Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные функции истории как науки






УТВЕРЖДена

На заседании учебно-методического совета кафедры

________________________

 

«___»______________201_г

 

 

Тема № 1

Введение в изучение курса

«Отечественная история»

(Теория и методология исторической науки)

Преподаватель

Непочатов В.К.,

профессор МОИУП

 

ИВАНТЕЕВКА

Тема № 1

Теория и методология исторической науки

 

ПЛАН

1. Цель курса: История России.

2. Задачи курса: История России.

Место государства в обществе (предпосылки для образования государства)

Место Россия в мировом историческом процессе

Исторические источники

История России — это одновременно научная и учебная дисциплина, в рамках которой изучается многогранный процесс становления и развития нашего Отечества с древнейших времен до наших дней, складывание его многонационального народа и формирование основных государственных и общественных институтов.

Структура исторических знаний

1. Источниковедение - разрабатывает теорию, методику, способы изучения и использования исторических источников.

2. В рамках источниковедения получили развитие вспомогательные, или специальные, исторические дисциплины:

3. палеография, изучающая памятники письменности по их внешним особенностям,

4. генеалогия — наука о происхождении и родственных связях отдельных лиц и семей,

5. геральдика — наука о гербах, сфрагистика — наука о печатях, нумизматика — наука о монетах и истории их чеканки,

6. историческая хронология, изучающая системы летосчисления, календари,

Историческая география и историческая топонимика.

8. археология — наука, изучающая историю общества по вещественным памятникам, материальным остаткам жизни и деятельности людей, орудиям груда, предметам домашнего обихода и т.д.

9. историография, изучающая развитие исторических знаний и исторической науки в целом.

Историческая наука

Историческая наука в современном ее понимании — как исследовательское направление и учебная дисциплина — в целом сложилась еще в эпоху рационализма в XVII — начале XVIII в.

Историческая наука делится на:

Всеобщую, всемирную;

Историю происхождение человека и его развитие;

3. Историю отдельных стран, народов, цивилизаций с древнейших времен до наших дней;

Отечественную историю.

Выдающиеся историки

1. XVIII и XIX вв.

В.Н. Татищев и М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин, МП. Погодин и Н.Г. Устрялов, Б.Н. Чичерин и К.Д. Кавелин, И.Е. Забелин и СМ. Соловьев, Н.П. Павлов-Сильванский п И.О. Ключевский, Н.И. Кареев и П.Н. Милюков и др.

2. XX в.

С.Ф. Платонов, А.С. Лаппо-Данилевский, М.Н. Покровский, Ю.В. Готье, Е.В. Тарле, В.И. Пичета, Б.Д. Греков, Н.М. Дружинин, М.Н.Тихомиров и др.

Социальные функции истории как науки

1. Познавательная - познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания,

2. Интеллектуально-развивающая - теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития.

3. Практически-политическая - помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегая тем самым субъективных решений политического характера, знание истории способствует определению оптимального варианта политики руководства массами и взаимодействия с ними различных партий и движений.

4. Мировоззренческая - в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения.

5. Воспитательная функция - воспитывает у народа нравственные качества, помогает разобраться в пороках общества, в мировоззрении политических руководителей.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал