Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цель занятия - выявить функции Автора и героя в поэме, сходство и различия в их жизненных ценностях и позициях.






Вопросы и задания

1.Как вы представляете Автора в поэме? Каковы темы лирических отступлений? Как образ Автора раскрывается в них? Обратитесь к монологам в VI главе (со слов: «Преж­де, давно, в лета моей юности...» до слов: «Покамест Чичиков ду­мал...»; со слов: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» и до слов: «А не знаете ли вы какого-ни­будь...», в VII главе со слов: «Счастлив путник, который после длин­ной...» до слов: «Чичиков проснулся, потянул руки и ноги...».).

2.Проанализируйте лирические монологи автора в XI гла­ве (со слов: «Русь! Русь» вижу тебя из моего чудного прекрасного далёка...» и до слов: «Держи, держи...»; со слов: «Какое странное, и манящее, и чудесное в слове: дорога!...» до слов: «Но и друг наш Чичиков чувствовал в это время...»; со слов: «... может быть, в сей же самой повести почуются иные, ещё доселе неведомые струны...» до слов: «Но к чему и зачем говорить о том, что впереди»; со слов: «И какой же русский не любит быстрой езды?» и до конца). Каков путь автора? Можно ли говорить о философской наполненности образа? Каково его предназначение?

3. Расскажите биографию Чичикова, обратившись к лири­ческому монологу в XI главе со слов: «Темно и скромно происхож­дение нашего героя...» до слов: «Итак, читатели не должны него­довать на автора...»).

4.Каково отношение автора к Чичикову? Покажите, как автор понимает и оценивает типичные черты героя, опираясь на высказывание в XI главе (со слов: «Итак, вот весь налицо герой наш, каков он есть!» до слов: «И потом, как ребёнок, позабыв вся­кое приличие...»). Какую роль в этом авторском монологе имеет притча о Кифе Мокиевиче и Моке Кифиевиче?

5.Какими видят автор и Чичиков крестьян, проданных Со- бакевичем и Плюшкиным? Покажите похожее отношение к народу автора и героя, обратившись к VII главе (со слов: «Записка Плюш­кина отличалась краткостью в слоге...» до слов: «Эхе, хе! Двенад­цать часов!»).

6.Что сближает автора и Чичикова? Что различает? До­кажите свои ответы, обратившись к лирическим монологам авто­ра в VI, VII и XI главах и другим предложенным для анализа от­рывкам из поэмы?

Гоголь Н.В. «Мёртвые души».

Основная литература

Базовый учебник: История русской литературы XIX века. Ч. 1, 2 /Под ред. В.И. Коровина. М., 2005. С.269-343.

Белый А. Мастерство Гоголя. М., 1996.

Вайскопф М. Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Контекст. М., 1993.

Золотусский И. Поэзия прозы. М., 2005.

Кривонос В.Ш. «Мёртвые души» Гоголя и становление но­вой русской прозы. Воронеж, 1985. С. 29-62.

Манн. Ю. Гоголь. Труды и дни: 1809-1845. М., 2004.

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М.: Худож. лит-ра, 1988. С. 317-319. С. 342-353.

Дополнительная литература.

Гоголь: история и современность. – М., 1985.

Купреянова Е.Н. Н.В.Гоголь // История русской литературы в 4-х томах. Том 2. – Л., 1981. – С.530-579.

Майков В.Н. Выбранные места из переписки с друзьями Николая Гоголя // Майков В.Н. Литературная критика. – М., 1985. – С.297-299

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. - М; Coda, 1996. С. 286-287; с. 308-317.

Манн Ю.В. В поисках живой души. М., 1987. С.56-65.

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1988.

Мережковский Д.С. Гоголь и чёрт. Исследование // Мережковский Д.С. В тихом омуте. М., 1991. С.213-309.

Турбин В.Н. Герои Гоголя. М., 1987.

Смирнова-Чикина Е.С. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Комментарий. М., 2000.

Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». Л., 1987.

Турбин В.Н. Герои Гоголя. М., 1987

Фридлендер Г.М. Гоголь: истоки и свершения // Русская литература. 1994. № 2. С.3-26; 1995. № 2. С.3-31.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал