Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Орловско-Брянская оборонительная операция






(30 сентября – 23 октября 1941 года)

 

После того как войска Клейста и Гудериана сомкнули танковые клещи вокруг киевского «котла» и его судьба была предрешена, 6 сентября 1941 г. Гитлер подписал директиву № 35 [20], в которой он обозначал суть предстоящего плана ведения войны.

С этого времени Орелпопадает в поле зрения Верховного командования Германии. По замыслу операции «Тайфун» предполагалось нанесение двух мощных танковых ударов: один – севернее Москвы, в направлении на Ржев и Калинин; другой – южнее, через Орел и Тулу. Оба бронированных кулака сначала должны были идти параллельно и лишь потом сомкнуться восточнее Москвы, в районе Владимира. «2-я танковая группа должна быть сосредоточена в основном в районе Рыльск, Почеп, Новгород-Северский с целью нанесения удара через линию Орел, Брянск»[21].

24 сентября в Смоленске состоялось заключительное совещание по вопросу о проведении нового наступления. Было решено, что группа армий «Центр» начнет наступление 2 октября.

В соответствии с приказом, отданном фон Боком[22] 26 сентября 1941 года,

«< …>

2-я армия (Максимилиан фон Вейхс) должна прорвать оборону Брянского фронта в направлении Сухиничи, Мещовск;

2-я танковая группа (Гейнц Гудериан), начав операцию на два дня раньше, наносит удар на Орел и Тулу, а затем и на Брянск, чтобы создать «котел» в районе этого города»[23].

На совещании в штабе группы армий «Центр» Гудериан убедил присутствующее военное руководство в необходимости того, чтобы его войска начали операцию на двое суток раньше остальных. Чем же он руководствовался, ведь его соединения еще не закончили рокировку? Его аргументация сводилась к тому, что 2-я танковая группа не имеет в районе предстоящего участка прорыва ни одной дороги с твердым покрытием, а поэтому он хотел воспользоваться оставшимся коротким периодом хорошей погоды для того, чтобы достигнуть дороги с твердым покрытием у Кром еще до наступления распутицы. Затем он предполагал закрепить за собой дороги Орел – Брянск, Орел – Болхов, Орел – Новосиль и тем самым обеспечить себе надежный путь для снабжения войск при движении на Москву. Кроме того, два дня форы перед остальными армиями, входящими в состав группы армий «Центр», обеспечивали ему сильнейшую авиационную поддержку 2-й воздушной армии Альберта Кессельринга. Такое решение привело к существенному результату, которого достигла 2-я танковая группа. Были молниеносно захвачены Орел, Брянск, Болхов и Мценск – крупные коммуникационные узлы.

Успехи на Восточном фронте в первой декаде октября 1941 года вызвали взрыв ликования в Третьем рейхе[24]. Гитлер с 22 июня ни разу публично не выступал и не обращался с воззваниями. Теперь особая значимость событий – взят Орел – привела его на трибуну берлинского спорткомплекса. Встреченный исступленными овациями нацистской и военной элиты, он затем долго и многословно расписывал победы рейха, истошно вопя и подчеркивая с особым значением каждое слово:

– В эти часы на нашем Восточном фронте вновь происходят громадные события. Уже 48 часов ведется новая операция гигантских масштабов! Она поможет уничтожить врага на Востоке.

Воплями восторга встретил зал следующие слова:

– Я говорю об этом только сегодня, потому что сегодня я могу совершенно определенно сказать: этот противник разгромлен и больше никогда не поднимется. Позади наших войск уже лежит пространство в два раза большее, чем территория рейха в 1933 г., когда я пришел к власти, и в четыре раза большее, чем Англия[25].

Когда немцы взяли Орел и одно стальное кольцо замкнулось к северу от Брянска, а второе – у Вязьмы, Гитлер дал установку пресс-секретарю Третьего рейха обер-группенфюреру СС Отто Дитриху собрать в Берлине пресс-конференцию и объявить всему миру об этом успехе. 8 октября 1941 года, выступая перед многочисленными корреспондентами немецкой и зарубежной печати, он сообщил: «В военном отношении Советская Россия закончилась. Британская мечта о войне на два фронта – мертва»[26].

Итак, стратегически важнейший город – в руках противника. Орел – исходный пункт для решающего наступления на Москву. Журнал боевых действий 4-й танковой дивизии отмечает: «Военное руководство советской державы было шокировано не только началом нашего наступления, но и ходом всего нашего продвижения к Орлу. В противном случае подрывы нескольких мостов, минирование и без того сложного маршрута продвижения привели бы к многодневным задержкам. Так же очевидно, что Красная Армия не владела сведениями о наших планах. Если бы она начала атаковать, то для нас эти атаки стали бы явным и неприятным сюрпризом.

Дальнейший ход событий являлся наглядным примером того, насколько тяжело было завершить успешно удавшийся вначале прорыв танковых соединений. К тому же следует учитывать, что противник и население ни разу не впали в панику. Где бы мы ни оказались, противник оказывал сопротивление»[27].

Это замечание касается, прежде всего, боев между Орлом и Мценском.

В Ставке ВГК решали задачу: как и чем закрыть Москву с южного направления, чтобы остановить движение танковых и моторизованных соединений Гудериана. Генштаб предложил Ставке ВГК в течение четырех-пяти дней сформировать 1-й гвардейский стрелковый корпус с тем, чтобы он занял оборону на южных подступах к Орлу. Заметим, еще не вступив в боевые действия, корпус стал называться гвардейским. Этим авансом определялась целеустановка: остановить танковую группировку Гудериана и не допустить противника к Орлу. Командующим корпуса было предложено назначить генерал-майора Д.Д. Лелюшенко.

Кризис тем временем назревал уже не по дням, а по часам. В Кремле непрерывно совещались и искали ответ на извечный русский вопрос «что делать?». 2 октября в 2 часа 25 минут Лелюшенко был приглашен в кабинет Сталина, где находились члены Государственного Комитета Обороны [28] В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов и Г.М. Маленков, а также заместитель начальника Генерального штаба А. М. Василевский. Комкору было приказано немедленно отправиться на фронт и организовать оборону Орла.

Утром 3 октября Лелюшенко прибыл во Мценск. Сразу же к Орлу была послана разведрота. В 8–10 км северо-восточнее города она встретилась с разведротой немцев. Стало ясно: противник захватил Орел.

Почему так быстро был захвачен Орел? Об этом подробно и в деталях рассказано в первой части двухтомного издания «Орловская битва». Если кратко, то, прежде всего, по вине руководства всех уровней – от Еременко до Генштаба и Ставки. Фактор внезапности 22 июня для командования Брянского и Западного фронта, Генштаба и Ставки повторился. Почему?

а) отсутствие агентурной разведки, которая была практически уничтожена в годы репрессий;

б) неудовлетворительная работа Главного разведуправления Генштаба КА и фронтовой и армейской разведок;

в) почти полное отсутствие данных авиационной разведки.

В результате войска Брянского, так же как Западного и Резервного фронтов, оказались в «котлах». Путь для беспрепятственного движения на Орел был открыт.

Но почему так быстро и неожиданно был взят Мценск? Ведь в этом городе наших войск, в том числе танков и артиллерии, было вдвое больше, чем у врага. 20 тысяч наших воинов против 10 тысяч немецких, 100 танков против 50 гитлеровских, 6 артбатарей против нескольких вражеских зенитных пушек. Причем наши войска были отборные, в том числе две бригады воздушно-десантного корпуса.

Все стало ясно из оперативного журнала 4-й танковой дивизии:

«После 10 км по открытому полю, при видимости всего лишь 200 м, боевую группу возглавляет старший лейтенант Вольшлегер со своей 6-й ротой 35-го танкового полка. Не встретив противника, он пересекает высоту и выходит прямо к юго-восточному мосту у самого Мценска. Наши танки застают врасплох русских часовых, скрывающихся от непогоды под связками соломы. Взрыв заминированной понтонной переправы предотвращен, и в 12.00 танки врываются в город Мценск и несутся по улицам, ведя огонь из всех стволов. (Выделено мною. – Е. Щ.) В центре города захватываются в целости и сохранности две батареи «катюш» и три зенитных орудия. Старший лейтенант Вольшлегер прорывается к большому западному шоссейному мосту через Зушу»[29].

Всего было достаточно, не было только одного – умения воевать, особенно это касается командного звена армейского и фронтового уровня.

Не на высоте оказался командующий 1-м гв. стрелковым корпусом генерал Лелюшенко. Немцы, применив глубокий охват своей небольшой ударной группировкой и захватив понтонный мост, охраняемый беспечными десантниками-гвардейцами, ворвались в город с тыла.

В боях немецкие части также несли потери. Они несравнимо меньше наших, но здесь постепенно терялся костяк немецких дивизий. Терялись навсегда – бесславно и безмогильно – наиболее опытные и «удачливые» в начальном периоде войны солдаты. Для оставшихся в живых немцев война на российских просторах принимала теперь совершенно неожиданный оборот. Они завязли не только в русской грязи. Здесь завязла, а затем и вовсе захлебнулась идея блицкрига, а «Тайфун» навсегда угас.

Только 25 октября, пишет Гудериан, закончились бои в районе Брянска. А еще раньше, 23 октября, когда к Мценску подошли гренадерский полк «Великая Германия» и 29-я моторизованная дивизия, ударом 3-й танковой дивизии, «которой были переданы в это время все наличные танки», северо-западнее Мценска был прорван фронт и враг устремился к Туле. Танковая ударная группа Гудериана (3-я и 4-я танковые и 29-я моторизованная дивизии) 29 октября уже была в 4 км от Тулы.

Итак, боевые действия Брянского фронта в Орловско-Брянской оборонительной операции (3, 13, 50-й армий и группы генерала Ермакова, 1-й гвардейский стрелковый корпус), которые велись с 30 сентября по 30 октября 1941 года, сыграли огромную роль как в плане достижения результатов оперативно-тактических, так и стратегических. Месяц боев между Орлом и Мценском позволил подготовить Тулу к обороне.

Но в то же время следует отметить, что пример боевых действий Красной Армии в Орловско-Брянской оборонительной операции раскрывает вопиющее противоречие между совершенно непрофессиональным руководством генералов Еременко и Лелюшенко (пассивность, безынициативность в принятии решений) и достаточно зрелыми в профессиональном отношении действиями командного звена армий и дивизий.

Действия Еременко и Лелюшенко – наглядный пример того, когда некомпетентность (ввиду недостаточного уровня образования, опыта и ума, не соответствующих занимаемому посту) компенсировалась «втиранием в доверие» и обещанием «золотых гор» Сталину, что в результате обернулось катастрофой для четверти миллиона кадровых, отмобилизованных и хорошо вооруженных военных из дивизий действующего фронта.

Немецкое командование извлекло уроки из тех событий.

Гудериан, анализируя сражения первой декады октября, отметил: «У Мценска развернулись ожесточенные бои местного значения. Превосходство материальной части наших танковых сил было отныне потеряно и теперь перешло к противнику. Тем самым исчезли перспективы на быстрый и непрерывный успех».

Срочно была создана комиссия с представителями министерства вооружения, танкостроительных фирм, а также конструкторами танков. «Нам надлежало на месте осмотреть подбитые на поле боя танки и обсудить вопрос о конструкции новых танков. Я также потребовал ускорить производство более крупных противотанковых пушек, способных пробивать броню танка Т-34».

Мышление нашего руководства в отношении танка Т-34 длительное время оставалось консервативным. К примеру, Сталин оставил без внимания аргументы генерала Катукова, которыйво время беседы с ним в Кремле сообщил о недостатках танка Т-34. И только после танковых сражений в районах Прохоровки (Курская область) и Борилово [30] (Болховский район Орловской области), где в июле 1943 г. было потеряно огромное количество бронированных машин, Сталин внял доводам наших генералов и приказал срочно поставить на поток танк Т-34 с новой 85-мм пушкой.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал