Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория литературы: психологический роман, философский роман, цикл повестей, фабула, сюжет, прием двойничества, тип «лишнего человека».






Практическое занятие «Автор и герой в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»»

Цель занятия - разрешить проблему автора и героя в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», обратившись к анализу текста.

Вопросы и задания

1. Проследите, как в предисловии к роману автор знакомит чита­теля со своей главной задачей: «Ему (автору) просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает и, к его и нашему несча­стью, слишком часто встречая» и т.д. Как писатель отделяет образ автора от образа героя, «современного человека», в предисловии к роману? Почему во втором прижизненном издании «Героя нашего времени» Лер­монтов публикует предисловие к роману?

1.Каким раскрывается Печорин в рассказе Максима Максимыча? Покажите роль автора - странствующего офицера. В пове­сти «Бэла», как он объясняет Максиму Максимычу разочарование Печорина? Почему Лермонтов вводит диалог автора-повествователя и штабс-капитана о моде на разочарование, а затем после от­вета Максима Максимыча об англичанах - «всех отъявленных пьяницах». Автор-повествователь вспоминает «об одной московс­кой барыне, которая утверждала, что Байрон был больше ничего как пьяница». Что раскрывает автор-повествователь в образе Мак­сима Максимыча как рассказчика истории о Печорине и Бэле?

2.Проанализируйте роль повествователя в повести «Мак­сим Максимыч». Почему автор-повествователь так подробно рас­сказывает о поведении штабс-капитана, ожидающего Печорина? Что означает его замечание о Максиме Максимыче, не дождавшемся Печорина и вынужденном уйти: «Он побежал, как будто члены его получили вновь юношескую силу и гибкость». Какие черты откры­ваются читателю, когда автор-повествователь описывает состояние старого штабс-капитана? Прочтите описание внешности Печорина, принадлежащее автору-повествователю. Что самое главное выде­лено им? Какую роль портрет Печорина играет в художественном замысле Лермонтова и композиции романа? Проследите описание последней встречи Печорина и Максима Максимыча, воссозданное автором-повествователем, в результате которой автор-повествова­тель становится владельцем дневника главного героя. Как Вы пони­маете выражение А.А. Блока о «неслиянности и нераздельности» правд Печорина и Максима Максимыча?

3.Какова роль предисловия к журналу Печорина? Почему автор-повествователь публикует его? Как вы понимаете роль жур­нала в раскрытии образа «героя нашего времени»? Докажите свою мысль, обратившись к раздумьям Печорина о себе, собственном предназначении, об отношении к окружающим людям и миру в «Тамани», «Княжне Мери», «Фаталисте». Какова связь между пре­дисловием к роману «Герой нашего времени» и предисловием к жур­налу Печорина?

4.Подведите итоги, сделайте выводы о значении образа автора-повествователя в решении главной задачи Лермонтова - в создании образа героя времени и композиционной целостности все­го романа.

 

Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени».

Литература

Веденяпина А.Э. Автор. Повествователь. Герой. // Лермон­товская энциклопедия. М., 1982. С. 25-26.

Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего вре­мени». Л., 1975.

Долинина Н.Г.Печорин и наше время. СПб., 2008.

Маркович В.М. Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы. СПб.: Изд. СПб. Ун-та, 1997. С.185- 213.

Серман И.З. Михаил Лермонтов: жизнь в литературе 1836-1841. М: РГГУ, 2005.

Удодов Б.Т. «Герой нашего времени». Лермонтовская Эн­циклопедия. С. 101-111.

Шаталов С.Е. Новые пути познания литературой человека и общества. // Мировое значение русской литературы XIXb. М., 1987.
Эйхенбаум Б.М. «Герой нашего времени» // Эйхенаум Б.М. О литературе. М., 1987. С. 264-275.


Методические рекомендации

Прежде чемобратиться к работе по вопросам практического занятия, Проверте себя на знание текста.

1.Сколько повестей в составе романа «Герой нашего времени»?

2.Кто рассказывает «Бэлу»?

3.Расскажите о портрете Печорина.

4 Дайте краткую характеристику Грушницкому.

5.Какие повести составляют «Журнал Печорина»?

6.Кто рассказывает о встрече Максима Максимыча с Печориным после разлуки?

7.Для чего Печорину Бэла?

8.Кто такой Вернер?

9. С какой целью Печорин ухаживает за Мери?

 

Чтобы ответить на вопросы практического занятия, обратитесь к справке, которая позволит сориентироваться в теме занятия.

Мысль об автобиографической природе главного героя ро­мана Лермонтова Печорина появилась в современной писателю критике. Так, в статье, посвящённой роману, Белинский писал: «Чтобы изобразить верно данный характер надо совершенно отделить­ся от него, стать выше его, смотреть на него как на нечто оконченное. Но этого... не видно в создании Печорина». В частном письме критик вновь возвращается к этой же мысли: «Печорин - это он сам, как есть». Автобиографическую природу центрального героя лермонтовского романа утверждает Маркович В. М., по мнению которого автор в рома­не предельно близок к герою.

Совсем иную, близкую нам точку зрения об авторе и герое Лер­монтова высказывает Б.М. Эйхенбаум, считая, что писатель осо­бенно тщательно мотивирует позицию автора, отделяя его от Печо­рина, так как «внимание Лермонтова направлено на мотивировку повествовательных приёмов» и обусловлено тем, что в «Герое на­шего времени» он «даёт своего рода синтез тем формальным иска­ниям», которые характерны для русской беллетристики 30-х годов».

В «Герое нашего времени», как считает Эйхенбаум, три я: ав­тор, Максим Максимыч и Печорин, ведущие повествование». В Лермонтовской Энциклопедии выделены точки зрения: автора, по­вествователя и героя. Смена этих точек зрения «обнаруживается в ком­позиции произведения. Безымянный повествователь выступает в роли третейского судьи между Максимом Максимычем и Печориным, в предисловии к журналу Печорина» (Э.А. Веденяпина). Здесь под­чёркнуто и выделено значение и автора и первого предисловия к ро­ману. «Различие позиций повествующих персонажей обуславливает разностороннее освещение явлений деятельности, создавая в значи­тельной степени впечатление самовысказывания жизни - факт, сви­детельствующий об укреплении реалистических позиций в русской прозе 40-х годов XIX века - таков вывод в Лермонтовской Энцикло­педии, подчёркивающий грань между автором I-го предисловия и повествователем в лице путешествующею офицера к предисловии к журналу Печорина, с одной стороны, и Печориным с другой. На наш взгляд, автор предисловия к роману и к журналу Печорина даже стилистически близки. Объективация главного героя происходит и самом начале романа, в предисловии которого заключена мысль писателя о типичности Печорина, затем в повести «Максим Макси­мыч» автор-повествователь становится свидетелем встречи Печо­рина и Максима Максимыча. Здесь также присутствует приём объек­тивации, который свойственен и предисловию к журналу Печорина. Повествователь говорит здесь о смерти героя.

 

Варианты практических занятий по теме Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

 

А) Практическое занятие «Печорин: pro et contra»


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал