чужим» текстам («Госпожа Бовари»). «Слабый человек» и бесславная эпоха: несостоявшиеся герои («Воспитание чувств»)

Гюстав Флобер (1821–1880) «Объективное» письмо Г. Флобера. «Госпожа Бовари» (1857). Проблема ложного идеала. Столкновения двух дискурсов – пошло-возвышенного и пошло-низменного (Шарль Бовари и Эмма Бовари). «Воспитание чувств» (1869). «Моральная история» людей исторического безвременья. Философско-исторический скепсис Г. Флобера.

Преемственность проблематики французского постреалистического романа («Госпожа Бовари» Г. Флобера, «Тереза Ракен» Э. Золя, «Жизнь» Г. де Мопассана).

Открытая полемика с романтизмом и отказ от романтической поэтики возникает в творчестве Гюстава Флобера, которое приходится уже на период в развитии реалистической литературы, хронологические рамки которого – 50 – 60-е гг., отделяет от раннего реализма 30 – 40-х годов февральская революция 1848 года – так называемый «демократический протест».

Флоберу было свойственно глубоко пессимистическое восприятие времени, которое он называл “царством тотальной буржуазности”, имея ввиду эпоху Второй империи. (ЛН сказала знать, что это такое: Втора́ я импе́ рия — период бонапартистской диктатуры в истории Франции с 1851 по 1870 годы, когда власть взял племянник Бонапарта Наполеон III. Это из той схемы, которую мы на первых лекциях рисовали).

Эстетические установки Флобера:

1. Установка на изображение усредненного человека в контексте самой обыденной, самой прозаичной жизни. Если в творчестве Бальзака и Стендаля тип понимался как результат cоциального развития и потому он мог находить сво` выражение в ярких, даже величественных фигурах, то Флобер стремится к «дегероизации» персонажа, изображению серых типичных, пошлых и обыденных героев.

2. Установка на «безличное, объективное письмо». По словам Флобера, «возвыситься» до понимания общего закона способна только безличная, имперсональная литература, то есть литература, в которой прямое авторское слово исключено из повествования. В книге не должно быть «ни единого слова от автора». Понимая всю сложность осуществления принципа «не вкладывать в произведение своего Я», Флобер разрабатывает целую систему способов достижения безличности. Перечислим их.

• Перевоплощение в персонажа и стремление запечатлеть его, персонажа, видение жизни.

• Отказ от авторского комментария, авторской оценки, авторских выводов.

• Отказ от личных эстетических предпочтений в выборе предмета художественного изображения.

Госпожа Бовари (1857)

Краткое содержание по частям: https://goldlit.ru/flaubert/496-madame-bovary-kratkoe-soderjanie

Герои:

Шарль Бовари (то и дело сбиваешься на Балли) рос, «словно молодой дубок». «Это была натура уравновешенная: на переменах он играл, в положенные часы готовил уроки, в классе слушал, в дортуаре хорошо спал, в столовой хорошо ел.» О подготовке в университет, вдали от родителей: «Он исполнял свои несложные повседневные обязанности, точно лошадь, которая ходит с завязанными глазами по кругу, сама не зная - зачем.» Потом распустился, «сделался завсегдатаем кабачков, пристрастился к домино», считая это высшим проявлением самостоятельности. «Благодаря такой блестящей подготовке он с треском провалился на экзаменах и звания лекаря не получил. А дома его ждали в тот же день к вечеру, собирались отметить это радостное событие в его жизни!» и т.д. – муж сначала Элоизы Дюбюк, некрасивой, но богатой, затем, когда Дюбюк умерла (не выдержала, что её имущество украли), женился на Эмме, дочери фермера, которому Шарль лечил ногу.

Родольф Буланже де Ла Юшет - богатый помещик, обращается к Шарлю с просьбой вылечить одного из его работников. Родольф решает сделать Эмму своей любовницей.

Леон Дюпюи – белокурый молодой человек, служащий помощником нотариуса Гильомена. Познакомились на обеде с аптекарем Оме в «Золотом льве».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал