Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации






Выполнение студентами письменных работ являет­ся одной из составных частей учебного процесса.

Письменная работа по курсу «История государства и права зарубежных стран» прививает студентам навы­ки самостоятельной работы над правовыми актами и другими источниками; вырабатывает умение найти и отобрать в них необходимый материал и лаконично из­ложить его в рамках логически стройной схемы, а так­же способствует углубленному изучению дисциплины и является одной из форм проверки знаний.

Контрольные задания включают рекомендации по написанию письменной работы и варианты заданий для 1-го и 2-го семестров.

К выполнению контрольных заданий студент должен приступить лишь после тщательного изуче­ния всего материала курса «История государства и пра­ва зарубежных стран». Для этого следует использовать программу и прилагаемый список рекомендуемой лите­ратуры.

Письменная работа должна содержать ответы на вопросы и решение задач одного из пяти вариантов, по­мещенных в настоящем пособии. Выбор варианта осуще­ствляется по номеру зачетной книжки.

Вариант № 1 выполняют студенты, номер зачетной книжки которых оканчивается на цифры 1 или 6. Вари­ант № 2 - студенты, номер зачетной книжки которых оканчивается на цифры 2 и 7. Вариант № 3 - студенты, номер зачетной книжки которых оканчивается на циф­ры 3 или 8. Вариант № 4 - студенты, номер зачетной книжки которых оканчивается на цифры 4 или 9. Вари­ант № 5 - студенты, номер зачетной книжки которых оканчивается на цифры 5 или О.

Студент отвечает на вопросы и решает задачи в том порядке, как они стоят в задании. Ответы должны быть обоснованными и мотивированными, не допускающими двойного толкования. При решении задач необходимо делать ссылки на те или иные положения правовых ак­тов.

Не следует злоупотреблять цитатами, так как одна из задач контрольной работы - творческое изложение почерпнутых из источников положений. Поэтому лучше всего приводить цитаты в подтверждение собственных заключений либо как классическую формулировку мыс­ли, которую следует развить в работе. Содержание пра­вового акта необходимо излагать лишь в той части, ко­торая непосредственно относится к вопросу.

Работа выполняется на скреплен­ных (сшитых) стандартных листах. На титульном листе исполнитель пишет фамилию, имя, отчество, домашний адрес, дату начала и окончания работы. На последней странице он должен поставить подпись. Текст может быть написан от руки (общий объем 25-30 страниц), отпечатан на машинке через 2 интервала или выполнен на компьютере.

При написании работы следует указать номер ва­рианта, наименование раскрываемых вопросов и номера задач. Цитаты должны иметь ссылки на источники, из которых они взяты. Страницы задания необходимо про­нумеровать. После изложения каждого вопроса (реше­ния задачи) приводится список использованных право­вых источников и литературы.

Если письменная работа не соответствует предъяв­ляемым к ней требованиям, она считается незачтенной. В этом случае студент знакомится с замечаниями, уст­раняет их и исправленную работу предъявляет препода­вателю до сдачи экзамена.

Сроки для сдачи и проверки выполненной работы устанавливаются деканатом.

Й семестр Вариант № 1

 

1. Проанализируйте государственное устройство Спарты и Афин на основе труда Аристотеля «Полити­ка».

2. Что такое варна? Сколько варн было в Древней Индии? Какова их иерархия? Совпадала ли в Древней Индии социально-юридическая (сословная) и социально-экономическая (классовая) структуры населения? Какие юридические нормы закрепляют сословное неравенство варн (по законам Ману): в сфере гражданского права? в сфере уголовного права?

3. Что такое «суд присяжных»? Какова история его возникновения? При ответе используйте положения Кларендонской ассизы (1164 г.).

4. После смерти Урлама, сына Луму, осталось чет­веро детей - двое от жены и двое от рабыни-наложницы. При разделе наследства двое последних потребовали сво­ей доли, однако получили отказ. Какое решение будет справедливым в суде по законам Хаммурапи?

5. Задание для закрепления материала:
Составьте таблицу «Обвинительно-состязательный

процесс по законам XII таблиц».

 

Черты обвинительно-состяза­тельного процесса Таблица и статья законов XII таблиц
  .  

Вариант № 2

1. Как определяет римский юрист Гай граждан­ские права римлян и его основные источники в отличие от права народов («права всех людей», общенародного права)?

Как построены «Институции» Гая и какую отрасль (отрасли) права они охватывают в своем изложении?

2. Когда возникло городское право? С чем это было связано? Перечислите и охарактеризуйте основные ис­точники городского права.

3. Перечислите и охарактеризуйте основные источ­ники мусульманского права в порядке их исторического возникновения и официального признания.

Раб, приобретенный Марком Неждием без манципации у Гая Агерия, сделал несколько ценных покупок. Узнав об этом, Гай Агерий заявил в судебном порядке притязания на имущество, приобретенное рабом, обосно­вывая их сохранением на раба квиритского права.

Каково должно быть решение спора по преторскому праву?

5. Задание для закрепления материала:

Заполните таблицу, чтобы предметно установить, насколько соразмерны права и обязанности каждой из варн.

 

Варна Обязанности Права Выводы о правовом статусе членов Вар­ны
    с указанием конкретных статей законодательного памятника  
         

Вариант № 3

1. Как в нормах-принципах главы VII " Законов Ману" охарактеризован статус царя? Какие идеологические и юридические обоснования приведены брахманами для оправдания репрессивной политики государства?

В чем состоят юридические и внеправовые средства охраны царской власти и особы монарха согласно «Арт-хашастре» Каутильи?

2. Какие перемены сопровождали переход от рес­публиканского устройства к империи в Древнем Риме?

Какие перемены и реформы периода принципата и домината способствовали упрочению монархической формы правления?

3. Какие три сословия (состояния) упомянуты в книге Бомануара «Кутюмы Бовези»? Каковы их права и обязанности?

4. Авл Гелий решил купить у соседа зерно. После того как договорились о цене, сосед передал Авлу Гелию ключ от своего амбара и сообщил, что за деньгами прие­дет завтра. Ночью амбар соседа сгорел вместе со всем находившимся там зерном от удара молнии. Кто понесет убытки?

5. Задание для закрепления материала:
Определите, какой характер носит данное наказа­ние.

«Справа - у позорного столба закованный в колод­ки провинившийся горожанин. Вокруг теснится толпа зрителей. На переднем плане - городской советник со свитком в руке и чернильницей у пояса».

Какие еще средневековые наказания за преступле­ния вы знаете? При ответе используйте статьи «Кароли­ны» (1532 г.).

 

Вариант № 4

Ни в одной из статей законов Хаммурапи принцип равного возмездия («талиона») не применяется при на­значении наказаний за правонарушения, совершенные мушкенумом против мушкенума. О чем это свидетельст­вует, на ваш взгляд?

Что такое каноническое право? Какова была его сфера действия? Охарактеризуйте источники канониче­ского права.

В чем своеобразие абсолютистских режимов в Анг­лии, Франции и Германии?

Дом, предоставленный в качестве узуфрукта, был продан его собственником третьему лицу. Последний, как только сделка была совершена, стал требовать, что­бы узуфруктарий покинул дом. Основательно ли это тре­бование с точки зрения римского права?

Задание для закрепления материала:

Проанализируйте источник. Заполните таблицу «Система преступлений и наказаний по «Законам XII таблиц».

 

Объект преступления Вид пре­ступления Таблица, статья Наказание
1. 2. 3. 4. 5. Государство Религия Собственность Личность Правосудие      

 

Вариант № 5

1. Каковы важнейшие отличия древневосточной и
античной систем древнего права?

Что такое «власть-собственность»?

2. Существует ли преемственная связь между Сво­дом Юстиниана и последующим законодательством Ви­зантии (Эклога, Василики, Прохирон)?

3. Что такое «варварские правды»? Дайте общую характеристику наиболее известной из них - Салической правды.

4. Какова роль и значение Великой Хартии Воль­ностей 1215 года?

5. Марк Сульпиций составил завещание в присут­ствии семи свидетелей «посредством меди и весов», на­значив единственным наследником племянника, устра­нив общей формулой подвластного сына и внука. После его смерти они оспорили завещание.

Каково должно быть решение суда:

а) по цивильному праву;

б) по преторскому праву?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал