Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Табличное представление данных






Социологу в ходе этих заключительных стадий необходимо постоянно помнить о том, что чаще всего те, кто будет читать ваш аналитический отчет, — отнюдь не профессиональные социологи. Значит, вам необходимо подумать о том, как наиболее наглядно и убедительно представить данные, полученные в результате об­работки первичной социологической информации, чтобы более четко и емко изложить свои выводы, сформулированные в ходе анализа этих данных.

Позаботиться о том, какие таблицы вы будете строить, следу­ет еще на этапе разработки программы исследования — не только при формулировке вопросов анкеты, но и при кодировке их, и в особенности — при разработке той части методического раздела программы, которая относится к логической схеме обработки и анализа данных. Возможно, следует заранее составить списки таб­лиц — как простых, так и комбинированных — с указанием рас­положения переменных по строкам и столбцам. Это упростит про­цедуру обработки данных, сделает ее более компактной во време­ни и более четкой по организации. Вероятно, несколько сложнее заранее предсказать, какие из графических изображений могут оказаться наиболее приемлемыми и значимыми, во многом это проявляется в ходе обработки. И, тем не менее, было бы целесо­образно заранее составить предполагаемый перечень графиков, которые следовало бы построить и просмотреть (пусть даже мно-гие из них и не войдут в окончательный отчет), исходя из харак­тера гипотез, сформулированных в программе. Это лишний раз подчеркивает важность подготовительного этапа — составления программы социологического исследования — и его влияния на окончательные результаты, эффективность, качество и успех этого серьезного и непростого дела.

Таблицы и графики в аналитическом отчете служат не просто иллюстративными материалами, а содержат в себе саму суть, ядро полученной в ходе исследования информации. Без них просто невозможно выразить в словесной форме выводы исследования, и текстовой материал превращается в простую словесную шелу-ху. У нас речь пойдет как о технике составления и обработки, ре­дактирования таблиц и графиков, так и о некоторых областях их| применения.

Статистической называется таблица, которая содержит сводную числовую характеристику исследуемой совокупности по одному или нескольким существенным признакам, взаимосвязанным ло- гикой экономического анализа. Социологические таблицы, полу-чаемые после сбора и анализа первичных данных, относятся к числу статистических. Таблица содержит три вида заголовков: общий, верхние и боковые. Общий заголовок отражает содержа-ние всей таблицы (к какому месту и времени она относится), paс-полагается над ее макетом по центру и является внешним заго-ловком. Верхние заголовки характеризуют содержание граф (за-головки сказуемого), а боковые (заголовки подлежащего) - срок. Они являются внутренними заголовками.

Основные элементы статистической таблицы, представленные на рис. 5.1, составляют как бы ее основу.

 

 

 

Название таблицы* (общий заголовок)
Содержание строк Наименование граф (верхние заголовки)
А            
Наименование строк (боковые заголовки)            
           
           
           
Итоговая строка           Итоговая графа

* Примечания к таблице.

Рис. 5.1. Основа статистической таблицы

Все группировки значений различных переменных, которые были предусмотрены программой исследования, ложатся в осно­ву статистических таблиц, которые обобщают обработанную пер­вичную социологическую информацию. Таблица3 это перечень сведений, обычно числовых данных, приведенных в определен­ную систему и разнесенных по графам — строкам и столбцам. Внешне таблица представляет собой пересечение граф и строк, которые формируют ее состав. Каждое пересечение образует клет­ку таблицы. Размер таблицы определяется произведением числа строк на число граф. Цифровой материал может быть представ­лен абсолютными (численность населения РФ), относительными (индексы цен на продовольственные товары) и средними (сред­немесячный доход служащего коммерческого банка) величинами. При необходимости таблица сопровождается примечанием, ис­пользуемым с целью пояснения заголовков, методики расчета не­которых показателей, источников информации и т.д.

Строго говоря, процедура составления таблиц не представляет собой какой-то особой математической операции. Это скорее оп­ределенная форма отображения рядов распределений, полученных в результате расчетов. Основное преимущество этой формы зак­лючается в том, что в ней кратко и емко даются пояснения зна­чений соответствующих группировок. Хорошо сконструированная таблица позволяет как самому исследователю, так и заказчику более четко представить, описать и объяснить смысл и сущность изучаемого социального явления.

По логическому содержанию таблица представляет собой «ста­тистическое предложение», основными элементами которого яв­ляются подлежащее и сказуемое.

Подлежащим таблицы называется объект, характеризующийся цифрами. Это могут быть одна или несколько совокупностей, от­дельные единицы совокупностей (фирмы, объединения) в порядке их перечня или сгруппированные по каким-либо признакам (от­дельные территориальные единицы или временные периоды в хро­нологических таблицах и т.д.). Обычно подлежащее таблицы да­ется в левой части, в наименовании строк. В социологической таблице подлежащим выступает конкретная переменная, которая подвергается анализу (рис. 5.1).

Сказуемое— система показателей, которыми характеризуется объект изучения, т.е. подлежащее (или то, что именно говорится в статистическом предложении о подлежащем). Сказуемое формирует верхние заголовки и составляет содержание граф с логически пос­ледовательным расположением показателей слева направо4.

Заголовок — название таблицы, которое раскрывает структуру группировки описываемых переменных либо характер связи (за­висимости) между двумя и более переменными. Наряду с этим в названии (или чаще в подзаголовке) иногда указываются общие для всех переменных единицы измерения (число ответов, процен­ты, средний балл и т.д.).

Все таблицы можно разделить на три вида: простые (линей­ные), групповые и комбинационные.

Простые таблицы представляют собою перечень (список) от­дельных значений той или иной переменной с количественной или качественной характеристикой каждой из них в отдельности. Поэтому иногда их называют также перечневыми. Примером про­стой таблицы может служить распределение опрашиваемой сово­купности по полу респондентов (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Распределение респондентов по полу

Пол Частота Процент
Мужчины   46, 1
Женщины   52, 4
Не указали   1, 6
Всего   100, 0

Групповые таблицы обычно содержат группировку единиц совокупности по одному признаку, а комбинационные — по двум

 

и более признакам. В комбинационных таблицах, чтобы избежать излишней нагроможденное™ данных, затрудняющей их воспри­ятие, иногда опускают абсолютные величины (частоты) тех или иных значений переменных, оставляя лишь пропорции или про­центы. Примером комбинационной разработки статистической таблицы может служить табл. 5.2.

Таблица 5.2

Распределение рабочей молодежи по возрастам поступления на работу в

Москве и Московской области в 20-е гг.5 (в процентах к общей численности каждой половой группы)

 

Возраст(лет) По губернии По Москве
юноши девушки юноши девушки
до 12 7, 4 3, 8 12, 0 4, 7
13-15 48, 1 43, 7 59, 2 56, 5
16-18 44, 5 52, 5 28, 8 38, 8

Такая таблица являет собою уже нечто большее, нежели про­стой перечень данных. Она, с одной стороны, является как спо­собом, так и результатом определенной организации, системати­зации данных, а с другой — может стать удобным инструментом для анализа связей между тремя переменными — географическим положением, полом и возрастом.

Хорошо сконструированная таблица позволяет исследователю более четко представить и описать смысл и сущность изучаемого им социального явления.

Но что такое грамотно сконструированная таблица? Приведем основные правила построения статистических таблиц:

♦ таблица должна быть компактной и содержать только те исходные данные, которые прямо отражают исследуемое явле­ние — либо в статике, либо в динамике;

♦ следует избегать ненужной, второстепенной, бессодержатель­ной, не относящейся к данному объекту исследования информации;

♦ цифровой материал необходимо излагать таким образом, чтобы при анализе таблицы сущность явления раскрывалась чте­нием строк слева направо и сверху вниз;

♦ заголовок таблицы, а также названия граф и строк должны быть четкими, краткими, лаконичными;

♦ в заголовке должны быть отражены объект, признак, время и место совершения события;

♦ в социологических таблицах, отражающих результаты выбороч­ного опроса, в заголовок выносится доля от числа опрошенных (в % к общему числу опрошенных, к общему числу ответивших и т.д.);

♦ заголовки таблицы, граф и строк пишутся полностью, без сокращений;

♦ для облегчения чтения таблицы необходимо избегать боль­шого количества точек7 и запятых в названиях таблицы и граф;

♦ графы и строки в социологических таблицах не обязатель­но нумеровать;

♦ графы и строки должны содержать единицы измерения, со­ответствующие поставленным в подлежащем и сказуемом пока­зателям; при этом используются общепринятые сокращения еди­ниц измерения (чел., руб., кВт • ч и т.д.);

♦ информация, располагаемая в столбцах (графах) таблицы, завершается итоговой строкой, обозначаемой: всего, итого;

♦ если названия отдельных граф повторяются между собой, содержат повторяющиеся термины или несут единую смысловую нагрузку, то им необходимо присвоить общий объединяющий за­головок;

♦ лучше всего располагать сопоставляемую в ходе анализа информацию в соседних графах (либо одну под другой), что об­легчает процесс ее сравнения;

♦ для удобства чтения и работы числа в таблице следует про­ставлять в середине граф;

♦ числа целесообразно округлять с одинаковой степенью точ­ности (до целого знака, до десятой доли);

♦ отсутствие данных в разных случаях обозначается по-разно­му: а) если данная позиция (на пересечении соответствующих гра­фы и строки) вообще не подлежит заполнению, то ставится знак; «X»; б) когда по какой-либо причине отсутствуют сведения, то ставится многоточие «...» или «Нет свед.», или «Н. св.»; в) при отсутствии явления ставится знак — (прочерк);

♦ в случае необходимости дополнительной информации, разъясняющей отдельные позиции в таблице, к ней даются спе­циальные примечания (о сущности или ограничении сферы рас­пространения данного показателя, применяемой методологии, используемых источниках и т.д.).

Соблюдение приведенных правил построения и оформления статистических таблиц делает их основным средством представ­ления, обработки и обобщения статистической информации о состоянии и развитии анализируемых социально-экономических явлений.

Прежде чем перейти к методическим рекомендациям по созда­нию и редактированию таблиц, необходимо обратить внимание на некоторые важные моменты, связанные с их конструированием. Прежде всего, следует отметить, что наиболее рациональным было бы продумать конструкцию таблиц на стадии разработки методи­ческого раздела программы социологического исследования, а именно той его части, которая называется «Логическая схема об­работки и анализа данных». В этой части фактически и задается конструкция и формат таблиц. Обычно не возникает особых слож­ностей с конструкцией таблиц простых (линейных) распределе­ний. Что же касается комбинационных таблиц, то здесь хотелось бы дать некоторые методические рекомендации, исходя из прак­тического опыта проведения исследований.

Большинство комбинационных таблиц при расчетах в про­грамме SPSS формируется в ходе операции, именуемой кросста-буляция. Получаемые в результате кросстабы должны быть, как и любые другие таблицы, наглядны, обозримы и, по возможно­сти, размещаться в пределах одной страницы. Поэтому первая ре­комендация состоит в следующем: так как ориентация текста на странице в абсолютном большинстве случаев бывает «книжная», а не «альбомная» (т.е. страница больше по высоте, чем по ши­рине), нужно обращать внимание на соотношение числа значе­ний (вариантов) тех переменных, связь между которыми будет отражена в кросстабе. При этом мы советуем руководствоваться простым правилом: ту переменную, которая имеет больше воз­можных значений, лучше размещать по строкам, а ту, у которой значений меньше, — по столбцам. Попытаемся показать это на конкретном примере.

По результатам опроса, проведенного студентами НКИ в Ниж­нем Новгороде в декабре 2001 г. и посвященного изучению оце­нок ситуации, сложившейся в течение первых 100 дней после выборов нового губернатора, мы решили выявить связь между возрастом избирателей и уровнем их электоральной активности (по факту реального участия во втором туре выборов губернато­ра). Для этого мы производим кросстабуляцию («перекрестное» наложение распределений ответов на вопросы о возрасте и об уча­стии в выборах). Переменная «участие», согласно анкете, имела 3 значения (да, нет, не помню); переменная «возраст» — 5 значений 226

(до 30 лет; 30—39 лет; 40—49 лет; 50—59 лет; 60 лет и старше). Та­ким образом, таблица может иметь два различных вида в зависи­мости от расположения переменных. Если мы разместим по стро­кам переменную «участие», а по столбцам переменную «возраст», то таблица будет иметь 3 строки и 5 столбцов; а если точнее, то 6 строк и 8 столбцов (6x8), поскольку нужно добавить и по стро­кам, и по столбцам, во-первых, размещение сказуемых, во-вто­рых, варианты «не дали ответа», в-третьих, суммы. Если же мы поступим наоборот, т.е. разместим по строкам переменную «воз­раст», а по столбцам переменную «участие», то таблица будет иметь 7 строк и 5 столбцов (7x5). Реально эти два варианта раз­мещения будут выглядеть так, как показано в табл. 5.3а и 5.36.

Таблица 5.3а

 

 

  Зависимость участия в выборах от возраста    
Участие в выборах Возраст   Всего
Нетответа до 30 лет 30—39 лет 40—49 лет 50-59 лет 60 лет и старше
Нет ответа              
Процент 36, 4   0, 6 1, 0   1, 0 1, 0
Да              
Процент 36, 4 50, 4 60, 4 60, 5 81, 0 72, 0 60, 4
Нет              
Процент 18, 2 47, 0 34, 9 37, 4 15, 5 27, 0 36, 2
Не помнят              
Процент 9, 1 2, 7 4, 1 1, 0 3, 6   2, 4
Всего              
Процент 100, 0 100, 0 100, 0 100, 0 100, 0 100, 0 100, 0

Вообще характер размещения переменных по строкам или столг бцам особо принципиального значения не имеет, однако нам кажет-ся, что второй вариант предпочтительнее в силу своей компактнос-ти и лучшей обозримости. Хотя, конечно, во многом это дело вку- са, и преимущества второго варианта становятся более очевидны, когда одна из переменных имеет достаточно большое число возмож-ных значений. Однако для дальнейшего анализа необходимо принять во внимание еще одно правило: внимательно отслеживайте, где вы размещаете независимую переменную, и соответственно этому зада-вайте команду на расчет процентов в кросстабе.

Напомним процедуру расчетов в SPSS. Учитывая, что в табл. 5.3а независимая переменная — в данном случае возраст — размещается по столбцам, при расчете кросстабуляции в программе SPSS мы, перед тем как нажать клавишу < ОК>, вошли в диалоговое окно

Options и там задействовали опцию Column percentage (Процент по столбцам), затем, нажав клавишу < Continue>, вернулись в окно Crosstabs и лишь после этого нажали клавишу < ОК>. Соответствен­но, поскольку в табл. 5.36 независимая переменная размещается по строкам, мы выбирали опцию Row percentage (Процент по строкам).

Таблица 5.369

Зависимость участия в выборах от возраста

 

 

Возраст Участие в выборах Всего
Нет ответа Да Нет Не помнят
Нет ответа          
Процент 36, 4 36, 4 18, 2 9, 1 1, 3
До 30 лет          
Процент   50, 4 47, 0 2, 7 32, 1
30—39 лет          
Процент 0, 6 60, 4 34, 9 4, 1 20, 5
40—49 лет          
Процент 1, 0 60, 5 37, 4 1, 0 23, 7
50—59 лет          
Процент   81, 0 15, 5 3, 6 10, 2
60 лет и старше          
Процент 1, 0 72, 0 27, 0   12, 2
Всего          
Процент 1, 0 60, 4 36, 2 2, 4 100, 0

5.2. Техника редактирования таблиц10

Существует целый ряд особенностей редактирования данных, полученных при расчетах с помощью пакета SPSS, в программе текстового редактора Microsoft Word. Дело в том, что результаты своих расчетов пакет SPSS выдает в формате MS-DOS. Получен-* ный в SPSS файл накопления полученных результатов расчетов (возникающий в окне под названием Output") сохраняется с рас­ширением (.1st) — для версии 6.012 или (.Us) — для версии 4.0. По­этому перед тем как открыть его из программы Word, необходи-228

мо в окошке «Тип файлов» выбрать вариант «все файлы», иначе в перечне файлов он просто не отразится. После того как, выбрав нужный файл, вы нажмете клавишу «открыть», программа Word сделает запрос относительно того формата, в который необходи­мо преобразовать этот файл. В диалоговом окне «Преобразование файла» следует выбрать вариант «Текст DOS».

Приведем пример процедур (с указанием последовательности операций) редактирования конкретных таблиц. В упоминавшемся выше опросе по поводу изучения тех оценок, которые дают ниже­городцы сложившейся послевыборной ситуации, первый вопрос анкеты вместе с вариантами ответов звучал следующим образом:

1. К какому типу избирателей Вы себя относите?

1 — участвую обычно во всех выборах.

2 — участвую только в тех выборах, когда хорошо известны кандидаты и их предвыборные программы.

3 — участвую или не участвую в выборах по случайным при­чинам (настроение, погода, занятость домашними делами и т.д.).

4 — обычно не участвую ни в каких выборах.

После того как мы проделаем все описанные выше манипуляции по загрузке файла в окно Word, соответствующее распределение от­ветов по первой переменной будет выглядеть следующим образом13:

VAR00001

Valid Cum Value Label Value Frequency Percent Percent Percent

  0, 00   1, 3 1, 3 1, 3
  1, 00   31, 7 31, 7 33, 0
  2, 00   27, 5 27, 5 60, 5
  3, 00   24, 5 24, 5 85, 1
  4, 00   14, 9 14, 9 100, 0
  Total   100, 0 100, 0  
Valid cases   Missing cases    

Понятно, что в таком виде полученные данные анализировать было бы довольно трудно, в особенности человеку, не искушенно-; му в прикладной социологии. Поэтому необходимо преобразовать их

в привычный табличный вид. Вначале предстоит провести несколь­ко подготовительных операций. Два последних столбца содержат такие данные, которые нам в дальнейшем не пригодятся14. Избавить­ся от них можно, вырезав (удалив) этот фрагмент. Мы рекомендуем такой прием редактирования: нажмите клавишу < Alt>, после чего выставьте курсор в нижний (или верхний) правый угол последней колонки и, не отпуская клавиши < Alt>, щелкните левой клавишей мыши и, удерживая ее в этом положении, обведите обе колонки (выделив тем самым фрагмент, подлежащий удалению):

VAR00001

 

Value Frequency Percent Percent Percent
0, 00   1, 3 1, 3 1, 3
1, 00   31, 7 31, 7 33, 0
2, 00   27, 5 27, 5 60, 5
3, 00   24, 5 24, 5 85, 1
4, 00   14, 9 14, 9 100, 0
Total   100, 0 100, 0  
      _________ _________

Valid

Cum

После этого с помощью клавиши < Del> удалите выделенный фрагмент. Точно так же удаляется и лишнее поле слева. Теперь можно удалить лишние знаки и целые строки, после чего заготовка таблицы приобретет такой вид:

VAR00001

Value Frequency Percent

0, 00   1, 3
1, 00   31, 7
2, 00   27, 5
3, 00   24, 5
4, 00   14, 9
Total   100, 0

Учитывая, что надписи в таблице должны быть сделаны по-русски, необходимо изменить англоязычные термины на рус-230

ские. Поскольку файл обычно содержит не одно распределение, а сразу все, лучше проделать соответствующую замену одновре­менно для всего файла. Поэтому выберите команду Правка -» Заменить; в окошке «Найти» наберите «Value», а в окошке «За­менить» — «Вариант ответа»; затем нажмите клавишу «Заме­нить все». Проделайте аналогичную операцию для всех осталь­ных пар замены:

Frequency -> Частота

Percent -> Процент

Total -> Всего.

Изменив характер шрифта (лучше выбрать Times New Roman) и задав соответствующий размер, вы получите такой вид:

Вариант ответа Частота Процент

0, 00   1, 3
1, 00   31, 7
2, 00   27, 5
3, 00   24, 5
4, 00   14, 9
    100, 0

Всего

Теперь поставьте знак [; ] (точка с запятой) в конце двух пер­вых столбцов (в последнем столбце не ставить!):

г

Вариант ответа; Частота; Процент

0, 00; 11; 1, 3

I 1, 00; 261; 31, 7

| 2, 00; 226; 27, 5

3, 00; 202; 24, 5

4, 00; 123; 14, 9

L

Всего

823;

100, 0

Выделите все три колонки и с помощью команды Таблица -> Добавить таблицу поместите тем самым обрабатываемый матери­ал во вновь созданную таблицу:

Вариант ответа Частота Процент
0, 00   1, 3
1, 00   31, 7
2, 00   27, 5
3, 00   24, 5
4, 00   14, 9
Всего   100, 0
Таблица будет лучше выглядеть, если в двух последних колон­ках мы произведем выравнивание «по центру»:
Вариантответа Частота Процент
0, 00   1, 3
1, 00   31, 7
2, 00   27, 5
3, 00   24, 5
4, 00   14, 9
Всего   100, 0

Заключительная часть работы состоит в том, чтобы: 1) заменить номера вариантов ответов на их содержание, заданное анкетой (заменив при этом в формулировках вопросов первое лицо на тре­тье и, по возможности, сократив, выразив самую суть); 2) проста­вить ее порядковый номер и 3) сформулировать заголовок табли­цы. Для придания более представительной и компактной формы можно также выполнить команду Таблица -> АвтоформатСет­ка 1. Таблица приобретет окончательный вид:

Таблица 5.4

Самоидентификация по типу избирателей

Вариантответа Частота Процент
Не дали ответа"   1, 3
Участвуют во всех выборах   31, 7
Участвуют, когда известны кандидаты   27, 5
Участвуют по случайным причинам   24, 5
Не участвуют ни в каких выборах   14, 9
Всего   100, 0

Теперь, как нам кажется, табл. 5.4 стала вполне понятной, обо­зримой и удобной для анализа методами описательной статистики16.

Несколько иначе выглядит процедура редактирования в тексто­вом редакторе Word комбинационных таблиц, рассчитанных сред­ствами SPSS версий 4.0 и 6.017. Рассмотрим этот процесс для крос-стаба, отражающего в том же исследовании связь между возрас­том и участием в выборах. Кросстабуляция в данном случае

представляла собою наложение двух переменных — участие в вы­борах (var0000218) и возраст (varOOO55).

Предположим, что в упомянутом выше исследовании вы на­мереваетесь проверить гипотезу о наличии связи между возрастом опрошенных (респондентов) и их участием в выборах. Для этого вы производите кросстабуляцию соответствующих переменных — участие в выборах (по колонкам) и возраст (по строкам). В анке­те соответствующие вопросы выглядели так:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал