Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цель занятия - уяснить художественную структуру романа на уровне его жанра, сюжета, композиции.






Замысел романа, первоначальный план, причины изменений в нем, влияние этих изменений на целостную структуру произведения. Особенности“романа в стихах” в понимании А. С. Пушкина. Изображение быта различных социальных слоев как средство социально-исторической характеристики героев. Своеобразие путей психологической обрисовки персонажей. Сюжет произведения, особенности его формирования в процессе творческой истории, логика сюжетного развития, “зеркальность” сюжетных ходов, темпы движения сюжета на разных этапах повествования. Лирическая и эпическая стихии в романе, их сюжетно-композиционная роль. Основные темы “лирических отступлений”, многообразие их содержания и функций. “Онегинская строфа” как содержательная единица композиции романа.Богатство художественных возможностей, заключенных в ней.Проблема финала и десятой главы. Задания для самостоятельной работы: 1. Повторить материал о жанровых разновидностях романа. 2. Пользуясь критической литературой, выявить различные точки зрения по вопросу о “лирических отступлениях” в тексте “Евгения Онегина”; определить свою позицию по этому вопросу.3. Провести подробный анализ поэтической организации одной из строф произведения (по выбору студента). Б) Практическое занятие «В.Г. Белинский о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (8, 9 статьи)»Цель занятия - уяснение высказыва­ний и оценок Белинского о романе Пушкина и его героях, что в итоге поможет написанию основательных конспектов по 8 и 9 статьям.Вопросы и задания

1.Обратившись к статье восьмой, выявите общие оценки романа «Евгений Онегин» (его историческое, эстетическое, обществен­ное значения), данные Белинским в 8 и 9 статьях его цикла «Сочинения Александра Пушкина». Сделайте выписки.

2.Уясните, как решает Белинский проблему народности / национальности русской литературы и романа «Евгений Онегин». Выпишите цитаты, заключающие выводы критика по данной про­блеме.

3.Опираясь на текст статьи восьмой, составьте сопостави­тельный анализ образов Евгения Онегина и Ленского. Сделайте выписки, подтверждающие ваши рассуждения.

4.Обратившись к статье девятой, сделайте конспект, в ко­тором отразились бы выводы Белинского о Татьяне.

5.Сделайте конспект статьи восьмой, отразив ее главные положения.

 

Методические рекомендации Чтобы ответить на вопросы практического занятия, статьи прочитайте сначала 8 и 9 статьи из цикла В.Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина». затем ознакомьтесь с преамбулой.

Статьи о «Евгении Онегине» входят в общий замысел крити­ка - работы, состоящей из 11 глав, которую Белинский писал с весны 1843 по октябрь 1846 года и в которой создавалась история русской литературы, начиная с XVIII века.

Статья восьмая, посвященная Онегину и Ленскому, содержит общие оценки романа, раскрывает его историческое, литератур­ное и общественное значение, определяет понятие народности лите­ратуры. Белинский подчёркивает, что «Евгений Онегин» «имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значе­ние», в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведённую карти­ну русского общества, взятого в один из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения «Евгений Онегин» есть поэма историческая в полном смысле слова».... Историческая для Белин­ского означает «верная действительности».

В статье Белинский обращается к проблеме народности, сближая понятия: «народный поэт», «национальный поэт». «Критик ратовал за диалектическую соотнесённость национального и народного в искус­стве, в эстетике: народный писатель возвышается до национального, отображая лучшие и значительные национальные свойства, а нацио­нальный писатель включает в себя народного, так как всеобъемлюще описывает жизнь народа. А все это возможно при «верности действи­тельности», мы бы сказали - при реализме художественного метода» (Егоров Б.Ф.).

Анализ образа Онегина Белинский проводит при сопоставле­нии его с окружением, с миром, в котором господствует «дюжинность». Онегин - «недюжинный человек». Белинский объясняет не­гативные стороны его характера историческими и социальными причинами. Белинский объясняет и оправдывает героя: он - «эго­ист поневоле», «страдающий эгоист». Заключительная часть восьмой статьи посвящена анализу Ленского. Онегин здесь в срав­нении с Ленским этически приподнят: «Онегин - характер действи­тельный, а Ленский — совершенно отвлечённый, совершенно чуж­дый действительности». Он, подчёркивает критик, был «романтик и по натуре, и по духу времени».

В начале статьи девятой Белинский даёт большой очерк о по­ложении русской женщины. Среда, изображённая а нём, показана враждебной Татьяне. Если Онегин в восьмой статье закономерно выводился из дворянского круга, объяснялся им и обусловливался, то Татьяна с самого начала противопоставлена пошлому окруже­нию. В книжном воспитании Татьяны, в ее книжных идеалах Белин­ский усматривал своеобразный сплав природной исключительнос­ти, непохожести - и воздействия среды, и окружения.

Белинский в девятой статье всячески акцентирует исключительность юной Татья­ны: «Натура Татьяны немногосложна, но глубока и сильна... Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска...», «это редкий, пре­красный цветок, случайно выросший в расселине дикой скалы». Но при всей исключительности «Татьяна - тип русской женщины», «нату­ра глубокая, любящая, страстная», создавшая «себе свою собствен­ную жить».

При анализе последнего объяснения Онегина и Татьяны Белин­ский верен революционно-демократическим идеалам - идеалу борь­бы за женскую эмансипацию. Он увлекался романами Жорж Санд, которая ратовала за свободу женского чувства, за брак по любви. Вот почему так негативна оценка Белинского в отношении поведения Татьяны, любящей Онегина и остающейся верной своему мужу.

 

Литература

Егоров Б.Ф. Литературно-критическая деятельность В.Г. Бе­линского. М., 1982. С.110-133.

Костылёв О.Л. Критическая статья на уроке литературы. Пособие для учителя. Л., 1967.

Маркович В.М. Повести Белкина и литературный контекст // Пушкин. Исследования и материалы. Т. ХIII. Л., 1989. С. 63-88.

Афанасьев Э.С. " Повести Белкина" А.С. Пушкина: ироническая проза // Русская литература. 2000. № 2. С. 177 – 183.

 

Тема 6. Тема «маленького человека» в творчестве А.С. Пушкина.Теория литературы: петербургская повесть, цикл повестей, жанр, тип героя, полифонизм поэмы.Практическое занятие «Тема «маленького человека» в творчестве А.С. Пушкина («Станционный смотритель» и «Медный всадник»)».Цель занятия - уяснить особенности развития темы «маленького человека» в «Станционном смотрителе» и «Медном всаднике» Пушкина.

Вопросы и задания

1.Проследите, как решается тема «маленького человека" в повести Пушкина «Станционный смотритель»: покажите особенностъ изображения Вырина и других героев, которые по своей сути хорошие люди, обратившись к тексту и проанализировав следующие эпизоды: две встречи Вырина с Минским, приезд Дуни и поесещение кладбища; рассказ мальчика о Вырине. Какова в повести роль лубочных картинок, изображающих историю блудного сына и висящих на стене станции?

2.Как развивает Пушкин тему «маленького человека» в «Медном всаднике»? Как изображён Евгений? Проанализируйте эпизод встре­чи «безумца бедного» с Медным Всадником, учитывая полифони­ческую структуру поэмы.

3.Что от Пушкина из темы «маленького человека» окажет влияние на Гоголя? на Достоевского? Докажите примерами из по­вести «Шинель» и романа «Бедные люди».

Пушкин А.С. «Станционный смотритель», «Медный всадник».

Литература

Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина: Очерки. М., 1974.

Вацуро В.Э.. «Повести Белкина» // Повести покойного Ива­на Петровича Белкина, изданные А.П.М., 1981.

Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. М., 1981.

Хализев В.Е., Шешунова С.В. Цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина».М., 1989.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал