Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О романе






Это «французский вариант Анны Карениной, но вышел раньше» ©ЛН. Вышел в 1857-ом.

Роман начинается с посвящения парижскому адвокату, которому Флобер считает себя обязанным за выход книги в свет. И недаром, ведь издание подняло огромную бучу. Ведь сюжет романа -история женщины (Эммы Бовари), которая, будучи разочарована в муже и не испытывая чувств к собственной дочери, искала спасения в любовных связях (С Родольфом и Леоном), совершала необдуманные траты (на тряпки), довела семью до разорения (и никто ей не помог. Имущество дома Бовари распродано) и в отчаянии окончила жизнь самоубийством (мышьяк). За оскорбление общественной морали Флобер был привлечен к суду, где ему было предъявлено обвинение в «реализме», то есть, как пояснял обвинитель, «в воспроизведении отвратительности порока».

Картина буржуазного мира, нарисованная им, подавляет своей безысходностью: о том, что мир находится в руках финансовой аристократии, писал еще Бальзак; о том, что в этом мире нет ничего, способного противостоять буржуазному мышлению, до Флобера не говорил никто. «Я думаю, впервые читатели получат книгу, которая издевается и над героиней, и над героем», — писал Флобер о своем романе. Незаурядность главной героини - Эммы состоит в том, что она не может примириться с пошлостью среды. Композиция романа отличается очевидной неуравновешенностью: сам Флобер назвал «недостаточно пропорциональное распределение материала», «дефектом книги». (напр. Главная героиня романа появляется только во второй главе романа, и ее появление предвосхищается рассказом о школьных годах Шарля Бовари, его юности, его первом браке. И заканчивается роман вовсе не смертью Эммы, а описанием ее похорон, и.т.д.)

Подзаголовок романа - «Провинциальные нравы». Обывательские нравы – определяющий фактор безысходности судьбы Эммы Бовари. Несовпадение плана содержания и обыденности.

Незаурядность Эммы состоит в том, что она не может примириться с пошлостью среды. Трагедия Эммы Бовари заключается в том, что, бунтуя против мира обывателей, она в то же время является неотъемлемой его частью, его порождением, сливается с ним. Вкусы Эммы, представления о жизни и идеалы порождены все той же пошлой буржуазной средой.

Эмма живет в плену «двойной иллюзии» — времени и места. Она верит в то, что время, которое ей предстоит прожить, непременно должно быть лучше того, что прожито. Она стремится к тому и может любить только то, что находится вне ее мира.

Широко известно высказывание Флобера: «Мадам Бовари — это я». В образе Эммы Бовари разоблачается и выродившаяся романтическая литература, и деградировавший до уровня буржуа романтический герой. Впоследствии во французском литературоведении получил распространение термин «боваризм», обозначающий иллюзорное, искаженное представление человека о себе и своем месте в мире.

Каждый из героев – не личность, у них нет мировоззрения. Героиня самосознанием не обладает и причин своей жизненной трагедии не осознает (недаром самоубийству Эммы не предшествует рефлексивный процесс «подведения итогов», Флобер передает внутреннее переживание героини посредством рассказа о ее физическом состоянии. Изображается не мыслительный процесс, а «процесс чувствования». Очень много деталей.

Есть занимательная статейка журнала «Иностранная литература», не отражённая в билете: https://magazines.russ.ru/inostran/1997/11/master03.html

Воспитание чувств (1869)

(первое название – «Неудачники»)

«Слабый человек» и бесславная эпоха: несостоявшиеся герои («Воспитание чувств»)

Герои

Фредерик Моро. Главный «несостоявшийся герой» своего поколения

Шарль Делорье, приятель Моро по колледжу. Беден, жил за счёт Моро и ему же завидовал. В отличие от Маро, Блестяще защитился, но карьеру адвоката начал с проигранных дел. Мечтал влиять на массы, даже просил денег у Маро на газету, но Маро их в последний момент отдал за мужа Арну в суд, спасая любимую женщину. После революции 1848 г. о Делорье: «Так как он консерваторам проповедовал братство, а социалистам — уважение к закону, то одни в него стреляли, другие же принесли верёвку, чтобы его повесить… Он стучался в двери демократии, предлагая служить ей пером, речью, своей деятельностью, но всюду был отвергнут…». «Несостоявшийся герой», как видите.

Госпожа Мария Арну, любовь Моро, познакомились на пароходе по дороге в родной для Маро Ножан-на-Сене

Луиза Рокк — соседская девочка в Ножане, которая тихо и верно любила Маро, а он ей не очень. И потом она вышла за Делорье, а ещё позже сбежала с каким-то певцом.

Розанетта – куртизанка, очередная дама сердца Моро, она же любовница мужа Арну

О любви Моро к Арну и Розанетте: «Общение с этими двумя женщинами составляло как бы две мелодии; одна была игривая, порывистая, веселящая, другая же — торжественная, почти молитвенная».

Дамрез – ещё одна дама Моро. Ну и ходок. И он, и Дамрез суть «дитя света».

Ярый социалист Сенекаль (которого посадят в тюрьму, а потом станет полицейским) или республиканец Дюссардье (его кричащего «Да здравствует республика!» застрелит Сенекаль)— честный и добрый, но несколько ограниченный – бедные друзья ставшего богатым Моро, с которыми он поддерживал связь. Дюссардье тоже «несостоявшийся герой». Можно и других героев в эту категорию записать: попали в такое время.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал