Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская народная сказка в обработке А. Н. Толстого






ТЕРЕШЕЧКА

 

У старика со старухой не было детей. Век прожили, а детей не нажили. Вот сделали они колодочку, завернули ее в пеленочку, стали качать да прибаюкивать: - Спи-тко, усни, дитя Терёшечка, -

    Все ласточки спят,

    И касатки спят,

    И куницы спят,

    И лисицы спят,

    Нашему Терешечке

    Спать велят!

Качали так, качали да прибаюкивали, и вместо колодочки стал расти сыночек Терёшечка - настоящая ягодка. Мальчик рос-подрастал, в разум приходил. Старик сделал ему челнок, выкрасил его белой краской, а весельцы - красной. Вот Терешечка сел в челнок и говорит: - Челнок, челнок, плыви далече. Челнок, челнок, плыви далече.

Челнок и поплыл далеко-далеко. Терешечка стал рыбку ловить, а мать ему молочко и творожок стала носить. Придет на берег и зовет: - Терёшечка, мой сыночек, приплынь, приплынь на бережочек, я тебе есть-пить принесла.

Терешечка издалека услышит матушкин голос и подплывет к бережку. Мать возьмет рыбку, накормит, напоит Терешечку, переменит ему рубашечку и поясок и отпустит опять ловить рыбку.

Узнала про то ведьма. Пришла на бережок и зовет страшным голосом: - Терёшечка, мой сыночек, приплынь, приплынь на бережочек, я тебе есть-пить принесла.

Терешечка распознал, что не матушкин это голос, и говорит: - Челнок, челнок, плыви далече. То не матушка меня зовет.

Тогда ведьма побежала в кузницу и велит кузнецу перековать себе горло, чтобы голос стал как у Терешечкиной матери. Кузнец перековал ей горло. Ведьма опять пришла на бережок и запела голосом точь-в-точь родимой матушки: - Терёшечка, мой сыночек, приплынь, приплынь на бережочек, я тебе есть-пить принесла.

Терёшечка обознался и подплыл к бережку. Ведьма его схватила, в мешок посадила и побежала.

Принесла его в избушку на курьих ножках и велит своей дочери Алёнке затопить печь пожарче и Терешечку зажарить. А сама опять пошла на раздобытки.

Вот Аленка истопила печь жарко-жарко и говорит Терешечке: - Ложись на лопату.

Он сел на лопату, руки, ноги раскинул и не пролезает в печь.

А она ему: «Не так лег». – «Да я не умею — покажи как...» - «А как кошки спят, как собаки спят, так и ты ложись». – «А ты ляг сама да поучи меня».

Алёнка села на лопату, а Терешечка ее в печку и пихнул и заслонкой закрыл. А сам вышел из избушки и влез на высокий дуб.

Прибежала ведьма, открыла печку, вытащила свою дочь Аленку, съела, кости обглодала. Потом вышла на двор и стала кататься-валяться по траве. Катается-валяется и приговаривает: - Покатаюсь я, поваляюсь я, Терешечкина мясца наевшись.

А Терешечка ей с дуба отвечает: - Покатайся-поваляйся, Алёнкина мясца наевшись!

А ведьма: - Не листья ли это шумят?

И сама — опять: - Покатаюсь я, поваляюсь я, Терешечкина мясца наевшись.

А Терёшечка все свое: - Покатайса-поваляйса, Аленкина мясца наевшись!

Ведьма глянула и увидела его на высоком дубу. Кинулась грызть дуб. Грызла, грызла — два передних зуба выломала, побежала в кузницу: - Кузнец, кузнец! Скуй мне два железных зуба.

Кузнец сковал ей два зуба.

Вернулась ведьма и стала опять грызть дуб. Грызла, грызла и выломала два нижних зуба. Побежала к кузнецу: - Кузнец, кузнец! Скуй мне еще два железных зуба.

Кузнец сковал ей еще два зуба.

Вернулась ведьма и опять стала грызть дуб. Грызет — только щепки летят. А дуб уже трещит, шатается. Что тут делать? Терешечка видит: летят гуси-лебеди. Он их просит: - Гуси мои, лебедята! Возьмите меня на крылья, унесите к батюшке, к матушке!

А гуси-лебеди отвечают: - Га-га, за нами еще летят — поголоднее нас, они тебя возьмут.

А ведьма погрызет-погрызет, взглянет на Терёшечку, облизнется — и опять за дело...

Летит другое стадо. Терешечка просит: - Гуси мои, лебедята! Возьмите меня на крылья, унесите к батюшке, к матушке!

А гуси-лебеди отвечают: - Га-га, за нами летит защипанный гусенок, он тебя возьмет-донесет.

А ведьме уже немного осталось. Вот-вот повалится дуб.

Летит защипанный гусенок. Терешечка его просит: - Гусь-лебедь ты мой! Возьми меня, посади на крылышки, унеси меня к батюшке, к матушке.

Сжалился защипанный гусенок, посадил Терешечку на крылья, встрепенулся и полетел, понес его домой.

Прилетели они к избе и сели на травке.

А старуха напекла блинов — поминать Терешечку — и говорит: - Это тебе, старичок, блин, а это мне блин.

А Терешечка под окном: - А мне блин?

Старуха услыхала и говорит: - Погляди-ка, старичок, кто там просит блинок?

Старик вышел, увидел Терёшечку, привел к старухе — пошло обниманье!

А защипанного гусенка откормили, отпоили, на волю пустили, и стал он с тех пор широко крыльями махать, впереди стада летать да Терешечку вспоминать.

 

План анализа народной сказки

 

1. Внимательно прочитайте сказку.

2. Предположите, каким будет вид сказки (тип сюжета) по классификации, предложенной А. Н. Афанасьевым.

3. Подумайте над тем, можно ли данную сказку отнести к группе сказок с «бродячим сюжетом». Приведите примеры из сказочного эпоса других народов, подтверждающие мысль о том, что анализируемая сказка относится к сказкам с «бродячим сюжетом».

4. Докажите правомерность определения вида (типа) сказки, обратив внимание на форму вымысла, образную систему сказки (герои главные и второстепенные, роль каждого героя в раскрытии содержания сказки. Определите тип героя: «высокий» - «низкий», положительный - отрицательный). Герои-маски в сказках о животных.

5. Подтвердите наличие существенных признаков, характеризующих отдельный тип сюжета: в сказках о животных – кумулятивность, комизм сюжета, мораль; в сказках волшебных – чудесное действие, волшебные предметы, волшебные помощники, волшебные герои; в бытовых сказках – наличие социальной сатиры, в авантюрных - комизм положений и образов, в докучных сказках – повторяемость сюжета.

6. Дайте анализ архитектоники сказки, выделив и объяснив имеющиеся в наличии присказку, зачин, основную часть, концовку (исход). Особое внимание обратите на основную часть, показав, что собою представляет сюжет сказки, в каком направлении он развивается, что движет сюжет, какую роль в сюжете волшебной сказки играет функция временной отлучки героя, запрет, нарушение запрета, испытание, награждение.

7. Дайте анализ художественного мира сказки, указав на его особенности и объяснив, как развивается художественное время в сказке, определяется художественное пространство. Выявите постоянные стилистические формулы, ретардацию как способ указания на длительность действия, портретные описания героев, средства обрисовки их характера, указания на возраст. Найдите другие выразительные художественные приемы, свойственные данному тексту.

8. Обобщив полученные доказательства, подтвердите или опровергните первоначальное предположение о типе (виде) сказочного сюжета.

9. Определите нравственную проблематику сказки, «урок добру молодцу».

 

 

Литература

1. Арзамасцева, И.Н. Детская литература [Текст]: учебник для вузов / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. - 7-е изд., испр. - М.: Академия, 2011. – 576 с.

2. Гриценко З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. пед. учеб заведений. – 3-е изд. стер., - М.: Академия, 2008.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. – М., 1991.

4. Хрестоматия по детской литературе: Учебное пособие / Составители И. Н. Арзамасцева, Э. И. Иванова, С. А. Николаева. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 1997.

 

 

Тексты для чтения

Русские народные сказки: «Кот и Лиса», «Гуси-лебеди», «Лутонюшка», «Терёшечка» и др.; докучные сказки.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал