Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Письменный Устный






 

Индивидуальный ИП ИУ
Групповой ГП ГУ

Рис. 1.3. Логический квадрат основных видов социологического опроса'

1.14. Технические средства опроса

Социологические опросы — дорогостоящее мероприятие, осо­бенно если одновременно опрашивается несколько тысяч человек. При исследовании культурных различий подобные опросы иног­да проводятся в нескольких странах одновременно. Их стоимость велика, так как высока цена единичного контакта с респондентом, передачи полученных результатов в центр обработки, будь то меж­дугородний телефонный звонок, почтовое сообщение, телефакс.

Сегодня телефон и компьютер — два лидера среди технических помощников социолога. Первый позволяет опрашивать большое количество респондентов, находящихся за тысячи километров от офиса, в короткие сроки. Второй в онлайн-режиме дает возмож­ность опросить еще большее число людей по минимальной себе­стоимости и при этом быстро обработать данные с помощью спе­циальных программ.

С каждым годом растет число пользователей Интернетом во всем мире. Это дает возможность исследовательским компаниям исполь­зовать Интернет в качестве средства проведения исследования. Нет сомнений, что уже в самом ближайшем будущем большинство ис­следований, которые сейчас проводятся традиционными способа­ми, будут проводиться в режиме онлайн. Здесь два очевидных пре-

имущества: стоимость и сроки проведения. Понятие web-интерьъю станет таким же традиционным, как./асе-/о-./ясе-интервыо. Цену единичного контакта Интернет снизил практически до нуля.

О возможностях использования технических средств в социо­логическом опросе в нашей стране начале говорить давно, прак­тически одновременно с институциализацией социологии в кон­це 1960-х гг. Однако на практике дело ограничивалось только ста­дией анализа данных, где использовались ЭВМ. В 1970-е и особенно в 1980-е гг. техника начинает проникать и на стадию сбора первичной информации.

Первые попытки автоматизации социологического исследова­ния, в частности анкетного опроса, приходятся в нашей стране на вторую половину 1970-х гг., тогда как в США уже широко при­менялись компьютеризованные методики типа CAPL

В конце 1980-х гг. специалисты говорили о том, что в развитии методики сбора социологической информации уже достаточно чет­ко обозначились три направления: традиционное, когда интервьюер проводит опрос с помощью пера и бумаги; сравнительно новое, когда исследователь в ходе беседы использует различные техничес­кие средства; и, наконец, перспективное направление, при кото­ром осуществляется передача всех функций и операций ЭВМ.

Острая потребность социологии в технических средствах объяс­няется рядом причин. Одна из важнейших заключается в необхо­димости сократить затраты времени и средств на сбор, обработку, хранение и использование полученных результатов при проведении больших (по объему выборочной совокупности) исследований. При обработке вручную величина этих затрат часто обусловливала про­ведение опроса на небольших выборках, в противном случае резуль­таты исследования можно было получить только очень не скоро. Иногда это время измерялось годами. Во-вторых, привлечение к опросам большого количества интервьюеров с разной подготовкой вело к получению ненадежных, нерепрезентативных данных и, в свою очередь, также стимулировало применение разного рода тех­нических средств.

Телефон — одно из первых технических средств, получивших довольно быстрое распространение в социологических исследова­ниях. В регионах с высоким уровнем телефонизации он является главным средством получения сведений о реакции аудиторий га­зет, журналов, радио и телевидения на их материалы и передачи, а также на различные события. В перспективе при телефонном интервью будут применяться факсимильные аппараты. Использо­вание таких аппаратов позволит соединить достоинства анкети­рования с преимуществами телефонного интервью.

Телефоны, оборудованные автоматическими ответчиками и накопителями информации, а также селекторными и факсимиль­ными установками, помогают организовать коллективный разго­вор, фиксацию сообщений в отсутствие респондента, передачу копий материалов. Кроме того, специальный блок телефонного устройства обеспечивает автоматический перенос вызова абонен­та при временной занятости линии.

В отличие от телефонного телевизионное интервью с его на­глядностью практически снимает проблему длины вопросов и са­мого вопросника, необходимость ограничивать количество альтер­натив. Однако в телеинтервью практически отсутствует обратная связь. Это приводит к необходимости ориентироваться на «сред­нестатистического» опрашиваемого, использовать определенные приемы для завоевания доверия и расположения телеаудитории. Прототипом быстрой и надежной обратной связи могут служить телевизионные производственные совещания — планерки — на некоторых крупных предприятиях нашей страны.

В 1980-е гг. в опросах использовались и другие технические средства. В частности, социологи стали активно применять мик­рокалькуляторы, переносные кассетные магнитофоны и диктофо­ны, совмещая этапы сбора и анализа, сокращая время и стоимость исследования. Например, использование программируемых мик­рокалькуляторов (микро-ЭВМ) в некоторых случаях оказывалось более эффективным и экономичным, чем применение стационар­ных ЭВМ.

Первые попытки автоматизации, например, анкетного опроса приходятся на вторую половину 70-х гг. Именно в это время за рубежом, по преимуществу в США, стали разрабатываться мето­дики CAP/ (Computer-Assisted Personal Interviewing — личное интер­вью с помощью компьютера), CAT/ (Computer Assisted Telephone /nterview — телефонное интервью с помощью компьютера), CSAQ (Computer Assisted Self-Administered Questionnaire — заполнение ан­кеты респондентом на компьютере), CASI/P (Computer Assisted Self-Administered /nterview With an /nterviewer Present — интервью с по­мощью компьютера в присутствии интервьюера). Традиционные же интервью получили название PAP/ (Paper and Pen /nterview), т.е. «интервью с карандашом и бумагой»43.

вит порядка 20 анкет. Это означает, что для полного сбора пер­вичной информации нам потребуется 85 тыс. человеко-дней. Предположим, что мы намереваемся завершить опрос за 10 дней и заплатить за каждое интервью 20 руб. Таким образом, нам при­дется привлечь 8, 5 тыс. помощников и заплатить им в общей слож­ности 340 тыс. руб. Какой бы важной ни была полученная инфор­мация, вряд ли она окупит столь огромные расходы, не говоря о прочих издержках. К прочим можно отнести, например, те день­ги, которые теряет предприниматель, разрешая социологам от­влечь для опроса пару-тройку сотен своих рабочих, которые в этот момент не создают материальной продукции и тем самым лиша­ют бизнесмена определенной части прибыли.

Вот почему практически всегда2 социологи прибегают к выбо­рочным методам опроса. Суть выборочного метода заключается в том, что по определенным — довольно строгим — правилам из общей численности людей, так называемой генеральной совокуп­ности (население всей страны, все городское население, все жи­тели одного города или района, вся молодежь и т.п.), отбирается ограниченное число людей, которое призвано в качестве своеоб­разной модели воспроизводить структуру объекта. На языке со­циологов эта группа людей (равно как и процедура по ее опреде­лению) именуется выборкой.

Правильное построение выборочной совокупности — основа и гарантия высокой точности социологического исследования. Опрашивать всю генеральную совокупность, например всех нар­команов, физически невозможно, экономически невыгодно, а в научном плане бесполезно. Ученые давно заметили, что после известного количества анкет результаты начинают повторяться, выстраиваясь в определенные закономерности. Минимальным порогом служат обычно 20 анкет (для страховки социологи услов­но приняли цифру 50 — некий гарантированный объем выбороч­ной совокупности, которая позволяет ученому обнаружить общие тенденции). Если респонденты не очень сильно отличаются друг от друга, скажем, принадлежат к одной профессии, классу, полу, возрасту, то очень скоро в их ответах начинают просвечивать об­щие тенденции. К примеру, все 30-летние в основном женаты, редко меняют место работы и больше ориентированы на карьеру, чем 20-летние.

Выяснились и другие любопытные особенности. Скажем, чем проще вопросы, тем быстрее выявляются повторы. Чем меньше

альтернатив (или, как еще говорят, закрытий) в анкетном опро­се, тем через меньшее число анкет начинают проступать общие тенденции. Таким образом, в простейшем случае, если социолог не ставит целью провести фундаментальное исследование с соблю­дением всех методических требований, ему лучше сконструиро­вать несложную анкету, сделать однородную выборку и охватить небольшое число респондентов. Обычно подобные исследования называют разведывательными, постановочными, зондажными.

Разумеется, всего этого недостаточно для широкомасштабно­го обследования, гетерогенной выборки, разнородной и громозд­кой анкеты либо для эмпирического подтверждения гипотезы, отвечающего всем требованиям научного канона. Но для пробного или, лучше сказать, постановочного исследования, где социолог не идет дальше постановки проблемы, этого вполне достаточно.

Итак, социологи отказались от сплошного исследования в пользу выборочного не только по финансовым, но и по научным соображениям. Поэтому мы должны себе сказать: собирать инфор­мацию обо всей популяции (или генеральной совокупности) не только невозможно, но часто и не нужно. Но в тех ситуациях, особенно в маркетинговом исследовании, где от социолога тре­буют точной информации о целой категории людей, например потребителях растворимого кофе, заказчик выделяет из своего кармана (по существу, отказывается от части прибыли) немалые деньги и исследовательская фирма рискует своим авторитетом, к выборочному опросу следует подходить по всем правилам, про­являть максимум ответственности, соблюдать все методические правила.

История свидетельствует, что когда нарушаются принципы случайной выборки и какой-то группе респондентов оказывается предпочтение — произвольно или непроизвольно, намеренно или в силу независящих от ученого обстоятельств, — происходит ка­тастрофа. Применение смещенной или неправильно составленной выборки специалисты любят демонстрировать на примере круп­ного скандала, случившегося в 1930-е гг. с журналом «Литэрари Дайджест», организовавшим опрос общественного мнения отно­сительно результатов выборов. Как и любой другой дайджест, журнал в основном жил чужими материалами, перепечаткой га­зетных и журнальных статей, в данном случае посвященных оп­росам общественного мнения. Начиная с 1920 г. журнал стал за­ниматься организацией собственных опросов, в частности провел широкомасштабный общенациональный опрос, в ходе которого более чем миллиону человек по почте были разосланы избиратель­ные бюллетени с просьбой отметить, чья кандидатура на предсто-

 

 

Глава 2. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ВЫБОРКИ1

Большинство социологических исследований носит не сплош­ной, а выборочный характер: по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-де­мографическим признакам структуру изучаемого объекта. Такое исследование именуется выборочным.

Выборочное обследование представляет собой способ система­тического сбора данных о поведении и установках людей посред­ством опроса специально подобранной группы респондентов, да­ющих информацию о себе и своем мнении. Оно является более экономичным и не менее надежным методом, чем сплошное ис­следование, хотя требует более изощренной методики и техники.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал