Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура или композиция?






Не так давно выяснилось, что помимо чисто логических за­конов при составлении социологической анкеты действуют еще психологические и эстетические законы. Оказалось, что преды­дущие вопросы могут влиять на восприятие и понимание пос­ледующих, что чрезмерное количество тех и других утомляет респондента, что некрасиво оформленная анкета вызывает боль­шее число отказов от участия в опросе, чем анкета с современ­ным дизайном, и т.д.

Одним словом, методисты, опираясь на данные самых разных наук и множество специальных экспериментов, пришли к выво­ду о том, что конструирование социологической анкеты — это не какое-то ремесло или производственная технология, которые мож­но свести к точному перечню правил и требований, а некое имп­ровизационное искусство, лишь опирающееся на подобные пра­вила, но целиком к ним не сводящееся.

Вот тогда-то и появилось на свет новое слово — композиция. Это слово, происходящее от латинского compositio (составление, связывание), имеет множество значений. Одно из них — постро-

ение художественного произведения, обусловленное его содержа­нием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция — важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной литературе композиция — мотивированное рас­положение компонентов литературного произведения; компонен­том (единицей композиции) считают «отрезок» произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т.д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, од­ного из героев) на изображаемое. Взаиморасположение и взаимо­действие этих «отрезков» образуют композиционное единство про­изведения. Композицию часто отождествляют как с сюжетом, системой образов, так и со структурой художественного произве­дения (иногда синонимами понятий «композиция» и «структура» служат слова: «архитектоника», «построение», «конструкция»). Есть и другие значения слова «композиция»: 1) музыкальное, жи­вописное, скульптурное или графическое произведение; 2) произ­ведение, включающее различные виды искусств (например, лите­ратурно-музыкальная композиция) или составленное из различ­ных произведений и отрывков; 3) сочинение музыки; учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.

У термина «структура» гораздо меньший послужной список. Он намного беднее в части этимологического разнообразия, имеет всего одно значение. Структура (от лат. structura — строение, рас­положение, порядок) — совокупность устойчивых связей объек­та, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

С первого взгляда ясно, что интеллигентная, художественно раскрепощенная композиция выигрывает у армейски суровой структуры количеством и качеством своих практических прило­жений. Использование композиции для определения науки и ис- кусства составления социологической анкеты кажется более пра­вильным и уместным. Итак, в чем же заключается композицион­ное искусство анкетирования?

Если верить С. Новаку, социологическая анкета как особый тип научного инструмента имеет четкий иерархический вид, который не видим нашими глазами, но чувствуется нашим разумом. Он подчеркивает принципиальное значение связей между анкетны­ми вопросами: «Как правило, мы получаем ответ на проблемы при помощи формулирования множества вопросов, связанных между собой. Получение ответа на один из них является обязательным

условием для задавания других. Поэтому и вопросы формулиру­ются в иерархической системе»2.

Вопросы-фильтры, вопросы-ловушки, запутанная сюжетная линия повествования, анкеты-лабиринты с глубоко спрятанным исследователем ключом к разгадке — все это на вершине профес­сионального искусства социологического опроса. Но сейчас мы пока еще находимся у подножия этой пирамиды, учимся делать первые шаги. И они должны быть правильными.

Незримая логика анкетных вопросов, иногда напоминающая запутанный лабиринт, до конца не прояснена ни методистами, ни методологами. По сравнению с физическими или химическими инструментами, такими, как микроскоп, реторта, вольтметр и даже камера Вильсона для изучения элементарных частиц, соци­ологическая анкета на несколько порядков более сложное и мно­гомерное изобретение человеческого разума. Многомерное и во многом непредсказуемое.

Строго говоря, это средство одноразового использования. Ан­кета обладает свойствами уникальности:

♦ создается под конкретное исследование и изобретается за­ново для следующего случая;

♦ отражает индивидуальное мировоззрение, видение мира, уровень и направленность интеллектуальной компетентности сво­его автора, поэтому утверждают, что для одних и тех же целей, задач, обследуемой совокупности разные авторы сотворили бы совершенно разные инструменты;

♦ адресно приспособлена именно к этому объекту изучения и не допускает переноса на другой объект.

Последнее свойство следует оговорить особо. Оно нарушает аб­солютные каноны естествознания. К примеру, открытие какой-либо физической или биологической закономерности будет доказано и принято научным сообществом лишь тогда, когда открытие повто­рят в других частях света другие ученые и на других объектах. Со­здавать для разных объектов разные инструменты никакой здраво­мыслящий физик никогда не станет. Не делают этого в массовом порядке и социологи, используя один и тот же инструмент, напри­мер в маркетинговом исследовании, на разных объектах. А зря! Тиражировать можно отдельные вопросы, блоки вопросов, тесты (да и то весьма осторожно), но не анкету как сложное композици­онное устройство в целом. Когда отечественные ученые, участву-322

ющие в международном проекте, пытаются использовать на рос­сийской аудитории американский инструментарий, прекрасно зарекомендовавший себя на аборигенном населении, они сталки­ваются с множеством непреодолимых препятствий.

Дело в том, что социологическая анкета или текст интервью — это, программа коммуникативного общения двух разных людей, учено­го и респондента. Они представляют разные социальные группы, разные субкультуры, часто разные поколения и системы культурных ценностей. Это поликулътурный диалог, общение разных социокуль-турных миров. Найти общую площадку для общения в подобных условиях чрезвычайно непросто. К тому же анкета должна точно выполнить исследовательский замысел, измерить те признаки, на которые она рассчитана, получить надежную и достоверную инфор-мацию. Согласимся, что с такого рода сложностями, соединивши-мися в одной точке, не сталкивается ни физик, ни биолог.

Социологическая анкета представляет собой весьма сложный, если не сказать — изощренный сценарий беседы ученого с респон­дентом. Вначале опишем несколько очевидных и не таких уж слож-ных принципов составления анкетной композиции. Эти принци-пы выкристаллизовались в ходе многолетнего опыта проведения опросов. Они не так уж сложны, однако соблюдение их во многом будет способствовать точности и достоверности полученных в ходе опроса данных и предотвратит искажение информации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал