Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальные функции истории как наукиСтр 1 из 3Следующая ⇒
УТВЕРЖДена На заседании учебно-методического совета кафедры ________________________
«___»______________201_г
Тема № 1 Введение в изучение курса «Отечественная история» (Теория и методология исторической науки) Преподаватель Непочатов В.К., профессор МОИУП
ИВАНТЕЕВКА Тема № 1 Теория и методология исторической науки
ПЛАН 1. Цель курса: История России. 2. Задачи курса: История России. Место государства в обществе (предпосылки для образования государства) Место Россия в мировом историческом процессе Исторические источники История России — это одновременно научная и учебная дисциплина, в рамках которой изучается многогранный процесс становления и развития нашего Отечества с древнейших времен до наших дней, складывание его многонационального народа и формирование основных государственных и общественных институтов. Структура исторических знаний 1. Источниковедение - разрабатывает теорию, методику, способы изучения и использования исторических источников. 2. В рамках источниковедения получили развитие вспомогательные, или специальные, исторические дисциплины: 3. палеография, изучающая памятники письменности по их внешним особенностям, 4. генеалогия — наука о происхождении и родственных связях отдельных лиц и семей, 5. геральдика — наука о гербах, сфрагистика — наука о печатях, нумизматика — наука о монетах и истории их чеканки, 6. историческая хронология, изучающая системы летосчисления, календари, Историческая география и историческая топонимика. 8. археология — наука, изучающая историю общества по вещественным памятникам, материальным остаткам жизни и деятельности людей, орудиям груда, предметам домашнего обихода и т.д. 9. историография, изучающая развитие исторических знаний и исторической науки в целом. Историческая наука Историческая наука в современном ее понимании — как исследовательское направление и учебная дисциплина — в целом сложилась еще в эпоху рационализма в XVII — начале XVIII в. Историческая наука делится на: Всеобщую, всемирную; Историю происхождение человека и его развитие; 3. Историю отдельных стран, народов, цивилизаций с древнейших времен до наших дней; Отечественную историю. Выдающиеся историки 1. XVIII и XIX вв. В.Н. Татищев и М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин, МП. Погодин и Н.Г. Устрялов, Б.Н. Чичерин и К.Д. Кавелин, И.Е. Забелин и СМ. Соловьев, Н.П. Павлов-Сильванский п И.О. Ключевский, Н.И. Кареев и П.Н. Милюков и др. 2. XX в. С.Ф. Платонов, А.С. Лаппо-Данилевский, М.Н. Покровский, Ю.В. Готье, Е.В. Тарле, В.И. Пичета, Б.Д. Греков, Н.М. Дружинин, М.Н.Тихомиров и др. Социальные функции истории как науки 1. Познавательная - познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, 2. Интеллектуально-развивающая - теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития. 3. Практически-политическая - помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегая тем самым субъективных решений политического характера, знание истории способствует определению оптимального варианта политики руководства массами и взаимодействия с ними различных партий и движений. 4. Мировоззренческая - в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. 5. Воспитательная функция - воспитывает у народа нравственные качества, помогает разобраться в пороках общества, в мировоззрении политических руководителей.
|