Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение жанра






К.Г. Паустовский

 

Ход урока:

Вводно-мотивационный этап. Создание условий для осознанного восприятия нового материала.

- Здравствуйте, ребята. И опять – сказка… Как обычно, она пришла тихо-тихо. Каждый ли может услышать её тихие-тихие шаги? Каждый ли будет ей рад? Каждый ли поймет огромный смысл, который заключён в сказке? кто же поможет нам ответить на эти непростые вопросы? Конечно, К.Г.Паустовский, автор сказки «Теплый хлеб». (Учитель обращает внимание детей на выставку книг).

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Дома учащиеся готовили иллюстрации к отрывкам из сказки (1 группа учащихся – «Описание природы до того, как Филька обидел коня», 2 группа - «Описание природы после того, как Филька обидел коня», 3 группа – выразительное чтение тех же отрывков, индивидуальное задание – подобрать музыку к отрывкам, можно попробовать написать свою)

Иллюстрации учитель размещает по обе стороны доски в зависимости от эпизода, к которому создавалась иллюстрация.

- В каком жанре вы выполняли работу? (Пейзаж)

- Для чего мы готовили иллюстрации к сегодняшнему уроку? Как они могут пригодиться при проведении сегодняшнего урока? (Они помогут понять, что хотел сказать автор, заставят нас не один раз обратиться к тексту, какую роль играет ПРИРОДА в сказке, ведь автор большое внимание уделяет описанию природы).

- Скажите, зачем Паустовский большое внимание уделяет описанию природы? Выскажите свои предположения.

- Да, наверное, описание природы и сюжет сказки взаимосвязаны. Можем ли мы проверить наше предположение? Как?

- То есть, мы будем сегодня чуткими и внимательными читателями. Для чего? (Потому что мы хотим понять, какие уроки заключены в сказке, чтобы услышать и понять диалог человека и природы в сказке…)

- Давайте перечитаем сказку ещё раз, всматриваясь внимательнее в пейзаж, останавливаясь на деталях.

Сообщение темы урока. Постановка учебных задач. Мотивация к учебной деятельности

- Исходя из всего вышесказанного, сформулируем тему урока.

 

- Откройте тетради, запишем тему урока. (Роль пейзажа в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

Анализ произведения. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные вопросы и задания)

Определение жанра

- Давайте вспомним определение сказки фольклорной и литературной.

1. Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.

2. Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору.

- Итак, перед нами сказка.

И на нашем уроке присутствует самая настоящая говорящая Сорока. Она так просилась на урок, утверждая, что только она знает эту историю до мельчйших подробностей, что я не смогла её не взять!

- О чём же всё-таки сказка?

- О мальчике Фильке, о людях, которые живут в деревне, об их жизни, о раненом коне.

(«О Сороке!» - подсказывает Сорока и вообще на протяжении всего урока «вмешивается» в разговор.)

- Ребята, когда вы начали читать сказку, обратили внимание на то, что она начинается не вполне обычно. (Дети вспоминают эпизод, зачитывают отрывки)

- Похоже ли это на русскую народную сказку? Почему? (Нет привычного нам сказочного зачина, повествуется об исторических событиях, о реальной жизни людей в трудное военное время, об их быте.)

- С какой целью К.Г. Паустовский рассказывает нам в самом начале историю раненого коня? (Подчёркивает важное значение образа раненого коня, а также намекает на то, что история, возможно, правдива…)

- Но это своего рода вступление. Где же начало, привычное нам «жили-были»? (Жил в Бережках…)

- Что ещё общего с русскими народными сказками?
(Небывалый мороз в рассказе бабки, добро побеждает зло, Говорящая сорока, опытная, старая, хитрая, которая живёт в сенях у Панкрата, которого называют в деревне колдуном, препятствия, через которые проходит главный герой, чтобы достичь цели.)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал