Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цель практического занятия – освоить особенности элегий и баллад В.А. Жуковского и своеобразие его романтизма.
Теория литературы: романтизм, психологическое течение русского романтизма, сентиментальный, этический романтизм Жуковского, романтическая элегия, «кладбищенская» элегия, медитативная элегия, баллада, средневековая баллада, античная баллада, русская баллада, двоемирие, балладный хронотоп, эстетика чудесного и ужасного, «школа гармонической точности». Вопросы и задания 1.Прочитав методические рекомендации, расскажите, каковы основные свойства элегий Жуковского. 2.Проанализируйте подробно одну из медитативно-пейзажных элегий («Сельское кладбище», «Вечер», «Славянка», «Невыразимое», «Море», «Мотылек и цветы», «Цвет завета» и др.), определив размер, рифму, выявив образы и средства поэтического языка. Запишите результаты своей работы. 3.Покажите на примере этой же элегии, в чем заключается двоемирие, свойственное мировосприятию и романтизму Жуковского. 4.Дайте определение жанру элегии. 5.Какие черты свойственны балладам Жуковского? 6.В чем особенности «античных», «средневековых», «русских» баллад? 7.Как помогает понять баллады Жуковского балладный хронотоп? Проанализируйте подробно одну из баллад Жуковского, обратившись к приемам создания образов, средствам поэтического языка, рифме, ритму, к понятию «балладный хронотоп». Запишите результаты своей работы 8.В чем заключаются особенности романтизма В.А. Жуковского?
Основная литература: Жуковский В.А. Сельское кладбище. Вечер. Певец. Славянка. Воспоминание. Невыразимое. Лалла Рук. Море. Цвет завета. Мотылёк и цветы. Таинственный посетитель. Царскосельский лебедь. Людмила. Кассандра. Светлана. Ивиковы журавли. Эолова арфа. Лесной царь. Кубок. Рыцарь Тогенбург. Замок Смальгольм. Рыцарь Роллан и др. Базовый учебник: История русской литературы XIX века. Ч. 1 /Под ред. В.И. Коровина. М., 2005.С.48-78. Жуковский и русская культура. Л., 1987. Маймин Е.А. Созерцательный романтизм Жуковского. // Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1975 Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А. Жуковского. Томск, 1985. Янушкевич А.С. В мире Жуковского. М., 2006. Янушкевич А.С. В.А. Жуковский: Семинарий. М., 1988. Дополнительная литература Белинский В.Г. Статьи о Пушкине (2, 3). Веселовский А.Н. В.А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения». М., 1999. Виницкий И.Ю. Дом толкователя: Поэтическая семантика и историческое воображение В.А. Жуковского. М., 2006. Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1997. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1995. Иезуитова Р. В. Жуковский и его время. Л., 1989. С. 135-159. Иезуитова Р.В. Шутливые жанры в поэзии Жуковского и Пушкина 1810-х годов //Пушкин. Исследования и материалы. Л., 1982. С. 22-48. Канунова Ф.З. Айзикова И.А. Нравственно-эстетические искания русского романтизма и религия (1820-1840-е гг.). Новосибирск, 2001. 302 с. Канунова Ф.З. Вопросы мировоззрения и эстетики В. А. Жуковского. Томск, 1990. Коровин В.И. Русская поэзия XIX века. М., 1997. С.6-19. Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975. Янушкевич А.С. В мире Жуковского. М., 2006. Янушкевич А.С. В.А. Жуковский и К. Н. Батюшков. // Венок поэту. Жизнь и творчество К.Н. Батюшкова. Вологда, 1989. С. 61-67.. Янушкевич А.С. Жанровый состав лирики Отечественной войны 1812 года и «Певец во стане русских воинов» В.А. Жуковского // Проблемы метода и жанра. Томск, 1983. Вып. 9. С. 3-23.
Чтобы приготовить первый вопрос, обратитесь к тексту преамбулы о поэзии В.А. Жуковского. «Первый русский романтик» (Белинский В.Г.). В.А. Жуковский - замечательный лирик, автор оригинальных стихов, а также гений перевода (впервые так о нём отозвался Пушкин). Элегия - один из самых любимых жанров поэта. Он психологический поэт. Его лирический герой отражает не столько внешний мир, сколько поток душевной жизни. Это поэт, углублённый в себя, поэт единого характера. Его образ возникает как бы между строк стихотворений, обнимая и возносясь над ними (Гуковский Г.А.). Элегия - самый любимый жанр Жуковского и характерный для романтиков. В нём сочетаются меланхоличность, созерцательность, философичность. Элегии свойственна минорность интонации. Мысль строится у Жуковского на ассоциации: один мотив будит в памяти другой и т.д. Главное у поэта - свобода интуитивных впечатлений, музыка души. Характерна лексика: Жуковский любит слова: «тайна», «тишина», «трепетание»... Ему важны воспоминания о былом - воспоминания о прекрасных мгновениях, вот почему ему важны слова: «там», «было». Работы И.М. Семенко, А.С. Янушкевича и прочитанные в преамбуле сведения об элегии используйте при подготовке второго, третьего и четвертого вопросов. Жуковскому близок не байронический тип романтизма, а тот, в котором главное внимание сосредоточено не столько на личности, сколько на окружающем её мире, недоступном человеческому разумению. Двойственным представляется здесь внешний мир - скрывающий за видимыми явлениями свою таинственную сущность. Тут дуализм проявляется не в конфликте человека с обществом, а в философском двоемирии (Семенко И.М.). У Жуковского двоемирие выступает как религиозное противопоставление «неба» и «земли», часто в очень сложных идейно художественных построениях. Идеей двоемирия проникнуты элегия «Славянка», «Цвет завета», «Невыразимое», «Мотылёк и цветы» и другие стихотворения. «В поэзии Жуковского чаще всего воссоздаётся состояние вдохновения, воодушевления, сдержанно-экзальтированного напряжения способностей человека реагировать на впечатления внешнего мира, проникать в его тайны» (Семенко И.М.). Жуковскому важно изобразить душевное состояние. При этом в стихах присутствует конкретность описаний, идущая от Державина. Но если Державин услышал и изобразил шум падающего водопада, то Жуковский сумел в стихах передать шум от падения листка. Это происходит от того, что в элегиях поэта пристрастие к тишине, к воссозданию любимого состояния в жизни природы и человека - вечера, когда уходит день, но ещё не наступила ночь (медитативно-пейзажные элегии: «Вечер», «Славянка», «Сельское кладбище» и др.). Он любит александрийский стих, трёхсложные размеры, высокий торжественный стиль. Торжественность стиля достигается использованием повторов, риторическими восклицаниями, повышенной эмоциональностью речи. У Жуковского важны дополнительные смыслы слов (обертоны). Например, «прохладная тишина» - сочетание, в котором сливаются и умиротворённость, и внутреннее равновесие, и состояние блаженства. Любит Жуковский и сочетание слов, противоположных по смыслу - оксюмороны. Анализируя пейзажно-медитативные элегии поэта, Веселовский А.Н. говорил, что у него природа - «пейзаж души». Примером может служить стихотворение «Вечер», широко известное благодаря музыке П.И. Чайковского, использующего его текст в качестве слов для дуэта Лизы и Полины в опере «Пиковая дама». В стихотворении изображение природы в таинственную минуту жизни человека и природы - в момент заката солнца. Здесь всё на полутонах: последний блистающий луч на башне и на воде, потухание дня, таинственность звуков. Стихи музыкальны. Читатель погружается в тишину, предчувствует наступление ночи. Жуковский передаёт внутреннюю жизнь человека и процессы, происходящие в природе, - то, что свойственно романтикам: тут и радость, и печаль, и предчувствие страдания. Всё это говорит о чувстве гармонии, в которой пребывает лирический герой данного стихотворения, хотя Жуковский не всегда бывает в согласии с собой. Стихотворение написано чередующимися шестистопными и четырёхстопными ямбами с перекрёстной (мужская / женская) рифмовкой. Звукопись в нём имеет первостепенное значение: глухие звуки шелестят так, как будто передают плеск воды и шелест тростника. Чтобы подготовить ответы на пятый, шестой и седьмой вопросы, обратитесь к работам Г.А. Гуковского, Л.Я. Гинзбург, А.С. Ягушкевича и сведениям преамбулы о балладе. Романтики возродили жанр баллады, которая возникает в средневековье, являясь хороводной песней любовного содержания. Баллада стала остросюжетной. В её основе лежит историческое или фольклорное предание. Она сочетает лирику и эпос, являясь лиро-эпическим жанром. Большая часть баллад Жуковского - переводы. В.Г. Белинский, высоко ценивший этот жанр в творчестве Жуковского, говорил, что, читая его баллады, испытываешь сладостно-страшное удовольствие. Современники любили баллады Жуковского, а в литературных кругах его за них называли «гробовых дел мастером». В балладе Жуковского - меланхолия, сильное лирическое начало, которое нередко перевешивает эпическое. Поэт любит мистический колорит (например, «Баллада, в которой описывается, как одна старушка ехала на чёрном коне и кто сидел впереди», вольный перевод из Р. Саути, «Двенадцать спящих дев» и др.). У Жуковского лишь 5 оригинальных баллад, остальные - переводы и переложения. Среди них есть много вольных переводов, в которых поэт воссоздаёт смысл и ход сюжета, но не ставит своей целью буквального следования за текстом оригинала. В более точных переводах также имеют место расхождения. Показательно, что в группу точных переводов входят произведения наиболее значительные. Это в первую очередь баллады из Шиллера («Кассандра», «Ивиковы журавли», «Рыцарь Тогенбург», «Граф Габсбургский», «Кубок» и др.).Хотя при адаптации на русский язык Жуковский сделал некоторые перемены в переводе «Лесного царя» Гёте (заменяя хвост лесного царя бородой). Тексты переводных баллад Жуковский очищал от простонародных, грубых оборотов речи (Семенко И.М.). При переводе «античных» баллад Шиллера Жуковский несколько модернизирует античность: более мягкими в своих словах и поступках изображены герои («Кассандра», «Ивиковы журавли»). Как считал поэт, опоэтизирование античного материала в большей степени соответствуют эстетическому чувству современного человека. Шедевром среди переводов из Шиллера является баллада «Кубок», где Жуковский выступает истинным «соперником» автора, поражая естественностью стиховой речи. «Лесной царь» - вольный перевод из Гёте, баллада, основанная на народной легенде. Все события воссозданы в ритме движения коня, благодаря четырёхстопному амфибрахию - самому уравновешенному размеру в русской поэзии. Баллада строится на диалоге и соединяет эпос и драму. В «русских» балладах «Людмила» и «Светлана» Жуковский идёт вслед за Бюргером и его балладой «Ленора». В «Людмиле» исторический и бытовой фон баллады немецкого поэта перестроены на русский лад: «Война 1741-1748 гг. между Австрией и Пруссией заменена ливонскими войнами» (Семенко И.М.). Во втором переложении «Леноры» в балладе «Светлана» меняется концовка на счастливую. «Светлана» посвящена Александре Протасовой. Баллада написана чередующимися 3стопным и 4стопным хореем, размером русского фольклора. Жуковский не стилизует под русский фольклор, так как в балладе всё тонко, изящно, нет простонародной грубоватости. Важны этнографические подробности, в результате поэт воссоздаёт картины гаданий и атмосферу русского православного праздника. Героиня баллады - любимая героиня Жуковского, отличающаяся мечтательностью, кротостью, нежностью, верностью и духовностью, напоминающая автора. Всё злое в балладе оказывается во сне. Автор внушает читателю веру в добро, вселяет в его душу надежду. В балладах Жуковского важен хронотоп, благодаря которому реализуется категория фантастического. Чудеса происходят вопределённом месте и времени. Лес, гора, холм, дорога, плывущий по реке челн - это устойчивые топосы баллады. Когда происходит пересечение границы топоса героем, то это означает его смерть. Мифологема леса, срединного мира между верхним (сакральным) и нижним (мёртвым), связана с древними представлениями. Герой баллады, пересекая лес, попадает в мир мёртвых или же, наоборот, выехавший из леса является мертвецом, прибывшим в мир живых (например, жених в балладе «Людмила»). В балладе «Лесной царь» младенец умирает на руках отца, так какдействие происходит в лесу. Важны также топос реки, соединяющей верхний и нижний миры, несущей смерть, и ночь как время действии демонических сил, тайных заговоров. Ночью совершаются самые жестокие преступления, и расплата также происходит ночью. Восьмой вопрос подготовьте, обращаясь к работам Е.А. Маймина и А.С. Янушкевича.
Тема 2. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» Теория литературы: высокая комедия, комедия характеров, комедия положений, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, единство действия, единство места, единство времени, вольный стих, разговорный язык. Практическое занятие «Художественное своеобразие комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (жанр, конфликт, характеры, язык)» Цель занятия – составить целостное представление о художественном мире комедии «Горе от ума» Вопросы и задания Прочитайте текст комедии. Проверьте себя по следующим вопросам. 1. Назовите говорящие фамилии и имена героев комедии «Горе от ума ». 2.Кто такой Платон Горич? 3.Назовите имя героя: Весь в орденах, езжал-то вечно цугом, Век при дворе, да при каком дворе! Тогда не то, что ныне, При государыне служил Екатерине. 4.О каком чине мечтает Скалозуб? 5.О чем монолог Чацкого «В той комнате незначащая встреча…» 6.О каких «трех вещицах» говорит Молчалин Лизе? 7. Чему учит Молчалин Чацкого в сцене, когда они остаются наедине? 8.Кто такая Хлестова? 9.Кто из героев комедии говорит: Вот то-то, Все вы гордецы. Смотрели бы как делали отцы, Учились бы, на старших глядя.
1.В чем особенности жанровой специфики, сюжета и конфликта комедии? Покажите их сложность и взаимосвязь. 2.Как конфликт влияет на систему образов? 3.Расскажите о московском обществе, представив его типы (Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлестова, Репетилов и др.). Составьте план характеристики двух персонажей с учетом особенностей их языка, подтвердив их цитатами из текста. Запишите результаты своей работы. 4.Расскажите о типе Чацкого. Используйте статью И.А. Гончарова «Мильон терзаний». Составьте план характеристики с учетом монологов и языка героя. 5.Чацкий для вас комическое или трагическое лицо? Докажите свое мнение, используя высказывания А.С. Пушкина, И.А. Гончарова или современных ученых-филологов. 6.Софья и молодые люди (Чацкий, Молчалин, Скалозуб). 7.Что сказал И.А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» о художественном своеобразии «Горя от ума»? Выпишите его высказывания. Основная литература: Грибоедов А.С. Горе от ума. Комедия. Комментарий С.А.Фомичева. СПб., 1994. Базовый учебник: История русской литературы XIX века. Ч. 1 /Под ред. В.И. Коровина. М., 2005.С.170-200. «Век нынешний и век минувший…» Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» в русской критике и литературоведении. СПб., 2002. Денисенко С.В. «Мильон терзаний» И.А. Гончарова в театральном дискурсе // Русская литература. 2008. № 2. Скатов Н. «Фаланга героев»: О нравственно-эстетическом опыте декабризма // Литературная газета. 2011. 2-8 февр. № 4 (6309). Фомичев С.А. Грибоедов: Энциклопедия. СПб.: Нестор-История. 2007. Дополнительная литература Билинкис Я.С. Феномен «Горя от ума» // Билинкис Я.С. Русская классика и изучение литературы в школе. М., 1986. «Век нынешний и век минувший…» Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» в русской критике и литературоведении. СПб., 2002. Гончаров И.А «Мильон терзаний».Любое изд. Григорьев А.А. По поводу нового издания старой вещи. «Горе от ума» // Григорьев А. Литературная критика. М., 1967; или Григорьев А. Искусство и нравственность. М., 1986. A.C. Грибоедов: Творчество. Биография. Традиции: Сборник статей. АН СССР Институт рус лит. (Пушкинский Дом). Отв. Ред. С.А. Фомичёв Л.: Наука.1977. Денисенко С.В. «Мильон терзаний» И.А. Гончарова в театральном дискурсе // Русская литература. 2008. № 2. Долгополов Л.К., Лавров A.B. Грибоедов в русской критике конца XIX начала XX в. / Творчество. Биография. Традиции. Л.: Наука. 1977. ЕсинА.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: учебное пособие / А.Б. Есин. М.: Флинта. Наука. 2000. Илъев С.П. «Ум» и «горе» в комедии Грибоедова / Проблемы творчества A.C. Грибоедова: Отв. Редактор С.А. Фомичев. Смоленск: Траст-Имаком. 1994. Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Любое изд. Мещеряков В.П. Жизнь и деяния Александра Грибоедова. М., 1985. Мещеряков В.П. А.С.Грибоедов. Литературное окружение и восприятие (XIX - начало XX в.). Л., 1983. Лебедев А.А. Грибоедов. Факты и гипотезы. М., 2004. Лицо и Гений: из наследия русской эмиграции. М., 2001. Орлов В. Грибоедов: очерк жизни и творчества / В.Н. Орлов. Изд. 2-е, доп. М.: Худ. литература. 1954. Петров С.М. «Горе от ума» комедияA.C. Грибоедова: Пособие для учителя / - С.М. Петров. М.: Просвещение. 1981. Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». М.: Наука. 1971. Пиксанов H.K. Летопись жизни и творчества A.C. Грибоедова. 1791-1829. Рос. акад. наук. Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького М.: Наследие. 2000. Степанов A.B. Ум как слово-концепт в «Горе от ума» // Русская словесность. 2004. № 1. Степанов Л.А. Эстетическое и художественное мышление А.С. Грибоедова.Краснодар, 2001. Тынянов Ю.Н. Сюжет «Горе от ума» / Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. /М., 2003.. Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. М., 1983. Хечинов Ю.Е. Жизнь и смерть Александра Грибоедова. М., 2003. Цимбаева Е. Художественный образ в историческом контексте: Анализ биографий персонажей «Горя от ума». // Вопросы литературы. 2003. № 8. Цимбаева E.H. Грибоедов / E.H. Цимбаева. М.: Молодая гвардия. 2003. (Серия ЖЗЛ) Штилъман С. Про ум Молчалина // Русская словесность. 2001. № 11. Эйдельман Н. Быть может, за хребтом Кавказа... - М.: Наука, 1990.
Комедия Грибоедова относится к жанру высокой общественной комедии, отцом которой является Аристофан. В России непосредственный предшественник Грибоедова - Фонвизин, продолжатель - Гоголь. «Общественный характер комедии «Горе от ума» означает прежде всего общественную значимость её основного конфликта. Комедия Грибоедова основана на конфликте одновременно личном и психологическом (любовном) и общем, проблемно-социальном. При этом одно с другим оказывается тесно связанным, общественная проблематика комедии прямо вытекает из личной. В «Горе от ума» существенно важным для развития действия оказывается и неразделённая любовь героя и ещё более - неразрешимое противоречие умного и честного героя с безумным обществом, в котором он живёт» (Маймин Е.А.). В сюжете комедии А.С. Грибоедова Ю.Н. Тынянов выделяет «мотив клеветы». Исследователь писал: «Сюжет «Горя от ума», где самое главное - в возникновении и распространении выдумки, клеветы, развивался у Грибоедова каждодневной практикой его дипломатической работы». «В основе композиции «Горя от ума» лежит стройная система развивающихся по единому внутреннему плану комических и не комических событий, в которых и через которые выступают перед нами общественные нравы, общественная жизнь, господствующие идеи и самые разнообразные жизненные типы. В этой системе событий у Грибоедова видна удивительная согласованность и логика: все существует в связи друг с другом и ничто не выпадает из целого. Все в комедии Грибоедова группируется вокруг единого композиционного стержня и все подчиняется единой мысли художника» (Е.А. Маймин). Цепь событий завязывается с самого качала пьесы в первом явлении I действия и стремительно разворачивается. В первом действии Фамусов в центре всех событий, и всё вертится вокруг этого героя, находящегося в двусмысленном положении: его претензии в постоянном и остром противоречии с действительностью. Появившийся в первом действии Чацкий, истинный герой комедии, оказывается в комедийной ситуации. Уверенный в своих силах, он не желает понять очевидного, обманывая себя. В последующих действиях Грибоедов показывает развитие отношений между Чацким и Фамусовым, когда столкновения на личной почве перерастают по своему характеру в столкновение мировоззренческое, политическое, когда Чацкий открыто издевается над идеалами Фамусова. Появление Скалозуба, падение с лошади Молчалина заставляют Чацкого теряться в догадках о сердечной склонности Софьи. Начало третьего действия окончательно показывает зрителю, что Чацкий не видит очевидной любви Софьи к Молчалину. В этом действии раскрывается мир Фамусова, типы, его населяющие. В конце действия Чацкий «оказывается в центре драмы, сущность которой - не столько страдания неразделенной любви, сколько страдания отвергнутого жизнью ума» (Маймин Е. А,). Драма Чацкого получает явно социальный характер. В начале последнего четвертого действия появляется новый герой - Репетилов, подчёркивающий трагическое одиночество Чацкого, драма которого достигает «психологической кульминации». Конец комедии выявляет трагическую основу конфликта главного героя с обществом. Готовя 1, 2 вопросы, обратитесь к статье И.А. Гончарова «Мильон терзаний», работам Е.А. Маймина и Ю.Н.Тынянова Готовя 3 вопрос, сравните точки зрения И.Гончарова и П.Вяземского (в «Хрестоматии критических статей» сети интернет). Особое внимание обратите на характеры Фамусова, Скалозуба, Молчалина. Проанализируйте их язык. Приведите примеры из текста. Эти же статьи используйте и при подготовке ответов на 4, 5 вопросы. Ответ на 6 вопрос поможет дать статья И.А. Гончарова. См. также статью А. Голлера в «Хрестоматии критических статей» сети интернет. Тема 3. Лирика А.С. Пушкина
|